СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Подлежащее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Подлежащее"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»




Конспект урока





Класс: 6





Предмет: русский язык



Тема: «Относительные имена прилагательные»









Учитель: Муселемова Зумруд Маратовна





Тема урока: «Относительные имена прилагательные»


Цель урока : дать уч-ся понятие относительных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.

Оборудование: карточки, презентация.



Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Опрос по домашнему заданию

  3. Активизация опорных знаний.

  1. Работа по карточкам.

- заполните текстоид.

Имя прилагательное- это ____________________________________

___________________________________________________________

Имя прилагательное изменяется по …_________

В предложении и словосочетании имя прилагательное зависит от …____

Имя прилагательное может иметь ______________ форму и _________форму. Я знаю три разряда имени прилагательного: __________________________________________________________.

__________________прилагательные могут иметь ______________и ______________________степени сравнения. Сравнительная степень, как и превосходная, может иметь ________формы:_______ и ___________________.

___________________________форма сравнительной степени образуется при помощи ___________________________________.

_______________________форма – при помощи слов _____________.

_______________________форма превосходной степени сравнения образуется при помощи ____________________________________.

Составная – при помощи слов ___________________ сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам.

В предложении имя прилагательное обычно бывает ________________________________________________________.


  1. Постановка проблемного вопроса

- чем относительные имена прилагательные отличаются от качественных?

4. Постановка целей и задач урока.

5. Работа над темой урока.

1. Работа с материалом для наблюдения

Мягкое кресло – деревянное кресло

- определите, чем различаются эти имена прилагательные? ( ответы детей)

Слово учителя.

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому.

Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение.

Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста.

2.       Сопоставление качественных и относительных прилагательных

-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

-Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

-Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

-Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.

Записи в тетрадь

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

2. Знакомство с теоретическим материалом ( см. учебник стр.18 2 часть)

3. Конструирование слов

- образуйте от имен существительных относительные имена прилагательные

- докажите, что они относительные

- разберите образованные слова по составу

Ситец- золото- вечер-

Мохер- стекло- февраль-

Дерево- бумага- стол-

Железо- квадрат- утро-

  1. Выполнение упражнения 343

(Русских, горный, луговой, каменистых, дикие)

  1. Выполнение упражнения 344

- с 3-4 словами составьте предложения, связав их одной темой


  1. выполнение упражнения 345

- о каком промысле вы узнали из текста?

- о каких еще русских промыслах вы знаете?

- какие игрушки ручной работы ( из глины, дерева, тканей, теста) вы пробовали сами изготовить?

7. цифровой диктант

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

6.Рефлексия.

На доске «Восстанови правило»:

1. К относительным прилагательным относятся…..

2. Они не имеют…..

3. В предложении они являются……

7. Домашнее задание.

1. выполнить упр. 346

2. выучить теоретический материал учебника

3. выполнить упр. 347