ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. СВЕТ И ТЕНЬ.
Цели: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; познакомить с градациями светотени; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность).
Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); натурная постановка; методические таблицы; работы учащихся из методфонда; презентация; образец педагогического рисунка; словарь; бумага; карандаши; ластик.
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель. Предлагаю вам послушать стихотворение:
- Художник, смотрите, художник!
Пришел и сидит на пеньке.
При нем голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним - гаражи и помойки.
А прямо - огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке,
Как черные тени стоят.
-Художник! Смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря...
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался - видно не зря!
М. Бородицкая
- О чем это стихотворение? (Ответы учащихся.)
Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъемных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего поправился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть свое уникальное мировосприятие.
Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну знаний, мы продолжим наши рассуждения об умении видеть красоту окружающей нас действительности, об умении видеть прекрасное в обыденном, о многообразии форм окружающего нас мира
2.Пр о в е р к а готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Учитель. Как разнообразен мир вокруг, какое множество явлений и предметов! Как научиться рисовать все это?
Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали задачи понимания формы.
Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями - длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.
Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений.
1) Общее понятие о форме.
Учитель. Художник пытается реализовать замысел, насколько это позволил ему талант, при помощи всякого рода необходимых для этого приемов и материалов. Но идея, не обретшая конкретную форму, так и останется понятным только автору. Очевидно, как важно знание формы рисующему.
Форма - это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания)'^ внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).
Нас будет интересовать это понятие в значении, данном в энциклопедической литературе: форма (латинское forma - форма, вид, образ - очертания, внешний вид, контуры предмета).
2) Беседа о многообразии форм в окружающем мире.
Учитель. При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображенные предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.
Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)
Какую форму имеют ящики, книги?
Ученики. Форму параллелепипеда.
Учитель. Вспомните из математики, что такое параллелепипед.
Ученики. Параллелепипед в математике - призма, основанием которой служит параллелограмм - четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны.
Учитель. Посуда встречается нам в форме цилиндров, усеченных конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.
Ученики. Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.
Учитель. Что представляет собою конус?
Ученики. Конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы - конусный.
Учитель. Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Рисующему рекомендуется изучить форму предмета с различных точек.
Освоив главные правила рисования на простейших предметах, например, геометрических телах, в дальнейшем можно будет и перейти к более сложным конструкциям.
Под «конструкцией» или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» приложимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком.
Геометрическая основа, или конструкция, предметов сделанных человеком, очевидна. Гораздо сложнее рассмотреть ее в живых формах, но и там мы увидим соотношения простых геометрических тел.
3.) Передача формы предмета.
Учитель. « Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка». Моделировка объемной формы осуществляется тоном, нанесенным штриховкой. Тон передает свойственные натуре светотеневые градации, выявляющие объемность формы, рельеф ее поверхностей, их движение в пространстве, освещенность, светлоту.
На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научиться воспринимать все видимое пространственно и объемно - рисуя предмет с одной стороны, как бы видишь его со всех сторон.
Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом - светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света.
Светотень распадается на несколько фаз, получивших у художников определенные наименования.
Рассмотрите градации светотени на рисунке.
На наиболее освещенной поверхности располагается свет (2), а самая яркая точка называется бликом (2). На поверхности, освещенной скользящим светом, располагается полутон (3), а на самой затененной поверхности - собственная тень (4). Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом (5). Наконец, предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень (6), которая обычно бывает темнее собственной тени.
Задача рисующего - найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.
Светотень - сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета. Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.
Светотень классифицируется:
по цветовому тону: золотистая и др.;
по назначению: контрастная, моделирующая и др.;
по образности художественного языка: мягкая, резкая, прозрачная, энергичная и др.
Художник передает объемность форм изображения предметов в основном с помощью светотени. (В. В. Алексеев.)
Важное значение при выявлении объема тоном имеет направление штрихов, которыми передается светотень. Правильно положенные штрихи движутся по форме (или, как говорят художники, « лепят форму»), поэтому они усиливают впечатление компактности и замкнутости объемной формы. Случайно положенные штрихи как бы затрудняют движение формы и мешают показу его объемности.
Физкультминутка
Актуализация знаний.
Учитель. Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.
Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же человеческое тело.
Сегодня на уроке вы будете выполнять рисунок с натуры кувшина с боковым освещением. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными по освещенности поверхностями.
Практическая работа
Задание. Выполните рисунок с натуры кувшина с боковым освещением (работа карандашом).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасности; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
Итог урока.
Выставка работ.
Заключительное слово.
Учитель. Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объемные формы, подчиняя им все способы и приемы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные рисунки получились у вас!
Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача светлотных фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на различных частях поверхности предмета. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что вам удалось в ваших работах, показать свою индивидуальность.
Домашнее задание: подобрать информацию по рассмотренной теме; проанализировать использование тех или иных форм на примерах различных репродукций художников по своему выбору.