СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект познавательного занятия "Экологический колейдоскоп"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: -способствование развитию экологических знаний и умений детей. Задачи: - углубить экологические знания детей; - повторить правила поведения на природе;

- познакомить детей с экологическими проблемами планеты;

-развивать коммуникативных способностей детей; - воспитывать бережное и гуманное отношение к природе;

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия "Экологический колейдоскоп"»

Конспект занятия по теме:

«Экологический калейдоскоп»

Цель:
-способствование развитию экологических знаний и умений детей.
Задачи:
- углубить экологические знания детей;
- повторить правила поведения на природе;

- познакомить детей с экологическими проблемами планеты;

-развивать коммуникативных способностей детей;
- воспитывать бережное и гуманное отношение к природе;

Оборудование:
Мультимедийная презентация, рисунки с экологической тематикой, раздаточный материал (карточки с заданиями, комплект карточек с названием мусора и контейнерами), листы бумаги красного цвета «SOS», газеты, таблички с номером команд.

Участники игры делятся на 2-3 команды.

Ход занятия

Педагог: Добрый день, ребята!

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей, плодотворной работы на занятии, присаживайтесь.

2 слайд.

Педагог: А начать наше занятие мне бы хотелось со слов А. Сент-Экзюпери: «Есть такое твёрдое правило…Встал поутру, умылся привёл себя в порядок- и сразу приведи в порядок свою планету».

Мы все с вами живём на планете Земля. Верно! Это наш общий дом. Мы любим свою землю, но самое страшное, что, любя, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля, миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.

3-5 слайд.

Педагог: И сегодня мы коснемся очень важной темы. Ребята. Давайте посмотрим на наши слайды. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей)

Да, правильно. Вам, наверно, не раз по телевидению приходилось слышать слово «экология».

И не случайно. Сегодня наша планета оказалась в большой опасности. Учёные с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. 
Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие и побываем в роли экологов, экспертов в области окружающей среды и коснёмся вместе проблем, возникших на нашей планете. 6 слайд
Беседа об экологии.

Педагог: А что же всё-таки такое «экология»? 
(наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой) 
7 слайд.

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» - дом, «логос» - наука, т. е. наука о доме.
- О каком доме идет речь? (о природном)
Есть одно прекрасное высказывание: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – и он увял, и тогда стало понятно – к природе можно прикоснуться лишь сердцем».
Очень важно правильно вести себя в природе. А вы знаете правила поведения в природе? Сейчас проверим.
8 слайд.

Станция «Туристическая». 
9-12 слайд.

Задание: Со слайда зачитываются ситуации. После общего обсуждения каждая команда должна сказать, правильно ли поступили ребята.

1. «Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь», - предложил Алик. - «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Используйте старое кострищ, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Ее разводить рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.) 
2. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место. (Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо - и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)
3. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно, придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. (Пытаясь вырваться из «темницы», бабочка обтреплет свои великолепные крылышки, чешуйки облетят. Бабочка погибнет. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить капустную белянку и других белянок) 
4. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались». (Цветы рвать нельзя. «Водяная лилия» занесена в Красную Книгу.) 
13-16 слайд.

Педагог: Ребята, внимание на экран. Давайте еще раз вспомним. Что означают эти запрещающие знаки. (Дети объясняют значение запрещающих знаков)

Педагог: Молодцы ребята, а мы продолжаем. И следующая наша станция.
17 слайд.

Станция «Хочу всё знать!» 

Каждая команда получает по 2 вопроса, командам предоставляется время на подготовку.
1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры (шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц покидать гнезда, зверей искать укромные места).

Что такое Гринпис (независимая международная организация по охране окружающей среды)

2.Почему не в каждом лесу растут лишайники (потому что они могут расти лишь там, где чистый воздух).

Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (дерево теряет соки, в ранки попадают споры грибов-трутовиков, древесина разрушается).


3. Какой вид мусора больше всего загрязняет нашу Землю (пластмасса)
Какую опасность в себе таят грибы, собранные по обочине дорог, вблизи химических заводов? (накапливают ядовитые вещества выбросов).
18-20 слайд.

Педагог:

Одной из серьёзных экологических проблем становится исчезновение животных и растений на планете Земля. Люди часто рвут красивые цветы, а зверей и рыб жестоко истребляют ради меха и собственной забавы. Строят крупные города, прокладывают дороги, осушают водоёмы. Таким образом, лишая животных и растения родного дома. Так нередко нарушается экологическое равновесие.

 Сейчас мы сыграем с вами в одну игру «Экологическая ниша». Таким образом, каждый из нас почувствует то, что испытывает беззащитное животные перед натиском человека.
21 слайд.

Станция «Экологическая ниша». (подвижная игра)
Цель игры: на наглядном примере показать понятие «экологической ниши»,
продемонстрировать влияние человека на экосистемы, сплотить детей.
Оборудование: расстелить листы газеты (по числу участников), красные листы с надписью «SOS».

Ход игры: разложить на полу листы газеты, педагог предлагает каждому из детей встать на газету.
Педагог:

Каждое животное и растение приспособлено к определенным условиям обитания и занимает определенное место в экологической системе – свою «экологическую нишу». Ребята вы должны представить, что они – животные и растения, члены одной экосистемы, а листы газеты – это их экологические ниши, по моему сигналу (хлопку) вы должны покинуть газеты и бегать вокруг площадки. По второму хлопку каждый как можно быстрее должен встать на газету. Кто не успел занять «экологическую нишу», выбывает из игры.
(Педагог хлопает в ладоши, и пока дети бегают вокруг газет, кладёт на газету табличку «SOS».) Хлопок – дети занимают газету, но одному из них «экологической ниши» не хватает, он должен выбыть из игры. 
Педагог: «Вот представьте, люди распахали участок степи, и Венерин башмачок – уникальный вид растения, который рос только на этом участке, - исчез».

(Вновь подается сигнал покинуть газету, и снова одна из них убирается. По хлопку дети занимают «экологические ниши», и снова один из них остается без «ниши» и выбывает)
Педагог: «… (имя выбывшего ребёнка) – это маленькая лисичка-корсак. Корсак живет только в ненарушенных степных и пустынных экосистемах, а на освоенных землях он быстро исчезает». Так же из-за осушения болот погибает животное семейства кенгуровых-квокка, из-за вырубки лесов и чрезмерной охоты погибает необычная обезьяна -носач. Стремительно уничтожается вид -сиамский крокодил, из-за вырубки лесов и браконьерства погибает речная горилла, лесной слон, систематическое заражение территорий привело к гибели птицы- лесной сыч, браконьерство привело к гибели чёрного носорога. На одной газете может поместиться несколько человек.

Педагог: «Посмотрите, в начале игры у каждого была своя «экологическая ниша», всем было удобно. А сейчас половина ребят выбыла из игры, а остальные с трудом поместились в одном кольце, им очень неудобно, и они мешают друг другу. Теперь вы можете представить, что происходит в природных экосистемах в результате сильного пресса хозяйственной деятельности. Жизненное пространство сокращается, условия существования ухудшаются, и между разными видами усиливается конкуренция. Многие виды, в первую очередь, редкие и уязвимые, исчезают». Давайте ещё раз вспомним основные причины исчезновения многих видов животных и растений. (Дети называют)

22 слайд
Педагог: Загрязнение планеты Земля – пожалуй, одна из самых актуальных проблем современности. Сегодняшнее население Земли – это общество супер-потребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, из них - 97% идет на отходы. И следующая станция «Устами младенца».

23 слайд.

Станция «Устами младенца»
Ребята мы будем зачитывать детские высказывания об отходах. Ваша задача: попытаться понять, что имели ввиду дети. И догадаться как можно скорее. 
(каждой команде нужно угадать по одному высказыванию, если команда угадывает название отхода по первому высказыванию, тогда она получает 5 баллов, по первому и второму высказыванию – 4 балла и так далее.).
Детские высказывания (командам предложить на выбор):

1. Ее нельзя выбрасывать, т.к. в природе она сама не разлагается.
2. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Она бывает разноцветной и eё очень трудно сломать.
5. У меня очень много игрушек сделано из нее
(Пластмасса) 24 слайд


1. Из нее получается очень много мусора
2. Она легко горит.
3. Ее изобрели китайцы.
4. У нас ее получают из дерева.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага) 25 слайд


1. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим как тесто.
3. Его делают из песка.
4. Когда падает, оно разбивается.
5. Чаще всего оно прозрачное.
(Стекло) 26 слайд


1. Это можно сдать и получить деньги
2. Из этого можно сделать что-то новое
3. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги
4. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог
5. Это получается, когда становится старым или ломается
(металлолом) 27 слайд


1. Этого почти не видно
2. Это могут собрать на свои листья зеленые растения
3. В городе, где этого очень много, не растут лишайники
4. От этого у людей может быть астма, рак или бронхит
5. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
(Газовые отходы) 28 слайд


1. Это легче воды
2. Это может плавать на воде и не тонет
3. Это мешает дышать рыбам
4. Это надо удалять с поверхности воды
5. В речке этого много, когда в ней моют машину
(Машинное масло) 29 слайд

Педагог:
На Земле в связи с большим количеством отходов появилась новая наука Гарбология или мусороведение, изучающая мусор, и то, что можно с ним сделать. Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. 30 слайд


В России уже существует закон «об охране окружающей природной среды». Принято постановление «о системе обращения с отходами», где предусмотрены жесткие методы борьбы с мусором. 
В Голландии все домашние отходы должны быть строго разделены. Для выброса у них есть контейнеры и баки 8-ми видов, в Японии – 50 видов.

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем провести следующую экспертную работу. Наша задача - проанализировать мусор, найти сходства и различия и разложить по отдельным контейнерам для дальнейшей переработки. 

31 слайд

Станция «Сортировка мусора»

(каждой команде раздается комплект карточек с названиями мусора. Участники команд должны распределить мусор по 11-ти контейнерам.) Подводятся итоги работы детей.

Педагог: Теперь вы представляете, какая это трудоёмкая работа? Для чего такие трудности? Как вы думаете? (ответы детей).

Правильно, потому что мусор не должен считаться мусором. Мусор обретает вторую, третью жизнь, отправляясь на переработку.
К сожалению, у нас в пока, нет предприятий по переработке мусора, но в больших городах они уже появляются (в Красноярске, Москве, Курске, Челябинске, Оренбурге). 32 слайд

Педагог: 
-Теперь вы видите, что экологические знания нужны нам для того, чтобы правильно уметь обращаться с природой.

Воспитатель1:- Ребята, наше путешествие подходит к концу.

33 слайд. Давайте посмотрим на экран и продолжим предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно узнать…

Было трудно выполнять…

Теперь я могу решать...

У меня получилось…

34 слайд.

Педагог: Человеку давно пора понять, что не Природе нужна наша защита, это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.

Заключительное слово педагога:

И хочется дереву, хочется птице
К тебе, человек, всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.
Беречь ее надо не завтра - сейчас!

Ты техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В науке открытий немало творя,
Ты грязную воду сливаешь в моря.

Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства, беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету оставить в наследство.

Педагог: Спасибо вам ребята за вашу работу. Надеюсь, что знания, полученные на этом занятии вам, пригодятся в дальнейшем. До новых встреч!