СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Путешествие в страну самостоятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для развития инициативности, самостоятельности у дошкольников 6-7 лет в рамках реализации ФОП ДО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Путешествие в страну самостоятельности»»

Конспект занятия в подготовительной по социально - коммуникативному и познавательному развитию

На тему «Путешествие в страну самостоятельности»

Воспитатель: Баранова Людмила Александровна



Цель: создание условий для развития инициативности, самостоятельности у дошкольников 6-7 лет в рамках реализации ФОП ДО.

Задачи:

  1. Знакомство детей с понятиями «инициативность», «самостоятельность» для осознанного формирования данных качеств.

  2. Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребёнком.

  3. Развивать познавательные процессы дошкольников: внимание, логическое мышление, память, воображение, любознательность.

  4. Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в игре.

  5. Совершенствовать социально – коммуникативные способности и навыки конструктивного сотрудничества (умение работать вместе, договариваться, работать сообща и дружно) на основе инициативности, самостоятельности.

  6. Отработка навыков уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

  7. Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.



Образовательные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Методические приёмы: ритуал встречи, упражнения на формирование чувства успешности, энергомобилизирующее упражнение «Летим на ковре-самолёте», комментированное чтение стихотворения К. Мурзалиева «Сам», игра на развитие эмоционально-волевой сферы «Как быть самостоятельным?» творческое самовыражение (рисование, украшение), рефлексия, ритуал прощания.

Предварительная работа: беседа «Какие бывают правила?», обсуждение и создание правил поведения самими детьми, коллективное рисование «Правила группы», дидактические игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, беседа «Что такое самостоятельность?», рисование «Самостоятельный человек – это…»

Материал и оборудование: колокольчик, письмо от жителей страны самостоятельности (слайд), подсказки для Вовки Образцова, стихотворение «Сам» К. Мурзалиева, презентация с изображением пути следования, заданий, гор (препятствий) «Правила», «Я сам», «Как быть самостоятельным», «Лесенка».

Музыкальное сопровождение: звук полёта



Ход встречи:

Вводная часть. Приветствие

1. Организационный момент

1. Игра-приветствие с колокольчиком

Задача: установить эмоциональный контакт между детьми

Воспитатель: «Ребята, сейчас по очереди я буду подходить к каждому из вас, звонить в колокольчик и говорить приветственные слова: «Здравствуй, (имя ребёнка), мой дружок!». После этого ребёнку, чьё имя я назову, нужно будет взять колокольчик и поприветствовать другого ребенка. Игра продолжится до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

Воспитатель :«Ребята, посмотрите, пожалуйста, что нарисовано на экране? Как Вы думаете, кому адресовано это письмо? Почему Вы так решили? Давайте поскорее посмотрим, что в письме».

На экране детям демонстрируется текст письма (слайд).

Текст письма:

Дорогие ребята, пишут Вам жители страны самостоятельности – Таня Торопыжкина, Петя Почемучкин, Федя Забывайкин. Злая Фея заколдовала нашего друга – Вову Образцова, и он загрустил, совсем разучился завязывать шнурки, убирать игрушки, складывать в шкаф свою одежду без напоминания взрослых. Все жители нашей страныпросят вашей помощи. Только помочь нам могут дети очень активные, любознательные, которые всё делают вместе.Но помните о том, что когда Вы окажетесь в стране Самостоятельности, то сразу превратитесь в её жителей, только так Вы сможете нам помочь!»

Воспитатель :«Ребята, скажите, Вы согласны помочь жителям Страны Самостоятельности? Тогда нам предстоит отправится в путь. Собираясь в путешествие, люди берут с собой всё самое необходимое, в том числе и знания секретов самостоятельности. Как Вы считаете, какие знания можно взять с собой? (Ответы детей)

Давайте и мы возьмём всё это с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Нас ожидает много трудностей, которые нужно преодолеть. Если мы с вами справимся, сможем помочь, выручить Вовку Образцова. Значит, Страна самостоятельности ждёт нас!

Помните, что жители сказали в письме? (Ответы детей)

Дети, добрая Фея, чтобы мы не потерялись, прислала нам схему пути. (На слайде представлена схема путешествия). Во она! А отправимся мы в путь на ковре-самолёте. Итак, в добрый путь!

2. Упражнение «Летим на ковре-самолёте»

Задача: способствовать развитию чувства сплочённости, доброжелательности группы, уверенного поведения.

Звучит музыка полёт на ковре самолёте,

дети имитирую полёт.

Воспитатель :Ребята, встаньте в круг, возьмитесь крепко за руки, закройте глаза и представьте, как мы летим высоко в небе над лесами и морями, реками и горами.

Мы поднимаемся всё выше и выше.

Вот уже мчимся над облаками.

Старайтесь поддерживать своих друзей.

Вот и приземлился наш ковёр-самолёт в Стране Самостоятельности. Откройте глазки.

Посмотрите - мы попали в Страну Самостоятельности!

Путь нам предстоит не всегда лёгкий, но мы обязательно пройдём его до конца и преодолеем все горы.

Слайд. Мы с Вами прилетели к горе «Похвалилки»

2. Основная часть

Упражнение «Похвалилки»

Задача: формирование у детей чувства успешности

Инструкция. «Ребята, чтобы преодолеть эту гору, необходимо рассказать злой фее, что Вы умете хорошо делать. Давайте все встанем в круг, каждый по очереди будет выходить в центр круга и говорить: «Я умею хорошо…»
Если кто-то из ребят тоже хорошо умеют это делать, он встаёт рядом с говорящим и произносит: «Я тоже». Если никто в группе не умеет делать того, что сказано, все аплодируют и хором говорят: «Как здорово!»

Обсуждение: Ребята, Вы справились с заданием. Скажите, легко или трудно Вам было его исполнять? Что Вы можете сказать друг другу в знак благодарности? (Ответы детей)

Давайте дадим подсказку Вовке Образцову: «Я это Я и это замечательно!»

Слайд. Попали на гору «Правильная».

3.Принятие правил работы в группе

Воспитатель: Наш путь лежит дальше, чтобы преодолеть эту гору необходимо сесть в круг и обсудить правила, которые помогают нам быть умными, добрыми, самостоятельными, хорошо учиться, чтобы всё получалось.

Беседа:

Как Вы думаете, что такое правила? (Правила это то, что правильно и их нужно соблюдать)

- А зачем людям нужны правила? (ответы детей)

- Да, правила — это то, что правильно и нужно выполнять. Можно добиться успеха в любом деле.

- А какие правила Вы знаете?(ответы детей)

- А хотели бы Вы придумать свои правила, которые помогут нам быть добрыми и заботливыми, внимательными? (ответы детей)

И я бы хотела!

Давайте придумаем свои правила, которые помогут нам добиться успеха, мы сможем помочь друг другу, выручить Вовку Образцова, быть внимательными. (Дети придумывают правила и обсуждают их)

Ребята, чтобы было весело играть, пять правил нужно выполнять:

1. Игры всем вместе начинать;

2. По очереди отвечать, друг друга не перебивать;

3. Активным быть, все выполнять;

4. По имени всех называть;

5. Друг над другом не смеяться и чаще улыбаться.

6. Поддерживать друга словами: «У тебя всё получится! Ты молодец»

7. Аплодировать друг другу при достижении результата.

Обсуждение. Итак, правила, мы придумали, а чтобы их выполнять, нужно пообещать следовать этим правилам. Обещаете соблюдать эти правила? Давайте дадим подсказку Вовке Образцову: «Если трудно - смелей и старайся сильней».

Слайд. Гора «Творчества»

Воспитатель: «Ребята, чтобы преодолеть эту гору, вам необходимо сесть за столы и нарисовать правила, которые мы соблюдаем на занятии.

4. Коллективное рисование «Правила группы»

Каждый ребёнок рисует одно правило, а потом все листки выставляются в порядке, который определит группа (в соответствии со степенью важности для участников каждого из правил).

Обсуждение: Ребята, Вы справились с заданием. Скажите, легко или трудно Вам было его исполнять?

Давайте дадим подсказку Вовке Образцову: «Правила выполняй–активным будь и друга не перебивай».

Путь лежит к горе «Я сам!»

Воспитатель: «Ребята, чтобы преодолеть эту гору, вам необходимо послушать стихотворение и ответить на вопросы, которые приготовила нам Злая Фея.

5. Слушание и обсуждение стихотворения К. Мурзалиева «Сам»/информирование «Самостоятельность» сопровождается демонстрацией иллюстраций на мультимедиа

Я всё умею делать сам:
Сам просыпаюсь по утрам,
Сам говорю: - Пора вставать! –
Сам застелю свою кровать!

Я сам! Я первый на ногах,
Сам одеваюсь впопыхах,
Чтоб никуда из-за меня
Не опоздала бы родня!

Сам чищу ваксой башмаки,
Сам завяжу на них шнурки –
Как следует, без узелка,
А это ж целых два шнурка!

И вот иду я в детский сад –
Я сам! Не то что год назад!
Метёт метель, сечёт ли дождь,
А ты идёшь себе, идёшь…

Я и до школы бы дошёл,
Я сам дорогу бы нашёл,
Но только надо, говорят,
Сперва закончить детский сад.

Вопросы для обсуждения

- Можно ли назвать мальчика из стихотворения самостоятельным?

- Какие качества проявляет мальчик?

- Кому он помогает?

- А Вы самостоятельные?

- В чём выражается Ваша самостоятельность?

- Кого из своих друзей ты можешь назвать самостоятельным?

Давайте дадим подсказку Вовке Образцову:«Будь самостоятельным–делай какое-либо дело сам без посторонней помощи, принимай решение, доводи задуманное дело до конца, умей исправлять свои ошибки».



Ребята, наше путешествие продолжается. Пойдёмте к следующей горе «Поиграй-ка».

6. Игра «Как быть самостоятельным»

Воспитатель: Чтобы преодолеть эту гору, нужно сидя в кругу внимательно слушать разные способы поведения, которые я буду называть, а вы хлопайте в ладоши 1 раз, если услышите способ, в котором есть проявление самостоятельности.

Например,:

  • Делаю все сам

  • Прошу друга о помощи

  • Забываю сделать поручение мамы

  • Откладываю на завтра свои дела

  • Все дела делаю сразу

  • Не убираю свои игрушки

  • При выполнении задания подглядываю к соседу

  • Долго гуляю на улице

  • Помогаю друзьям

  • Люблю выполнять обещания

  • Все запоминаю

  • Довожу выполняемое дело до конца

Воспитатель: Ребята, Вы справились с заданием. Скажите, легко или трудно Вам было его исполнять?

Давайте дадим подсказку Вовке Образцову: «Работу закончи поскорей – чтобы со скукой справиться быстрей».

Пойдемте скорей к следующей горе. Наш путь лежит к горе «Лесенка».

  1. Упражнение «Лесенка»

Инструкция. Каждый ребёнок выбирает наклейку, которая ему нравится. На столе лежит плакат с изображением лесенки из 10 ступенек. Когда все ребята выбрали наклейки, то им нужно подумать и наклеить наклейку на ступеньку, которая показывает уровень его самостоятельности.

Инструкция:

Ребята, на самой верхней ступеньке располагаются самые-самые самостоятельные, на самой нижней – самые несамостоятельные дети. Подумайте и найдите ту ступеньку, уровень которой соответствует твоему уровню самостоятельности, наклей на неё на наклейку.

Вопросы для обсуждения:

Трудно ли было найти для себя место?

Молодцы, все справились с заданием!

7.Ритуал выхода из игры. Прощание «Ладошки»

Инструкция. Закройте глаза,

представьте, как мы летим высоко в небе над лесами и морями, реками и горами.

Мы поднимаемся всё выше и выше.

Вот уже мчимся над облаками.

Старайтесь поддерживать своих друзей.

Вот и приземлился наш ковёр-самолет в детском саду. Откройте глаза.

Сейчас каждый положит на свою ладонь на ладонь соседа, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Давайте попрощаемся с жителями страны Самостоятельности. Когда ладони участников собраны, дети хором говорят: «До свидания!»