Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»
Конспект урока
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема: «Относительные имена прилагательные»
Учитель: Муселемова Зумруд Маратовна
Тема урока: «Относительные имена прилагательные»
Цель урока : дать уч-ся понятие относительных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.
Оборудование: карточки, презентация.
Ход урока:
Орг. момент.
Опрос по домашнему заданию
Активизация опорных знаний.
Работа по карточкам.
- заполните текстоид.
Имя прилагательное- это ____________________________________
___________________________________________________________
Имя прилагательное изменяется по …_________
В предложении и словосочетании имя прилагательное зависит от …____
Имя прилагательное может иметь ______________ форму и _________форму. Я знаю три разряда имени прилагательного: __________________________________________________________.
__________________прилагательные могут иметь ______________и ______________________степени сравнения. Сравнительная степень, как и превосходная, может иметь ________формы:_______ и ___________________.
___________________________форма сравнительной степени образуется при помощи ___________________________________.
_______________________форма – при помощи слов _____________.
_______________________форма превосходной степени сравнения образуется при помощи ____________________________________.
Составная – при помощи слов ___________________ сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам.
В предложении имя прилагательное обычно бывает ________________________________________________________.
Постановка проблемного вопроса
- чем относительные имена прилагательные отличаются от качественных?
4. Постановка целей и задач урока.
5. Работа над темой урока.
1. Работа с материалом для наблюдения
Мягкое кресло – деревянное кресло
- определите, чем различаются эти имена прилагательные? ( ответы детей)
Слово учителя.
Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому.
Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение.
Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста.
2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных
-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)
-Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)
-Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.
-Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?
Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).
Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.
Записи в тетрадь
1. Не имеют степеней сравнения.
2. Не имеют краткой формы.
3. Не сочетаются с наречием очень.
4. Не имеют антонимов.
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
2. Знакомство с теоретическим материалом ( см. учебник стр.18 2 часть)
3. Конструирование слов
- образуйте от имен существительных относительные имена прилагательные
- докажите, что они относительные
- разберите образованные слова по составу
Ситец- золото- вечер-
Мохер- стекло- февраль-
Дерево- бумага- стол-
Железо- квадрат- утро-
Выполнение упражнения 343
(Русских, горный, луговой, каменистых, дикие)
Выполнение упражнения 344
- с 3-4 словами составьте предложения, связав их одной темой
выполнение упражнения 345
- о каком промысле вы узнали из текста?
- о каких еще русских промыслах вы знаете?
- какие игрушки ручной работы ( из глины, дерева, тканей, теста) вы пробовали сами изготовить?
7. цифровой диктант
1 – качественные прилагательные,
2 – относительные прилагательные.
6.Рефлексия.
На доске «Восстанови правило»:
1. К относительным прилагательным относятся…..
2. Они не имеют…..
3. В предложении они являются……
7. Домашнее задание.
1. выполнить упр. 346
2. выучить теоретический материал учебника
3. выполнить упр. 347