План-конспект подгруппового логопедического занятия
в 1 доп. классе (ТНР)
Тема: «Автоматизация [р’] в словах и чистоговорках»
Цель: закрепить произношение [р’] в словах
и чистоговорках
Задачи: 1) образовательные:
- обучение умению выделять существенные
признаки звука;
- обучение образовывать форму родительного
падежа единственного числа имени
существительного;
- обучение умению работать по образцу;
2) коррекционно–развивающие:
- отработка четкого произношения звука [р’]
на конкретном речевом материале;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики, координации
движений, пространственной ориентировки;
- развитие воображения, внимания, слухового
и зрительного восприятия;
- развитие пространственного, логического
мышления, слуховой и зрительной памяти.
3) воспитательные:
- воспитание умения слушать учителя,
формирование положительной мотивации
на занятии;
- воспитание умения слушать друг друга и
анализировать ответы друг друга;
воспитание самоконтроля за речью,
желание научиться произносить правильно [р’]
Оборудование: зеркала, ИКТ, мячики Су-Джок, альбомные листы,
карандаши, логопедия Ю.К. Школьник
Структура занятия: I.Орг.момент.
II. Логопедическая зарядка.
III.Повторение.
1.Характеристика звука [р’].
2.Работа на компьютере.
3.Автоматизация звука [р’] в слогах.
IV. Дыхательная гимнастика
V. Работа над темой занятия. Игры на развитие
словаря и фонематического слуха.
VI. Физминутка.
VII. Продолжение работы по автоматизации [р’]:
1.Упражнение на развитие навыка
словообразования.
2.Игры на развитие логического мышления
и восприятия.
3.Закрепление [р’] в чистоговорках.
VIII.Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и начнём занятие.
– Занятие я хочу начать с пожелания:
«Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!»
– Сегодня мы «побываем» в цирке, вспомним названия цирковых артистов, сами станем участниками циркового представления, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р’].
II. Логопедическая зарядка.
Самомассаж лица и шеи.
- Сначала сделаем небольшой, но очень полезный массаж.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем
Потом мы подбородок мягко пощипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Развитие мимики.
– Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста. Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка и сейчас он будет выполнять разные упражнения, а помогать ему будут наши руки.
Артикуляционная гимнастика .
«Лопаточка»
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
«Иголочка»
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
«Лопаточка-иголочка»
Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
«Часики»
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку.
При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
«Маляр»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Лошадка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
«Грибок»
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
«Гармошка»
Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.
«Болтушка, индюк»
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Заведи моторчик»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
«Загони мяч в ворота»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, задуть ватку ворота. Ворота можно сделать из проволоки.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки.
III.Повторение.
1.Характеристика звука [р’].
– С помощью какого звука мы заводили мотор? Давайте дадим характеристику звуку [р’], а помогут нам схема и картинки. Характеристика звука: (кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосовые связки работают, звук – согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий).
2. Работа на компьютере.
(Развитие слухового внимания и кратковременной памяти )
Игра «Поймай звук» (ИКТ)
( Повторение звука [р’]изолированно и в слогах )
– Прежде, чем мы тронемся в путь на автомобиле, мы заведём моторчик:
рь-рь-рь .
– Поставьте автомобиль в крайний правый нижний угол листа. Едем в
верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в
верхний левый угол, в центр листа. Заглушите моторы.(Начертить путь на
тетрадном листе).
3. Автоматизация звука [р’] в слогах. (Чтение слогов. Логопедия
Ю.К.Школьник).
IV. Дыхательная гимнастика (под весёлую музыку).
– Ребята, мы приехали в цирк.
– Что за весёлая музыка звучит, кто под эту музыку всех веселит?
– Это клоун.
Что за хохот? Что за крик?
Клоун показал язык.
Очень редко языки
Так бывают велики!
V. Работа над темой занятия: «Автоматизация [р’] в словах и чистоговорках» ( игры на развитие словаря и фонематического слуха)
1. Игра «Оркестр».
– Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр?
(Это оркестр)
– Задание: назовите музыкальный инструмент, который показал нам
весёлый клоун (скрипка)
– Назовите музыканта, который играет на скрипке (скрипач)
– А как называется музыкант, который играет на гитаре (гитарист)
2. Игра «Отгадай».
– Я хочу предложить вам вспомнить цирковые профессии. Отгадайте, о
каком артисте идёт речь.
– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).
– Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)
– Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)
– Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!
Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)
– Летает, но не птица. Высоты он не боится.
Под куполом вращается, на землю возвращается (воздушный гимнаст)
– Палочкой помашет – тигры пляшут.
Нахмурит лицо – тигр прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик? Нет, это... ( слово «дрессировщик» - называет
один из учеников)
3. Игра «Дрессированные тигры».
(Задание: определить место звука [р’] в слове)
– В цирке идёт дрессировка, тигр с тумбы на тумбу прыгает ловко. Я буду
показывать картинку, если звук [р’] слышится в начале слова, тигр должен
прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в
конце слова – на третью тумбу.
VI. Физминутка (работа с мячиками Су-Джок)
– Ребята, в цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? (Это небольшой перерыв в представлении )
– Нам объявили антракт. Поиграем с мячиками.
VII. Продолжение работы по автоматизации [р’] в словах, чистоговорках
1.Упражнение на развитие навыка словообразования:
– Представление продолжается. Фокусник на арену выходит и разные
чудеса происходят.
– Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие
предметы в маленькие превращать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем превращать.
Дружно мы руками хлопнем - раз, два, три,
И ногами бойко топнем - раз, два, три,
По коробке постучим - раз, два, три,
Что в коробке поглядим!
(Репа-репка, огурец-огурчик, перец-перчик и др .)
2.Игры на развитие логического мышления и восприятия:
а) игра « Посчитай»
– Одна репка,
две репки, и т.д.(от 1до10 и от 10 до 1).
б) игра с мячом
– Ребята, давайте поможем жонглеру, ведь жонглировать мячами очень
трудно. Мы с вами, как настоящие жонглеры будем бросать друг другу
мяч. (Логопед называет слово со звуком [р’], дети преобразовывают слово
в форму родительного падежа: репа –много реп, огурец – много огурцов
и др.)
3.Закрепление [р’] в чистоговорках.
– Ребята, представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
И мы тоже попрощаемся с артистами и гостями. А на прощание вы
покажете, как научились произносить [р’].
– Повторите чистоговорки с различной интонацией:
Ре – ре- ре – пора ехать детворе. (Произносить громко).
Ерь - ерь - ерь – мы выходим через дверь. (Произносить, выделяя разные
слова).
Ри - ри - ри – уже погасли фонари. (Произносить тихо).
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
– Какой звук вы сегодня учились правильно и чётко произносить?
– Что было особенно трудно на занятии?
– Что было интересно на занятии?
Приложение


