Конспект «Речевое развитие» (раздел «Развитие речи»)
«Загадывание загадок с использованием мнемотаблиц»
(для детей 5 – 6 лет)
Задачи:
-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, стимулировать речевую активность детей, развивать связную монологическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением, воспитывать умение слушать товарищей
-воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа: меховые, плюшевые
Предварительная работа: отгадывание загадок; чтение стихов из цикла «Игрушки» А. Барто, рассматривание игрушек, дидактическая игра «Магазин игрушек».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: игрушка медведя, игрушки для описания: мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; корзина; схема составления рассказа об игрушках.
Раздаточный: картинки с изображением игрушек, смайлики
Ход занятия:
Вводная часть:
(Дети стоят полукругом возле стульчиков группе)
Я — твой друг, и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Артикуляционная гимнастика:
1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой).
3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).
(Дети садятся на стульчики).
Показываю детям игрушку медведя
-Дети, к нам пришел Мишка со своими игрушками. А с какими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
(Игрушки находятся в корзинке).
-Давайте отгадаем загадки и узнаем, что принес нам Мишка
Основная часть:
Загадки:
-Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет.
-Что это (Мяч).
(Выставляется мяч).
-Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу — шире, сверху — уже.
-Что это (Пирамида).
(Выставляется пирамида).
-Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка).
(Выставляется матрёшка).
-Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса. (Машина).
(Выставляется машина).
-Какие игрушки принес Мишка, назовите их по порядку (мяч, пирамида, матрёшка, машина).
-Как можно назвать, одним словом все это (Игрушки).
-Правильно, молодцы. Это все игрушки.
-Для чего нужны игрушки?
-Дети, а Мишка принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили рассказывать об игрушках. Поможем Мишке?
-А что бы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте рассмотрим на схему.
-1.картинка: Говорит нам о том, что нужно сказать название игрушки и рассказать про цвет .
Игрушки бывают разные: красные, желтые, зеленые, синие.
-2.картинка: Вспомнить и сравнить о какой формы бывают игрушки.
Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
-3.картинка: Рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие.
-4.картинка: Подумать из какого материала сделана игрушка.
Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха
-5.картинка: Рассказать из каких частей состоит игрушка.
У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс.
-6. картинка: А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Катать, перевозить груз, кормить, укладывать спать, качать.
-Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке.
Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы. Пирамиду можно собирать и разбирать. Играть пирамидкой нужно за столом.
-Сейчас еще раз посмотрим на схему. Гоша, еще раз, кратко повторит, как надо описывать игрушку.
(Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит и как можно играть).
-Молодец, правильно.
(Рассказы 4-6 детей, после каждого рассказа провожу анализ рассказа от имени Мишки, отмечая соответствие, последовательность и выделение признаков игрушки, действий с игрушкой).
-Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть (дети шагают на месте).
Кукла-куколка, бай-бай,
Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).
Флажок за палочку возьму,
Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).
Скачет мячик как живой (прыгают на месте,
Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).
Кубик к кубику кладём,
Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый,
Сели мы в машины,
Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)
-Ребята, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл (мишка)
-С чем он к нам пришёл в гости (с игрушками)
-Как называются игрушки, сделанные из железа (Железные игрушки).
-А из дерева (Деревянные игрушки).
-Из резины (Резиновые игрушки).
-Из меха (Меховые игрушки).
И г р а «Какая игрушка спряталась».
На фланелеграфе выставляю картинки с изображением игрушек. Детям раздаю картинки с изображением игрушек. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время убираю одну игрушку на фланеграфе. Дети открывают глаза и угадывают какая игрушка спряталась, отвечают полным ответом (Мишка спрятался).
У кого спрятанная игрушка подходит и ставит ее на фланелеграф. Заключительная часть:
-Дети, что мы сегодня научились составлять?
-Какие бывают игрушки (деревянные, резиновые, железные, плюшевые)
-Молодцы! Все справились, правильно составили рассказы об игрушках, Мишка говорит вам спасибо.
-Если вам понравилось рассказывать об игрушке, подарите мишке веселый смайлик, а если не понравилось, то подарите грустный смайлик.
-Что вам понравилось больше всего?
-Что было трудным для вас?
-А теперь мишке пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним!