Конспект занятия «Учимся определять свое настроение. Меняем плохие мысли на хорошие».
Цель занятия — научить управлять своим настроением.
Задачи:
познакомить с понятием «эмоции»;
ввести в процесс занятия наглядные образы, символизирующие разные настроения;
дать представление о существующей взаимосвязи между мыслями и настроением;
научить способам саморегуляции;
сформировать умение находить что-то хорошее даже в самых сложных и неприятных ситуациях;
развить способность к рефлексии.
Графическое задание «Лучи солнца».
Время: 10 минут.
Цель: настрой детей на дальнейшую изобразительную деятельность, снятие напряжения от неизвестности.
Ведущий. Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в школе. Каждый из вас — солнце. Если у вас радостное настроение — от вас отходят радостные лучи, если грустное — грустные лучи. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.
Инструкция: От центра листа к краям ребята наносят размашистые штрихи цветными карандашами или мелками. Психолог комментирует работу детей. Например: «Вот эти лучики чего-то очень сильно испугались — смотрите, какие они бледные; эти лучики, наверное, злятся, поэтому перечеркивают своих соседей; у этих лучей отличное настроение — они длинные, ярко-желтые».
Затем среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром 5 см) каждый ребенок выбирает те, которые изображают его собственные. Несмотря на простоту и прямолинейность задание вызывает у детей эмоциональный отклик: они активно подбирают карточки, озвучивают выбор, действуют при этом весьма непосредственно. Пиктограммы наклеиваются на «лучи» таким образом, чтобы относящиеся к одному ребенку образовывали группу.
Рефлексия: Поделитесь своими чувствами после выполнения упражнения. Трудно ли вам было изобразить лучики, которые грустят, удивляются, радуются, злятся?
Беседа.
Время: 7 минут.
Ведущий. На наших занятиях мы будем учиться узнавать разные эмоции, рассказывать о них и учиться контролировать, управлять своими эмоциями. Назовите известные вам эмоции.
Бывало ли у вас грустное настроение? Когда?
По какой причине?
Что вы чувствовали при этом?
О чем вы думали?
Как вы выходили из грустного состояния?
Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
Что нужно делать, чтобы оно прошло?
Диагностическое задание «Цвета настроений».
Время: 8 минут.
Цели: диагностика настроения участников, снятие эмоционального напряжения.
Ведущий. А какое бывает настроение у человека?
Инструкция: Каждый из ребят попробует разукрасить силуэт человека, теми красками и цветами, которыми можно передать настроение. Во время рисования психолог обращает внимание детей на то, что все рисуют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, не похож на других.
Дети рисуют в разном темпе. Тому, кто заканчивает раньше, а потом и остальным, предлагается выбрать место в комнате, куда бы он хотел повесить свой рисунок. Взрослый помогает его закрепить.
Рефлексия: Какие цвета и тона вы использовали при разукрашивании силуэта? Почему? Данный силуэт отражает ваше сегодняшнее настроение?
Учим правило.
Время: 6 минут.
Ведущий открывает детям «правило-секрет»: Наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение:
- Подумай о хорошем, и будет хорошо!
Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:
Я плохой - Я справлюсь
Я не умею - У меня получится
Я не справился – Я научусь
Меня обидели – Все будет хорошо
Я боюсь – Я не буду бояться.
7. Итог занятия
Время: 3 минуты.
Все собираются, психолог делает акцент на успехах детей (на стенах новые рисунки) и предлагает детям домашнее задание:
- до следующего занятия проследить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;
- если настроение станет плохим, попытаться «исправить» его при помощи хороших мыслей.
8. Ритуал окончания занятия.
Время: 4 минуты.
Ведущий: Расскажите о своих ощущениях во время занятия? Что вам особенно понравилось на сегодняшнем занятии? Что вы узнали нового?
Предлагаю закончить занятием танцем (звучит «Танец утят»).
Спасибо всем за это занятие, до свидания!