Организационный момент. Логопед. Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы наше занятие началось, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадки, назови профессии». Логопед. Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? Дети. Продавец! Логопед. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? Дети. Доктор (врач)! Логопед. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? Дети. Пожарный! Логопед. Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? Дети. Шофер! Логопед. Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически? Дети. Парикмахер! Логопед. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? Дети. Повар! Логопед. Кто построит нам квартиры, школы, садик, магазины? Дети. Строитель! Логопед. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? Дети. Милиционер! Логопед. Кто научит считать и читать, многое знать и красиво писать? Дети. Учитель! Логопед. Молодцы! Присаживайтесь на свои места. 1)Сообщение темы занятия Логопед. Ребята, как вы поняли, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них. Логопед. Но для начала, вспомним, какое стихотворение мы с вами учили на прошлом занятии с помощью таблицы. Дети. Мы учили стихотворение про повара («Повар»). Логопед. Посмотрите на таблицу внимательно и вспомните все слова из этого стихотворения, а тот, кто вспомнит, мне его расскажет. «Повар» Ходит | повар | в колпаке, | с поварешкою | в руке. | Он готовит | Нам | обед: | кашу, суп и винегрет. | Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице. 2) Выполнение лексико – грамматических упражнений 1. Игра «Кому, что нужно для работы?» Логопед. Замечательно, ребята. Скажите, а какие инструменты нужны повару для работы? Дети. Половник, кастрюли, сковородки, тарелки. Логопед. А сейчас давайте подумаем, какие инструменты и рабочие принадлежности нужны людям разных профессий. У каждого из вас на столе лежит карточка с изображением инструмента. Возьмите свои карточки и скажите, кому необходим в работе этот инструмент. Дети отвечают полным предложением, кому этот предмет нужен: - Градусник нужен доктору, чтобы мерить температуру у пациентов. - Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей и т.д. 2. Игра «Кто внимательнее?» («Четвертый лишний»). Логопед. А теперь, ребята, посмотрим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на картинку, кто здесь нарисован? Дети. На картинке нарисован пожарный. Логопед. Подумайте, какой предмет не нужен этому человеку? Дети. Лишний предмет градусник. Логопед. А почему? Дети. Градусник нужен доктору и т.д. Дети отвечают полными предложениями. 3.Физминутка Лебеди летят Крыльями машут | - плавные движения руками с большой амплитудой | Метнулись над водой Качают головой | - наклоны вперёд | Прямо и гордо Умеют держаться | - стоят прямо вытянув шею | Очень бесшумно На воду садятся | - бесшумно приседают опустив руки. | 4.Игра с мячом «Кто, где работает?» Логопед. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Кто, где работает?» Я буду бросать вам мячик, и спрашивать, кто и где работает, а вы в ответ, будете возвращать мне мячик с правильным ответом. Логопед бросает мячик со словами: «Где работает… учитель, повар, строитель, доктор, продавец парикмахер, пожарный, шофер, милиционер, воспитатель, швея?» Дети (отвечают на вопросы и бросают мячик логопеду): - Швея работает в ателье. - Учитель работает в школе. - Строитель работает на стройке. - Повар работает на кухне (в столовой, в ресторане, в кафе). - Пожарный работает в пожарной части. - Продавец работает в магазине. - Милиционер работает в милиции. - Доктор работает в больнице. - Воспитатель работает в садике. - Парикмахер работает в парикмахерской (в салоне красоты). 3) Работа с мнемотаблицей Логопед. Ребята, как я вам уже говорила, сегодня мы будем составлять рассказы о людях разных профессий. Мы с вами уже много узнали о них, теперь нужно составить красивый рассказ. Посмотрите на таблицу. Давайте рассмотрим все квадраты в таблице. О чем мы будем говорить в первом квадрате? Дети. В первом квадрате мы будем говорить о человеке какой-нибудь профессии и т.д. 1. Название профессии. 2. Место работы. 3. Форменная одежда. 4. Что нужно для работы. 5. Что человек делает на работе. Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер носит фартук, чтобы не испачкаться в краске для волос. Для работы парикмахеру нужны ножницы, расческа, фен, бигуди, краска для волос. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые прически. Логопед. А теперь ребята, выберете для себя человека какой-нибудь профессии и расскажите о нем, используя нашу помощницу – таблицу. 4) Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемотаблицу. 5) Рефлексия. Анализ детьми рассказов друг друга. 6) Итог занятия. Логопед. О ком мы сегодня с вами говорили? | Практический метод: игра «Отгадай загадки, назови профессии» Словесный метод: логопед задает вопросы в игре. Словесный метод: информирование детей о цели занятия. Наглядный метод: логопед выставляет на магнитную доску мнемотаблицу к стихотворению «Повар» 1 человек рассказывает стихотворение полностью, 2 человека рассказывают по 3 квадрата. Практический метод: игра «Кому, что нужно для работы» Наглядный метод: логопед раздает детям картинки с изображением инструмента. Словесный метод: логопед дает детям инструкцию к игре. Практический метод: игра «Четвертый лишний». Наглядный метод: логопед выставляет на магнитную доску картинки с изображением человека определенной профессии и ряда предметов, необходимых для этого вида деятельности, среди которых есть ненужный. Метод релаксации: проведение физкультминутки Практический метод: игра «Кто, где работает?» Словесный метод: логопед дает детям инструкцию к игре. Словесный метод: логопед задает вопросы детям в игре. Словесный метод: логопед информирует детей о предстоящем задании. Наглядный метод: логопед выставляет на магнитную доску мнемотаблицу. Словесный метод: Логопед объясняет, что нарисовано в каждом квадрате таблицы и уточняет с детьми последовательность рассказывания. Словесный метод: логопед дает детям пример рассказа. Словесный метод: логопед задает детям вопросы о проведенном занятии. |