Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Город Каменск-Уральский
Свердловская область
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Сочинение по картине Ф.П. Толстого
«Цветы, фрукты, птица»»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Григорьян Татьяна Владимировна
г. Каменск-Уральский
2015
Урок развития речи в 5 «А» классе.
Тема: Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Цель: создать текст-описание картины (сочинение-описание)
Задачи урока:
1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи.
2. Знать особенности текста-описания картины.
3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос.
4. Уметь работать в паре, группе.
5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.
6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.
7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.
Оборудование урока:
1. Натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица.
2. Презентация «Репродукции картин художника Ф.П. Толстого».
3. Таблицы (для работы над композицией текста, словарными словами).
4. Карточки с заданиями (для работы в парах, группах).
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Чтобы настроиться на активную работу, давайте выполним задание. В схеме пропущены некоторые слова. Дополните схему:
ПОВЕСТВОВАНИЕ | ? | ? |
? | ? | ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА ИЛИ ПРЕДМЕТОВ |
? | ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? | ? |
Ответ:
ПОВЕСТВОВАНИЕ | ЧТО ПРОИЗОШЛО? | ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ ВО ВРЕМЕНИ |
ОПИСАНИЕ | КАКОЙ? | ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА ИЛИ ПРЕДМЕТОВ |
РАССУЖДЕНИЕ | ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? | ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ |
3. Давайте сформулируем цель сегодняшнего урока.
Иными словами, каждый из вас сегодня создаст маленький творческий проект, сочинение-описание картины.
Какой опыт в этой области у вас уже есть? (Описание картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»).
4. Какие вопросы вам надо задать, чтобы описать картину? (Ответы детей фиксировать на доске):
- Какая картина? (Как называется?)
- Кто автор? Какие картины написал?
- Что изображено? (Кто изображен?)
- Что изображено в центре? На переднем плане?
- Какие детали важно отметить?
- Каков колорит? Основные цвета?
- Каков фон картины?
- Какова цветовая гамма?
- Какое настроение вызывает картина?
- Какие чувства вызывает?
- Зачем автор написал эту картину? (АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?)
Оформить запись на доске и сделать выводы о композиции текста-описания картины
| Какая картина? (Как называется?) | | К О М П О З И Ц И Я | Р А С П О Л О Ж Е Н И Е | I | Вступление |
| Кто автор? Какие картины написал? | |
==== ====== ===== ==== ===== ===== | ==== ====== ===== |
Что изображено? Кто изображен? | ? | Какие детали важно отметить? | II | Основная часть |
Каков колорит? Основные цвета? |
Что изображено в центре? На переднем плане? | Каков фон картины? |
Какова цветовая гамма? |
==== ====== ===== ==== ===== ===== | ==== ============ |
| Какое настроение вызывает картина? | | III | Заключение |
| Какие чувства вызывает? | |
| Зачем автор написал эту картину? АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ? | |
5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо увидеть картину.
Демонстрируем репродукцию картины Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. презентацию к уроку).
6. Беседа (обсуждаем вопросы в парах и отвечаем).
- Что вы видите на картине? Картина сложная или простая?
Исследователи утверждают, что в простоте – загадка картины!
- Это портрет? Может быть, бытовая сценка? Пейзаж?
Правильно, жанр картины – натюрморт!
- Какие предметы изобразил художник?
- Как показана прозрачность воды в вазе?
- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке? Слева? Справа?
- Как художник изобразил птицу? Какая она?
- Что еще на картине привлекает внимание?
- Какой фон выбрал художник? Почему?
Итак, давайте вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на какие из них мы уже нашли ответы, а на какие – нет. Наверное, пока загадкой остаётся вопрос об авторском замысле…
В ваших ответах сегодня прозвучали слова, которые мы относим к словарным словам. Повторим их написание, их произношение (стенд в классе подготовлен к уроку, определим по словарю лексическое значение):
КОМПОЗИ´ЦИЯ
КОЛОРИ´Т
НАТЮРМО´РТ
ГАРМО´НИЯ
7. Работа в группах (карточки с пропущенными орфограммами и пунктуационными знаками).
1 группа. «В вазе».
Длинные ст…бельки, темно-зеленые изогнутые лист…я, тонкие прож…лки на листоч…ках, …ранжевая настурц…я, белые и нежно-розовые цв…ты с тычинк…ми.
А…тор с любов…ю нар…совал каждый л…сточек каждый л…песток. Букет скромный но очень красивый.
2 группа. «На краешке стола»
Веточ…ки белой красной см…родины, спелые яг…ды.
Они свеж…е и прозрач…ные внутри видны зернышки. Каждая ягодка словно наполнена светом и теплом.
3 группа. «Слева и справа от вазы».
Ябл…ки спелые, красн…бокие, румяные. От одного осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-корич…невое семеч…ко. Соч…ные ябл…ки своим ароматом привл…кают насекомых.
4 группа. «Виноград».
Справа за ябл…ком кисть спелого винограда. Яг…ды крупные, темно-синие в т..ни, г…лубоватые на свету. Они нап…лнены сладким соком. Хочет…ся попробовать!
5 группа. «Под виноградным листом».
Изящ…ная птичка с необыч…ным оп…рением, синяя шапоч…ка.
Она наклонила г…ловку к ябл…ку что-то вн…мательно, с любопытством высматривает.
6 группа. «Над цветами и фруктами»
Справа и слева п…рхают бабоч…ки над цветами и фруктами. Они красивые ле…кие. Одна с ж…лтыми и белыми крылышками. Так привл…кает сла…кий ар…мат что бабоч…ки (не)боятся птицу.
Ответы групп.
Ваши ответы можно использовать при написании сочинения.
8. Вернемся к композиции сочинения и составим план (Продолжить работу в таблице)
I | Вступление | Ф.П. Толстой и его картины. |
==== ====== ===== | |
II | Основная часть | Композиция натюрморта: 1. Цветы в стеклянной вазе. 2. Фрукты: яблоки, виноград. 3. Птица. 4. Бабочки. |
==== ============ | |
III | Заключение | Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка? |
9. Вопросы классу.
- Какой пункт плана вызывает затруднения?
- Каким настроением проникнута картина? Можно сказать, что она наполнена гармонией?
- Чему учит художник?
- К чему призывает автор картины своим натюрмортом?
- Можно ли сказать об этой картине, что это «мёртвая природа»?
10. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Что вы сделали (поняли, запомнили) лучше всего? Что было самым трудным.
Продолжите предложение:
«Я смогу написать сочинение, потому что…»
«Я смогу написать сочинение, но мне надо будет помочь вот в чем…»
«Я не смогу написать сочинение, потому что…»
Общую оценку за творческий проект каждый из вас получит после написания сочинения ( с учетом вашей самооценки готовности к написанию работы).
Я всегда готова вам помочь!
(2 урок). Написание сочинения.
Список использованной литературы
1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010г. (упр. 315, 317, цветная иллюстрация).
2. И.П. Евтишенкова. Разработка урока русского языка в 5 классе «Описание предметов на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Толстой Федор Петрович. Портрет.
http://www.artsait.ru/art/t/tolstoi/img/1sm.jpg
2. Толстой Федор Петрович. «Цветы, фрукты, птица»
http://ru.static.z-dn.net/files/d3a/6fc376155bdacac32cbcb6a4bbc7db53.jpg
3. www.design-kmv.ru
http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/cvety-frukty-ptica-sochinenie-po-kartine-f-p-tolstogo.html
4. . И.П. Евтишенкова. Разработка урока русского языка в 5 классе «Описание предметов на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
http://www.150-schelkovo16.edusite.ru/p79aa1.htm