Структурное подразделение дошкольного образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Кулаковской средней общеобразовательной школы.
Районный конкурс профессионального мастерства
«Народное творчество»
Конспект познавательно-игровой
деятельности в старшей группе на тему «Путешествие по Тюмени»
Воспитатель: Ковальчук Елена Владимировна
2020г.
Конспект познавательно-игровой деятельности в старшей группе на тему «Путешествие по Тюмени»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»
Цель: Знакомство детей с Тюменью.
Образовательные:
Знакомить детей с тем, как и кто, основал Тюмень, как были устроены дома, укладом жизни и почему это изменилось. Учить сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.
Познакомить детей с театрами Тюмени (Драматический театр, детский театр кукол), с цирком, зоопарком, с мостом влюблённых.
Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов, участвовать в драматизации литературных произведений.
Поддерживать интерес к рассказыванию по картинам, иллюстрациям. Учить составлять описательные рассказы.
Повторить с детьми виды транспорта, названия цирковых профессий.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Воспитывать интерес к посещению музеев, театров, выставок, культурно -исторических мест.
Словарная работа: машина времени, прошлое, фасад, балаган, драматический театр, колонны, колесница, транспорт, достопримечательности.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).
Кукольный театр «Заюшкина избушка» (лиса, заяц, петух, избушка)
Для презентации: экран, ноутбук, проектор, изображения (картины «Основание Тюмени», «Мост влюблённых»; театр кукол, драматический театр; Тюменский зоопарк, цирк;).
Музыкальный центр, фонограмма музыки Сент-Санта «Петух и куры».
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций о Тюмени, чтение книг о прошлом и настоящем города Тюмени, разучивание стихотворений о Тюмени, разучивание игр: «Ручеек», «Мы идем по зоопарку»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить путешествие в главный город Тюменской области, в столицу Сибири – город Тюмень. Хотите узнать, как выглядела Тюмень много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).
Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Тюмени (дети садятся в круг).
Давным-давно в Тюмени не было домов, а были… Как вы думаете что? (леса).
Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
Через леса протекали реки большие и (маленькие), узкие и (широкие), мелкие и (глубокие). А как вы думаете, что было дальше?
Воспитатель: На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Турой. На их языке это означало «бурная», «извилистая». И начали люди строить маленькие деревянные домишки.
Воспитатель: Как-то раз, из далекого города, на могучих конях прискакали воеводы Василий Сукин и Иван Мясной(картинки на экране) Долго стояли они, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились им и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда воеводы, быть на этом месте городу и называться ему Тюменью. Так кто же основал Тюмень? (ответы детей). Давайте вспомним стихи о Тюмени (дети вместе с воспитателем читают стихи)
Каждый знает, и стар и млад,
Люди дружно в Тюмени живут.
И на разных, здесь, языках,
Они песни свои поют.
В песнях тех прославляют Тюмень,
И Сибирь, и весь край мой родной.
Прославляется славным трудом
Весь народ его трудовой.
Много разных в стране городов,
Знаем все их от «А» до «Я».
Только лучше, чем город Тюмень,
Не найдете мои друзья.
Воспитатель: Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город?
Дети: Огородить стенами и крепкими воротами..
Воспитатель: В скором времени занялись жильцы за дело, потрудились на славу и построили над рекой знаменитый деревянный мост, который связывал берега Туры. Это мост и стали называть в наше время «Мост влюбленных». С этим мостом у тюменцев связаны свадебные традиции – молодожены закрепляют на нем замки со своими именами, символизирующие преданность друг другу.
Дети рассматривают картины «Основание Тюмени», «Мост влюблённых
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в нее.
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота
Под музыку появляется Любавушка (взрослый).
Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Тюмень пожаловали?
Дети: С добром! Мы тоже местные, но только из 21 века! Мы хотели на старую Тюмень посмотреть! А как вас зовут?
Любавушка: А звать-величать меня Любавушка. А как вы к нам попали?
Дети: На машине времени.
Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне свою Тюмень показали и о ней рассказали!
Дети: А поехали с нами, Любавушка!
Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины. Любавушка восхищается Тюменью.
Любавушка: Ребята, а что у вас народ говорит о Тюмени?
Дети: Нет в мире краше Тюмени нашей.
Кто в Тюмени не бывал – красоты не видал.
«Тюмень – столица деревень»
Родной край – сердцу рай.
Любавушка: Ребята, показывайте мне свою Тюмень, да рассказывайте.
На экране появляется изображение фасада Тюменского кукольного театра.
Воспитатель: В Тюмени много театров, Любавушка. Самый любимый театр детей – кукольный театр. Знаменит он своим большим деревом в фойе, которое выполняет роль волшебного дуба, со златою цепью и ученым котом. При входе зрителей встречают часы-терем – точная копия часов Театра кукол им. Сергея Образцова в Москве, которую создали местные мастера, и керамическое панно во всю стену «Мир сказок». В музее театра, в стеклянных витринах, находятся загадочные и прекрасные куклы, которые уже «отыграли» свои роли. (все сопровождается картинками)
Любавушка: Ребята, а вы можете с этими куклами поиграть и представление показать?
Дети показывают кукольное представление: отрывок из русской народной сказки «Заюшкина избушка» (заключительный эпизод, когда появляется петух).
Любавушка: А у нас, артистов, которые на ярмарках народ веселят да потешают и представления с куклами показывают, балаганщиками называют.
Что же у вас еще интересного в Тюмени есть?
На экране появляется изображение драматического театра.
Воспитатель: Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их посещают наша мамы и папы, бабушки и дедушки. Тюменский драматический театр очень величественный и красивый. Здание построено из пяти этажей, его украшают мощные колонны и интересный фасад. Там можно послушать музыку симфонического оркестра.
Дети слушают музыку Сент-Санта «Петух и куры».
Любавушка: Кто такую чудесную музыку написал? Как она называется? Какая она по характеру? Что за инструменты ее играют? (скрипки). А в мое время только скоморохи на народных инструментах играли: дудочках, балалайках да гармошках.
Ребята, а что-то я у вас никаких зверей не вижу?
На экране появляется изображение Тюменского зоопарка.
Дети: А у нас животных можно увидеть в зоопарке. Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. В зоопарке изучают поведение животных, их болезни, учатся их лечить, заботятся о них.
Воспитатель: Давайте покажем Любавушке зоопарк и расскажем о нем.
Физкультминутка «В зоопарке»
Мы идем по зоопарку,
Держим за руки ребят.
Видим мы из-за вольера,
Звери нам в глаза глядят.
Бурый мишка, косолапый
Он вразвалочку идет.
Через клетку тянет лапу,
Словно в гости нас зовет.
За вольером зверь огромный:
Уши как два лопуха,
Длинный хобот, хвост короткий.
Все мы смотрим на слона.
Это что за человечки?
За решеткой шум и гам!
Обезьяны из-за клетки
Строят рожицы всем нам.
На земле мы видим домик.
Кто же в домике живет?
Черепаха вдоль вольера
Очень медленно ползет.
Любавушка: Понравился мне ваш зоопарк. А вот отгадайте, что за звери в наших лесах живут?
Дети: Медведи, волки, зайцы, рыси, кабаны, лоси и т.д.
Любавушка: Рассказывайте, ребята, мне еще о своей Тюмени!
Дети:Тюмень – город огромный, большой. Чтобы добраться из одного конца Москвы в другой, мы пользуемся транспортом.
Любавушка: Какое слово необычное «транспорт». А расскажите, какой он у вас?
Дети: Наземный, подземный, воздушный, речной.
Любавушка: Назовите мне его.
Дети: Электричка, самолет, автобус, машина, катер, вертолет, такси, пароход и т.д.
Любавушка: А вот у нас, ребята, никакого транспорта нет. Летом мы ездим на телегах, а зимой на санях.
Ой, ребята, что-то я дом свой вспомнила и загрустила.
На экране появляется изображение цирка.
Дети: Не грустите, Любавушка, мы вам сейчас такое место покажем: цирк называется. И выступают в них цирковые артисты: жонглеры, акробаты, фокусники, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщики и веселые клоуны!
Музыкальная физкультминутка «Веселые клоуны».
Любавушка: Спасибо, ребятушки, повеселили меня. А у нас тоже есть такие артисты – называют их бродячими артистами. Они у нас и певцы, и танцоры, и музыканты, и акробаты. А с собой они водят ученых медведей. Музыканты ему играют на дудочке и поют: «Ну-ка, Миша, попляши, у тебя ножки хороши!»
Любавушка: Понравилось мне, ребята, в вашей Тюмени. Любо, дорого мне на нее смотреть.
Дети подходят к Любавушке.
Дети: Хороша наша Тюмень:
Улицы широкие, площади большие.
Любавушка: А у нас реки быстрые,
Озера глубокие.
Дети: Много машин да автобусов
На наших улицах.
Любавушка: А у нас по речке
Уточки плавают.
Дети: Дома-то у нас большие
До небес!
Любавушка: А у нас дремучий лес!
Дети: Здесь бульвары и сады красивые!
Любавушка: А у нас луга и нивы
Необозримые!
Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!
Любавушка садиться в машину времени и уходит.
Итог:
Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали, путешествуя по Тюмени?
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?
Какие достопримечательности есть в Тюмени?
После проведенного занятия детям было предложено отразить свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, аппликация). Прошла выставка детского творчества «Моя Тюмень».