Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г.Димитровграде»
воспитатель реабилитационного центра
Кудряшова Эльвира Геннадьевна
Конспект проведения тематического часа по профориентации в виде деловой игры «Кем быть?»
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
- активизация знаний учащихся о многообразии профессий;
- побуждение учащихся к осознанному, мотивированному выбору профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;
- оказание психолого – педагогической поддержки учащимся для дальнейшего личностного роста.
Ход мероприятия
Вступительное слово:
«У меня растут года, будет и 17! Где работать мне тогда, чем заниматься?»
- Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», написанное поэтом почти столетие назад, в далёком 1928 году, но и сегодня не теряющие своей актуальности. Каждый молодой человек, на пороге выпуска из школы делает в своей жизни самый важный выбор – выбор профессии.
- Ребята, вы согласны, что выбор профессии - самый важный выбор? Почему вы так думаете?
- Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
С целью максимальной осознанности выбора профессии в соответствии со своими индивидуальными склонностями, интересами и возможностями, мы сегодня проводим деловую игру по профориентации.
Эпиграфом к нашему занятию я хочу предложить вам слова древнего мыслителя
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Деление на две команды
1."Игровая разминка".
Поочередно называть профессии на букву П
Парикмахер
Пасечник
Пастух
Повар
Программист
Певец
Переводчик
Пианист
Пивовар
Писатель
Преподаватель
Пожарник
Полицейский
Портной
Почтальон
Поэт
Продавец
Прокурор
Пчеловод
Проводник
2.Подбери синоним
педагог-...(учитель, преподаватель);
врач - ... (лекарь, доктор);
космонавт - ... (астронавт);
повар - ... (кулинар);
голкипер - ... (вратарь);
фокусник - ...(иллюзионист, факир);
стюардесса-...(бортпроводница);
экскурсовод - ... (гид);
арбитр - ... (судья);
вокалист - ... (певец);
художник - ... (живописец);
балетмейстер - ... (хореограф);
3.Поедим?
Повар – это интереснейшая и очень востребованная специальность.Повар занимается приготовлением пищи, кондитерских изделий, салатов и других блюд. Профессия повар появилась очень давно и сначала они работали только для очень богатых и знатных людей. А сейчас мы с вами постоянно можем видеть, как для нашего с вами комфорта работают повара в кафе, ресторанах, школах, пиццериях.
Не секрет, что профессиональный повар должен обладать отличным обонянием. И сейчас участники продемонстрируют нам эти способности в следующем конкурсе.
Задание «Узнай по запаху»:
Участники команды по очереди подходит к столу с завязанными глазами и по запаху должны определить содержимое каждой тарелки.
(В тарелках: лук, мандарин, лаврушка, корица)
4.Игра «Угадай мелодию».
Задание. Играет музыка. Необходимо угадать профессию из песни.
Стюардесса. Бухгалтер. Офицер. Дальнобойщик.
5.Капитан, отвечай!
За 30 секунд.
1 команда:
Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
Кто погружается в работу с головой? (Водолаз, а ещѐ и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра или крокодила)
Кто работает со вкусом? (Дегустаторы)
Человек, работающий с напряжением, это... (Электрик.)
Специалист по покраске зданий (помещений). (Маляр.)
Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)
Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.)
Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. (Радист).
Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)
Работник торговли. (Продавец.)
Рабочий на стройке. (Каменщик.)
Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор
Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
2 команда
Мастер «топорной работы» это... (Дровосек, лесоруб.)
Кто может взять в тиски? (Столяр.)
Кто из учѐных ворон считает? (Орнитолог.)
Кто дарѐному коню в зубы смотрит? (Ветеринар)
Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.)
Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)
Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.)
Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)
Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.)
Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.)
Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.)
Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)
Специалист по обработке дерева. (Столяр.)
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
6.Да/ нет
Вызывается 1 участник команды, команде показывается название его профессии. Участник может задавать вопросы, на которые могут быть ответы: да или нет. Задача: узнать свою профессию
Ювелир, почтальон, космонавт, воспитатель
7.Кто это сделал?
В течение 1 минуты составить перечень профессий, представители которых приняли участие в создании данных предметов: книга, хлеб, шерстяной свитер, дом из кирпича. Кто больше?
8.«Медпункт»
Как вы относитесь к своему здоровью? Здоровье — одно из главнейших богатств человека. Первая профессия, о которой мы вспоминаем, говоря о медицине и здравоохранении, конечно же… Правильно, врач.
А знаете ли вы, что в профессии «врач» существуют разные специальности?
Сейчас с помощью актерских способностей ваших одноклассников мы вспомним и перечислим их
В роли пациента выступит_________
За удачный показ или отгаданную специальность врача—1 балл.
В этой игре участникам предлагается почувствовать себя мастерами пантомимы и изобразить без слов, с помощью жестов и мимики различные профессии и специальности, относящиеся к сфере здравоохранения. Из команды вызываются по желанию участники, которые вытягивают карточки со специальностями и показывают их команде. Остальные угадывают.
Окулист | ЛОР |
Хирург | Рентгенолог |
Кардиолог | Стоматолог |
| |
9. «Учительская»
Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.
Исправь ошибки в диктанте. Обратный счет от 12
Падул халодный ветер. Замалчали птицы. начилась гроза. Трищат ветви надеревьях. По листям стучят тижолые даждевые капли. |
10.Алфавит
Задание: на каждую букву алфавита написать профессию или специальность за минуту. Кто больше?
Подведение итогов занятия:
Рефлексия: если наше занятие вы считаете полезным для себя, интересным и нужным, если сегодня вы узнали новую информацию, подошли на один шаг ближе к своему выбору – покажите большой палец вверх, если информация для вас ненужная, бесполезная и сегодня с урока ничего вы не взяли – палец вниз.
Заключительное слово педагога:
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Большое спасибо за урок!
Игра «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.
Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.
Ход игры: 1. Беседа: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».
Игра «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: Лампа, водитель, ножницы, Механик, липа, сталевар, яблоко, токарь, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, шахтер, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, контролер, шутка, солнце, полевод, голова, берег, чертежник, роща, бухгалтер, самовар, геолог, пальто, певец, балерина, словарь, водолаз, вальс, пулеметчик, коньки, маляр, бутерброд, обрыв, судья, улыбка, совесть, инженер, мороз, огонь, глина, скульптор, толстяк, летчик, агроном, океан, космос.
Игра с мячом «Назови профессию».
(Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).
Педагог: - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).
Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
Игра «Угадай, кто я?».
Педагог: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?».
(Дети стоят по кругу, взрослый по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию).
Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
Я стираю, глажу… прачка.
Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
Я готовлю пищу … повар.
Я подметаю двор … дворник.
Я делаю прививки … медсестра.
Я пишу картины … художник.
Я учу детей в школе … учитель.
Я лечу больных людей … врач.
Я делаю мебель … столяр, плотник.
Я крашу стены … маляр.
Я пеку торты … кондитер.
Я строю дома … строитель.
Я лечу зверей … ветеринар.
Я добываю уголь … шахтер.
Я кую железо … кузнец.
Я выращиваю деревья … садовод.
Я пишу книги … писатель.
Я сочиняю стихи … поэт.
Я управляю оркестром … дирижер.
Я ставлю пьесы … режиссер.
Я разношу газеты … почтальон.
Я шью одежду … портной, швея.
Я летаю в космосе … космонавт.
Я ремонтирую сапоги … сапожник.
Я вожу машину … шофер, водитель.
Я пою песни … певец.
Я проектирую дома … архитектор.
Я управляю самолетом … пилот.
Я управляю поездом … машинист.
Я варю сталь … сталевар.
Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.
Игра «У кого какой инструмент?»
Педагог: а давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?»
Молоток – (у столяра)
Кисть – (у маляра, у художника)
Шприц – (у медсестры, ветеринара)
Рубанок – (у плотника)
Мел – (у учителя)
Ножницы – (у парикмахера, у портного)
Расческа – (у парикмахера)
Иголка – (у портного)
Палитра – (у художника)
Указка – (у учителя)
(лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)
Игра «Кто так говорит?».
Кому добавки? (Повар)
Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон)
Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
Как вас постричь? (Парикмахер)
Приятного полета! (Стюардесса)
Урок окончен. (Учитель)
Игра - соревнование «Подбери признак».
Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки).
Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
(парикмахер, повар, врач, милиционер).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Самолётом правит (лётчик)
В школе учит нас (учитель)
Строит здания (строитель)
Стены выкрасил (маляр)
Песни нам поёт (певец)
Торговлей занят (продавец)
От болезней лечит (врач)
Потушит в миг пожар (пожарный)
Рыбу ловит нам (рыбак)
Служит на море (моряк)
В машине груз везёт (шофёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Все, кто знает - молодец!
Игра «Что делает человек, который работает…»:
Грузчиком – грузит разные грузы
Строителем - …
Экскаваторщиком -…
Воспитателем - …
Электриком - …
Сварщиком - …
Хирургом - …
Игра «Хлопай -топай»
Я буду называть слова-профессии, так вы хлопайте, а если я назову что-то лишнее – топайте.
(Машинистка, лодырь, пианист, обжора, милиционер, почтальон, хулиган, продавец, жадина, библиотекарь)
- Какие слова вам не понравились?
- Правильно, эти слова не относятся к профессиям, они характеризуют плохие качества человека.
Игра «Кто что делает?»
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Материал: карточки с изображением представителей различных профессий.
Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».
Игра «Угадай по результату профессию».
Цель: закрепить знание того, какой предмет является результатом деятельности человека определенной профессии.
Материал: картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности.
Ход игры: педагог предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.).
Игра «Определи по предмету профессию».
Цель: учить называть профессию, в которой предмет используется.
Материал: половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток .
Ход игры: дети по очереди достают из мешочка предметы, которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.
Игра «Что лишнее?».
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Материал: четыре картинки с изображением предметов – помощников.
Ход игры: воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Игра «Найди ошибку».
Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение замечать ошибку.
Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Полицейский взвешивает продукты.
Парикмахер лечит людей.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение подбирать слова в рифму.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают, договаривают слово, обозначающее профессию.
Мы в профессии играем, По душе их выбираем, И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать. | У поэта брат — Степашка, Он весь год учил букашку Прыгать из стакана в ковшик. Степа — юный ... (дрессировщик) |
Саша гордо самолет На веревочке везет. Он готовится к полетам, Значит, вырастет.... (пилотом) | Дрессировщик с другом Димой Целый день искали мину. Дима банку под забором, Закопал, чтоб стать ... (сапером) |
У пилота Боря друг Красит краской все вокруг. На окне рисует дождик, Значит, вырастет ... (художник) | У сапера старший брат, Он всегда помочь всем рад. Кошек с дерева сниматель, Лева — будущий ... (спасатель) |
У художника сестренка Петь умеет очень звонко. Подпевают Насте птицы, Значит, вырастет... (певица) | Наш спасатель ходит парой С доброй девочкой Тамарой. Лечит та зверей отваром, Хочет стать ... (ветеринаром) |
Сочинил он им сонет, Значит, вырастет ... (поэт) | У ветеринара Томы Мышки все ушли из дома. Их найдет, всех опросив, Тима, местный... (детектив) |
Детектив наш на диване Отыскал заколку Ани. Аня учит роль Алисы, Чтобы стать большой .... (актрисой) | Для актрис — аплодисменты И цветы, и комплименты. Крикнул Анечке: «Мотор!» Слава — кино-... (режиссер) |
Режиссер театр забросил, Пол он с Данькой пылесосил. Окружающий мир дорог Даньке. Будет он ... (эколог) | Громко прозвенел звонок, В классе начался урок. Знает школьник и родитель — Проведет урок. (учитель) |
На витрине все продукты: Овощи, орехи, фрукты. Помидор и огурец Предлагает. (продавец) | Мастерица на все руки Нам сошьет пиджак и брюки. Не закройщик, не ткачиха. Кто она, скажи… (портниха) |
Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь — Как лечиться, знает. (врач) | Он нам делает прически, Подстригает челки. Фены, ножницы, расчески У него на полке (парикмахер) |
Встаём мы очень рано, Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу. (водитель) | Мой костюм мне не по росту. Я и грустный, и смешной. Я смешу детей и взрослых. Ну, так кто же я такой? (клоун) |
| |
Игра «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Игра «Подбери профессию на заданную букву»
На столе разложены буквы алфавита. Каждый участник команды подходит к столу, выбирает букву и называет на нее профессию.
А - аптекарь, архитектор, артист, агроном,
Б - библиотекарь, бухгалтер,
В - ветеринар, водитель, врач,.
Г – грузчик, геолог, гримёр,
Д - дирижёр, дрессировщик, доярка,.
Е - егерь,.
Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,.
З - закройщик, зоолог,.
И - инженер, инкассатор, искусствовед,.
К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар,
Л - лётчик, лектор
М - маляр, машинист, менеджер, механик,
Н - нотариус, навигатор,.
О - официант, оптик,.
П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,.
Р - радист, разведчик, рыбовод,.
С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь,
Т - телеграфист, токарь, технолог, товаровед,.
У - учитель, укладчик, укротитель
Ф - фармацевт, фотограф,.
Х - художник, хореограф, хлебороб
Ч - часовщик,.
Ш - швея, шофер, штукатур,.
Э - электрик, экономист, эксперт,
Ю - юрист, ювелир,.
Я - языковед,.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).