МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
КОНСПЕКТ ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: «Природные памятники Республики Коми»,
Составили студенты (ки)
731 группы
Социального отделения:
Артеева Диана
Балабанова Полина
Забалуева Галина
Место проведения мероприятия:
Начало мероприятия час мин
ФИО преподавателя-консультанта:
Кузнецова Светлана Анатольевна
Допуск к проведению мероприятия:
(подпись преподавателя)
Дата:
.
Цель: знакомство с уникальными местами Республики Коми
Задачи:
Обучающие:
1. познакомить учащихся с понятием «Природные памятники»
2. Расширить знания детей о природных памятниках РК.
3. Познакомить детей с Международным днем памятников и исторических мест
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, мышление, умение действовать в команде
Воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение к природным памятникам.
2. Воспитывать любовь к родине.
Список используемой литературы:
https://afez.ru/zagadki-dlya-detej-s-otvetami/priroda/vodopad
https://www.bnkomi.ru/data/news/45896/
Сыктывкар, 2018
Ведущий 1: Здравствуйте ребята! Сегодня мы предлагаем вам побыть в роли туристов и пройтись по некоторым интересным местам нашей республики.
Ведущий 2: Вы любите ходить в походы?
Ведущий 3: Отлично! Значит, вам не будет скучно сегодня с нами. У нас с вами есть карта с маршрутом, по которому мы пойдем, но карта необычная. На ней нет никаких обозначений.
Ведущий 1: Как же нам быть?
Ведущий 2: Я знаю! Сейчас мы пойдем по маршруту и будем отмечать на карте не просто точками, а специальными опознавательными знаками, которые используются при составлении карт.
Ведущий 3: Ребята нам помогут, правда же?
Ведущий 1: Вы замечали на картах какие-либо обозначения? Что они значили?
Ведущий 2: Наша республика Коми богата не только полезными ископаемыми, но и живописной природой. Сюда входят и природные памятники. Как вы думаете, что это такое – «природные памятники»?
Па́мятники приро́ды — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Ведущий 3: Какие природные памятники РК вы знаете?
Знали ли вы что есть такая дата, которая посвящена памятникам и исторически значимым местам в мире? Отмечают эту дату обычно 18 апреля, начиная с 1984 года. Праздник был установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, действующей при ЮНЕСКО, в 1983 году. Праздник необходим для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия. В рамках данного праздника проводятся различные знаковые мероприятия, в том числе конференции, касающиеся вопросов сохранения памятников, исторических комплексов и защиты их от вандализма. Также организуются экскурсии по историческим зданиям, закрытым для посещения в обычные дни, а некоторые музеи принимают посетителей в этот день бесплатно.
Ведущий 1: А сегодня мы предлагаем вам пройти по менее известным, но не менее интересным местам нашей республики. О которых должен знать каждый уважающий себя турист.
Ведущий 2: Вы готовы к приключению?
Первая наша остановка
Ведущий 3: Для того, чтобы узнать где будет наша первая остановка, мы предлагаем вам отгадать загадку.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?( камень)
Ведущий 1: Вы знаете какие природные памятники связаны с камнями?
Шаровидные конкреции в реке Ижма. Деревня Малое Галово
Каменные шары на берегу реки Ижма находятся в нескольких десятках метров от деревни Малое Галово, местные называют их «галфедьса изъяс». Бывало, что жители использовали их в лечебных целях – на теплых камнях лежали, чтобы снять боли в пояснице. Бытует мнение, что камни способны «заряжать» людей энергией. С научной стороны - это сидеритовые конкреции, состоящие из карбоната железа, которые выпали из толщи пород, когда река подмыла берег.
Игра
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.
Вторая остановка.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (болото)
А вы знали, что самое большое болото в Европе находится в РК. Может вы знаете в каком районе оно находится? Как называется?
Болото Океан. Усть-Цилемский район
Самое большое болото в Европе расположено в Усть-Цилемском районе республики. Его глубина 1,6 метра, а площадь почти 200 тысяч гектаров. Это обширная лесоболотная система с множеством рек и озер, богатых рыбой. Его уникальность признали почти 40 лет назад, до сих пор оно до конца не изучено.
Игра Болото
Проводят две линии, одна от другой - на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой).
Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – “замочил” ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.
Третья остановка
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (гора)
Гора Манарага. Урал
В переводе с ненецкого «Манарага» означает «подобная медвежьей лапе». Действительно рассеченный гребень горы напоминает когтистую медвежью лапу. Долгое время Манарага считалась самой высокой вершиной Урала, пока в 1927 году не определили, что гора Народная на 200 метров выше. В далекие времена гора Манарага считалась священным местом, кроме шаманов, туда не было дороги ни одному смертному. Шаманы же, прежде чем подняться на вершину, задабривали гору своими подношениями. И в наше время не каждому суждено подняться к вершине «медвежьей лапы».
Игра «Темный лабиринт»
Чтобы пройти к следящему природному памятнику, нужно пройти через пещеру в этой горе, пещера очень темная и узкая, здесь есть разные обрывы и другие опасные препятствия, но не бойтесь мы здесь уже были и знаем как пройти.
Для этого нам нужно выстроится в линию друг за другом и зажмурить глаза (Потому что в пещере темно). Сейчас мы будем говорить как идти, а вам следует повторить в точности, чтобы беспрепятственно пройти через пещеру.
«Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.».. Если кто-то ошибся, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.
Четвертая остановка
Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи!
Ребята, а вы знаете как называется самое большое озеро в РК?
Ямозеро располагается юго-западнее деревни Савино, в пониженной центральной части Тиманского кряжа, между Чайцинским и Четласским. Буквально Ямозеро переводится как «море-озеро». И действительно данное озеро – самый крупный водоем, который располагается на территории Коми. Озеро имеет округлую форму, его длина составляет 7-10 километров, ширина – 5 – 6 километров, площадь 48,7 километров квадратных. Берега Ямозера болотистые и низменные. В Ямозеро впадает речка Виска. Озеро относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу.
К большому сожалению, Ямозеро, является достаточно труднодоступным. Добраться до него можно только лишь поднявшись на моторной лодке в верховья речек Рижмы или Нерицы. После этого нужно идти пешком около 3-х дней по незаселенной местности. Вернуться с озера можно сплавом на байдарке, катамаране или резиновой лодке по изобилующим перекатами, мелководным речками Пижме и Нарице.
Как уже было отмечено выше, Ямозеро является самым крупным водоемом Коми. Оно располагается на Печорско-Мезенском водоразделе на высоте в 212 метров. Котловина водоема имеет ледниковое происхождение. Ямозеро окружено болотами. Озеро имеет круглую форму с диаметром в 6,3 километров. Ямозеро является мелководным. Его средняя глубина составляет 1,7 метров. Дно покрыто илом до 1 метра, под ним располагаются каменные твердые породы. На западе в озера впадает речка Черная, вытекает Печорская Пижма. В озере водятся щуки, окуни и речные кальяны.
Природа около водоема, да и сам водоем остались девственными даже в эпоху индустриализации. Мало кому известно о заповедных тропах в настоящий мир предков.
Мы хотим предложить вам немного порыбачить.
Игра «Невод»
Двое из играющих – «рыбаки», остальные – «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыб», окружая и свободными руками.
Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» – «невод» увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока не останутся 2-3 непойманные «рыбки».
Пятая остановка.
Что-то все бурлит, шумит,
Подходить нам не велит.
Он красивый, но опасный,
Быть с ним нужно аккуратным!
Капли звонко прозвучат,
Создавая...
А вы знаете, что у нас в республике есть водопад? Где он находится?
Водопад Буредан – один из самых крупных водопадов в европейской части России. Он состоит из трех ступеней и является завершением череды каскадных порогов. Общая высота падения воды более 10 метров.
Вот мы с вами пришли к водопаду. Но вот беда, вода бьется об камни, создавая шум, и мы почти друг друга не слышим.
Ведущий 1: У меня идея! Давайте будем общаться жестами и мимикой.
Ведущий 2: Это отличная возможность поиграть в игру крокодил.
Ребята, вы хотите поиграть?
КРОКОДИЛ
Первая команда задумывает какое-нибудь простое слово и выбирает из состава другой команды игрока, который должен будет это слово "показать". Причём этому игроку запрещается издавать звуки и писать буквы, зато в ход идёт активная жестикуляция, умопомрачительная мимика, ужимки и так далее, в зависимости от воображения игрока. Его команда старается понять смысл показываемого и выдаёт варианты ответов. Если же загаданное слово сложно для объяснения, то надо попытаться объяснить по частям. После угадывания/неугадывания команды меняются ролями.
Театральная, командная (развивает: артистизм, наблюдательность, абстрактное мышление)
3-4 круга, до 15 минут
инвентарь: нет
Ведущий 1: Ребята, вот и прошли наш маршрут и вы с этим отлично справились.
Ведущий 2: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Хотели вы еще отправиться в путешествие?
Ведущий 3: Нам тоже очень сильно понравилось с вами путешествовать и играть. И я думаю, что вы еще узнаете много интересных мест.