СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Подросток и конфликты"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Подросток и конфликты"»

6


Занятие № 8

«Подросток и конфликты»


Цель: - познакомить подростков с понятием «конфликт».

Задачи: - дать представление о различных стилях разрешения конфликта;

- углубить само понимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Подросток и конфликты», бланки с заданиями и ситуациями.


Ход занятия:


  1. Вводная часть

Воспитатель: Добрый день, сегодня мы с вами проведем необычное занятие – психологический час. Его тема: «Подросток и конфликты».

- Скажите, ребята, что такое «конфликт» в вашем понимании? (ответы детей)

- Ссора, когда люди не могут поделить что-то и т.д.

Воспитатель: Вы все правильно сказали.


Просмотр презентации «Подросток и конфликты»

Конфликт – это противодействие или противоборство двух сторон при принятии какого-нибудь решения, когда их взгляды, интересы, желания не совпадают. Слайд 2

Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. Вспомните, пожалуйста, и опишите, как вы обычно выходите из конфликтных ситуаций. (ответы детей)

- Деремся, просим прощения, не обращаем внимания, уступаем и др.

Воспитатель: Действительно, существует множество выходов из конфликтных ситуаций. В психологии выделяют пять основных стиля поведения в конфликтной ситуации. Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.


  1. Основная часть

Работа над ситуациями

- Давайте поподробнее рассмотрим каждый вариант и обсудим его.

1. Два мальчика не могут поделить заинтересовавший их предмет, например, кораблик. Если кораблик можно было бы разделить на две равнозначные половинки, то конфликт был бы разрешен. Но мы понимаем, что каждый хочет заполучить предмет целиком. Как же можно выйти из сложившейся ситуации?

Первый вариант: «Избегание».

Избегание – это когда одна из сторон уходит от конфликта, не заявляя о своих интересах. Один из друзей играет корабликом, а другой уходит в сторону. Конфликт разрешен?

Ребята: Да.

Воспитатель: - А как чувствует себя человек, постоянно избегающий конфликтов и не отстаивающий свои собственные интересы?

Ребята: Плохо.

Воспитатель: Но существует ряд ситуаций, когда лучше всего постараться избежать их. Например, вы задержались в гостях и возвращаетесь поздно домой в одиночестве. Вдруг вы видите подозрительную компанию недалеко от вашего дома. Что лучше всего сделать в этой ситуации?

Ребята: Обойти этих людей стороной.

Воспитатель: Правильно, можно еще подождать прохожих, чтобы пройти вместе с ними мимо этой компании. А правильнее всего будет заранее позаботиться о своей безопасности: не задерживаться допоздна, попросить, чтобы вас проводили или встретили. Старайтесь всегда избегать потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций!

Второй вариант: «Приспособление».

Приспособление – это когда одна из сторон уступает требованиям оппонента.

Например, в случае с корабликом, один из ребят отдает предмет другому, лишь бы не усугублять конфликт. Конфликт разрешен?

Ребята: Да.

Воспитатель: - А как чувствует себя уступивший человек?

Ребята: Плохо.

Воспитатель: в жизни существуют ситуации, в которых лучше всего уступить. Например, если ваш оппонент гораздо сильнее вас или значительно выше по статусу. Не смогли вы избежать встречи с неприятной компанией, о которой говорилось раньше. Эти люди потребовали отдать им телефон, сумку или деньги. Лучше уступить им в данной ситуации, потому что, каким бы дорогим не был ваш любимый телефон, жизнь и здоровье стоят гораздо дороже. Ваши родители или друзья ни в коем случае не будут осуждать вас, потому что, в сложившихся обстоятельствах, вы проявили не трусость, а мудрость.

Третий вариант: «Соревнование».

Соревнование – это когда оппоненты начинают отстаивать свои интересы при помощи кулаков, угроз или грубых выражений.

Наверное, существуют ситуации, в которых нужно постоять за себя или вступиться за слабого. Но сложно увидеть плюсы данного варианта. Даже если вы победите в драке, вы можете испытывать чувство вины.


Итак, мы рассмотрели несколько стилей выхода из конфликтных ситуаций и сделали для себя вывод, что они являются эффективными, когда речь идет о нашей жизни и здоровье. К счастью, чаще всего мы конфликтуем с близкими нам людьми, с которыми необходимо сохранить добрые отношения. Давайте рассмотрим оставшиеся варианты.

Четвертый вариант: «Компромисс».

Компромисс – это когда обе стороны идут на взаимные уступки. Например, в случае с корабликом, один из мальчиков предлагает уступить ему кораблик в обмен на что-то или они договариваются по очереди играть в кораблик. Конфликт исчерпан?

Ребята: Да.

Воспитатель: Существует еще один вариант выхода: «Сотрудничество».

Сотрудничество – это когда оппоненты находят альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий обе стороны. В случае с корабликом, ребята договариваются вместе играть с ним или находят другое занятие, соответствующее их взаимным интересам (идут играть в футбол). Отличный вариант?

Ребята: Да.

Воспитатель: Действительно, сотрудничество в сложных ситуациях является наилучшим выходом, хотя уметь договориться с оппонентом – тоже большое искусство, которому мы сейчас и будем учиться.


Работа по карточкам

Ребятам выдаются бланки с готовыми конфликтными ситуациями и примерами конструктивного выхода.


Воспитатель просит двух ребят прочитать вслух Конфликтную ситуацию №1 (см. Рисунок 1).

– Эй, Серый, ну-ка быстро дал мне ручку, а то как двину, мало не покажется.

Только попробуй, я сам тебе двину так, что …

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, приведшие невинную просьбу одолжить ручку к драке.

Ребята называют замеченные ими ошибки.

Воспитатель: Да, действительно. Во-первых, отсутствуют вежливые формулировки, просьба выглядит как приказ. Во-вторых, используется угроза. А ведь когда нам угрожают, мы начинаем защищаться. Может мне и не жалко одолжить ручку, но тогда будет выглядеть, будто я испугался. В-третьих, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй» и кличка. К кому так обращаются?

Ребята: К животным.

Воспитатель: Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Каждому приятно, когда к нему обращаются по имени.

Воспитатель обращается к одному из ребят: - Представь, Миша, я встречаю тебя на улице и говорю: «Здравствуй» или «Здравствуй, Миша». Что тебе приятнее было бы услышать?

- Второй вариант.

Воспитатель: Любому человеку приятно, когда называют его по имени. Давайте прочитаем, как правильнее вести себя в подобных ситуациях.


Воспитатель просит ту же пару ребят прочитать Выход из конфликтной ситуации №1 (см. Рисунок 2).

– Сережа, ты не мог бы одолжить мне ручку, пожалуйста?

Да, Саша, конечно, не забудь только вернуть.

или

– Извини, мне она самому нужна. Но как только смогу, я сразу же тебе ее отдам.

Воспитатель: Отказывать тоже надо правильно. Вместо того, чтобы сказать: «Нет, отстань», правильнее будет ответить «Я бы с удовольствием тебе помог, но, к сожалению, не могу». Обидится друг на такой отказ?

Ребята: Нет.


Воспитатель просит двух других ребят зачитать вслух Конфликтную ситуацию №3 (см. Рисунок 3).

– Ну и дурак же ты. Вечно подводишь меня. Ничего тебе нельзя доверить. Не буду с тобой больше дружить!

Сам дурак! И катись ты со своей дружбой…

Воспитатель: Подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите пожалуйста, что нужно в первую очередь сделать в подобной ситуации?

Ребята: Извиниться.

Воспитатель: Правильно. Я хочу такой пример привести.

Обращается к подростку (в нашем случае к Мише): «Представь, я подхожу к тебе и говорю: «Я поцарапала твой диск, вот я тебе новый купила» или «Извини, я поцарапала твой диск, вот я тебе новый купила». Что тебе было бы приятнее услышать?

- Второй вариант.

Воспитатель: Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.


Воспитатель просит ту же пару ребят прочитать Выход из конфликтной ситуации №4 (см. Рисунок 4).

– Дима, извини. Я не хотел тебя расстраивать. Что мне сделать для того, чтобы ты меня простил? Я так дорожу нашей дружбой.

Костя, я тоже не хочу, чтобы мы с тобой сорились. Но мне очень нравилась эта вещь, поэтому…

Воспитатель: Дальше ребята могут искать вариант разрешения сложившейся ситуации. Но главное, они смогли сохранить дружбу несмотря ни на что.


Физминутка для глаз

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!


Практическое задание

- А теперь мы переходим к практической части нашего занятия, в которой вы сможете применить полученные знания на практике.

Воспитатель раздает каждой паре учеников пустые бланки (см. Рисунок 5) и объясняет задание:

Каждая пара должна придумать или вспомнить одну конфликтную ситуацию и записать ее на пустом бланке. Затем нужно предложить позитивный выход из этого же конфликта, используя полученные знания и навыки конструктивного общения. На работу в парах отводится 5-6 минут.


Далее воспитатель приглашает каждую пару разыграть предложенные ими конфликты и варианты выхода. При необходимости, ведущие вносят корректировки.


  1. Заключительная часть

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

- Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали для себя?

Ребята: Не нужно ссориться и ругаться, а нужно учиться договариваться и пр.

Воспитатель: Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение! Спасибо за внимание.


Оценка воспитанниками занятия.