- Развивать умение изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией; передать голосом эмоциональные переживания и чувства;
- Формировать простой однокомпонентный интонационный навык.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Второй год обучения.
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат |
1. Вводный этап (Мотивационно-целевой) |
1 | Обеспечить мотивацию к принятию детьми цели учебно-познавательной деятельности, создать проблемную ситуацию. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Послушайте музыку. Вы знаете, из какого она мультфильма? - Верно. А правильно этот мультфильм называется «Золотой ключик или приключения Буратино». - А теперь подойдите к компьютеру. Посмотрите, кто изображен на картинке? - Так вот, Буратино прислал нам аудиозапись. Внимательно послушайте. - Ребята, мы поможем Буратино? | Логопед приветствует детей, включает музыку. Логопед включает презентацию, предлагает подойти к столу и послушать аудио. Запись1. Буратино: «Здравствуйте, ребята. Карабас Барабас заколдовал голоса Мальвины, Пьеро и Артемона. Голоса у них стали одинаковые. Теперь их никто не понимает, и они не смогут показывать спектакли». | Дети входят в кабинет, здороваются с логопедом, слушают музыку. - Буратино. Дети подходят к столу. - Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон. Дети слушают аудиозапись. Желание детей помочь Буратино. - Да. |
2. Основной этап (Операционный) |
1. | Выполнять артикуляционную гимнастику. | - Хорошо. Но сначала нам нужно потренировать наш ротик, сделать гимнастику для язычка, чтобы все задания нам давались легко и просто. Задание: «Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Блинчик». | Логопед предлагает детям занять свои места, взять зеркала. Демонстрирует выполнение упражнений. | Дети садятся за парты, берут зеркала и выполняют упражнения. |
2. | Уметь различать и воспроизводить тембр голоса. | - Молодцы. Теперь мы готовы помочь Буратино и его друзьям. Посмотрите на картинку. Кому мы вначале поможем? Он тоже прислал нам запись. Давайте послушаем. - Артемон, мы покажем тебе, как с помощью голоса передавать различные чувства. - Ребята, рассмотрите внимательно картинки. Кто тут нарисован? - Хорошо. Послушайте и определите, чей голос звучит. Покажите подходящую картинку. - Молодцы. Продолжим помогать Артемону. Сейчас я буду произносить разные сочетания звуков, а вы должны подобрать подходящую рожицу. - А теперь повторите звукосочетания за мной. - Молодцы, ребята, с первым заданием мы справились, помогли Артемону, научили его с помощью голоса передавать различные эмоции. | Логопед предлагает подойти к столу и послушать аудио. Запись 2. Артемон: «Ребята, я разучился с помощью голоса передавать различные эмоции. Помогите мне. Покажите, как вы это делаете». Перед детьми на экране картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Детям предлагается прослушать запись с голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение людей. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство), повторить междометие. 1. Ах! – радость восхищение. 2. Ой! – испуг, страх. 3. Ух! – недовольство. 4. О! – удивление. 5. Эх, – грусть, сожаление. | Дети подходят к столу, слушают запись. - Артемону. - Девочка, мальчик, девушка, мужчина, бабушка, дедушка. Дети слушают записи и показывают соответствующее изображение. Дети внимательно слушают логопеда и выбирают подходящий символ. Дети повторяют междометия. |
3. | Физминутка | - А теперь мы немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Буратино шел-шел, Белый гриб нашел. Раз грибок, два грибок. Вот и целый кузовок. | Логопед проговаривает стих и показывает детям движения (2 раза). | Дети встают в кружок. Дети выполняют движения и проговаривают слова. |
4. | Умение четко произносить гласные звуки. | - А теперь мы с вами должны помочь следующему герою. Посмотрите, кто это? - Послушаем запись. - Пьеро, конечно, мы тебе поможем. Правда, ребята? - Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю голосом. А сама-то величава, Выплывает, словно пава. - Правильно. А теперь хором произнесем этот звук, четко его проговаривая. - Кто-нибудь знает, что такое пава? - Это значит, плавно, величественно. Понятно? Аналогично с другими гласными. Используемые стихи: 1. И в суму его пустую Суют грамоту другую. 2. Ты мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос. 3. Синей иней, синий лёд, Синих красок хоровод. | Логопед предлагает подойти к столу и послушать запись. Запись 3. Пьеро: «Ребята, никто не понимает, что я говорю. Я невнятно произношу гласные. Научите меня их говорить четко». Логопед читает стих, выделяя голосом звук [а]. | Дети подходят к столу. - Пьеро. Дети слушают запись. - Да. Дети внимательно слушают логопеда и называют нужный звук. Дети произносят звук. Ответы детей. - Нет / ответы детей. - Да. |
5. | Работа над ритмом. | - Ребята, у нас остался ещё 1 герой. Кто это? - Верно. Мальвина очень ждет нашей помощи. - А вы умеете различать ритм? - Хорошо. Тогда присядьте за парты и внимательно послушайте, какой ритм я отстучу и ответьте, сколько раз я отстучала. / // //// // // /// /// /// / // /// / ///// / - А теперь отстучите также, как и я. | Логопед предлагает подойти к столу и послушать аудио. Запись 4. Мальвина: «Ребята, я в спектаклях всегда отвечаю за музыкальное споровождение. А сейчас я совсем не слышу ритм. Научите меня различать его». Логопед предлагает детям занять свои места. Логопед отстукивает ритм. Логопед предлагает детям встать возле парты и отстукивать ритмы. | Дети подходят к столу. - Мальвина. - Да. Ответы детей. Дети отстукивают ритм. |
6. | Развитие мелкой моторики рук. | - Вот мы и помогли всем персонажам. Но чтобы колдовские чары перестали действовать, нам нужно раскрасить Буратино. | Логопед предлагает детям занять свои рабочие места и раскрасить картинки. Логопед при необходимости оказывает ребятам помощь. Демонстрация раскрашенных рисунков. | Дети занимают свои места и раскрашивают картинки. |
7. | Физминутка | - А теперь мы немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Логопед проговаривает стих и показывает детям движения (2 раза). | Дети встают в кружок. Дети выполняют движения и проговаривают слова. |
8. | Голосовая гимнастика. | - Ребята, пока мы спасали Буратино и его друзей, то тоже многому научились. Давайте покажем, чему именно. Нам нужно будет сейчас пройти голосом по воображаемой лесенке. Вначале у нас будет голос низкий-низкий, потом всё выше и выше, а в конце – высокий-высокий. - А теперь самостоятельно. | Логопед демонстрирует выполнение задания, используя в качестве помощи – движение руки. | Дети повторяют за логопедом. Дети выполняют задание. |
3. Заключительный (рефлексивно-оценочный) |
1. | Оценка своей работы | - Ребята, сегодня мы спасли Буратино и его друзей. Что вам понравилось в нашем занятии? Что было трудно? Что легко? - Я дарю вам солнышко за отличную работу. | Логопед дарит картинки с изображением солнышка, призы-поощрения. Логопед прощается с детьми. | Ответы детей. Дети благодарят логопеда. |