Конспект родительского собрания
«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками»
Цель: познакомить родителей со сказкой как с эффективным средством воспитания нравственных качеств дошкольников.
Задачи: раскрыть роль сказки в нравственном воспитании детей;
расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;
повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе грамотного использования сказки как средства воспитания нравственных качеств ребенка;
прививать навыки читательской культуры;
воспитывать бережное отношение к книге.
Участники: воспитатель, родители.
Подготовка:
1.Организация выставки « Сказки для малышей».
2.Изготовление буклетов.
План проведения:
1.Вступительная часть.
2. Выступление воспитателя «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками»
3.Сказочная викторина для родителей
- «Угадай, из какой сказки»
- «Удивительные превращения»
- «Сказочный герой»
- «Чему учит сказка»
4. Советы о том, как правильно читать ребенку сказки.
5. Организационные вопросы.
6. Вывод.
Ход родительского собрания:
1.Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами!
Спасибо, что нашли время и пришли на собрание. У нас у всех есть дети, которых мы очень любим. И как любые родители, мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, ответственными, добились успеха в жизни. А какими вырастут наши дети, во многом зависит от того, какие нравственные качества мы сможем воспитать у них еще в дошкольном возрасте. Вы согласны?
«И нельзя без сказок
Нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти
Слова для любимых деток или малыша».
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Воспитатель. Тема нашей встречи : «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками»
2. Выступление воспитателя «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют ребенку, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Вы, родители, часто недооцениваете развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость.
Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные нравственные качества.
Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.
Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение.
3.Сказочная викторина для родителей
Угадай из какой сказки:
— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.
Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу
( «Царевна-лягушка» Русская народная сказка)
Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.
(«12месяцев» С.Я.Маршак)
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
(«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Русская народная сказка)
Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. - Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со двора. (« Гуси-лебеди» Русская народная сказка)
Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая - Триглазка. («Крошечка-Хаврошечка»)
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).
Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак)
Что за сказочный герой?
У этой героини не было матери, зато был отец и две сводные сестры.
Героиня умела и работать по дому, и танцевать до упаду.
Ее желание танцевать помогли осуществить не только добрая крестная, но и несколько мелких грызунов.
Из-за этих танцев правителю страны пришлось устроить смотрины всем девушкам государства.
Потому что на балу она потеряла свою туфельку из необыкновенного материала. (Золушка)
Этот герой был очень капризен, по вечерам он изводил любящую мамочку.
Его маме пришлось несколько раз сбегать к разным соседкам с одной и той же просьбой.
Он не любил тихих или очень громких песен.
Его легко было подловить на лесть и мягкие уговоры.
В результате этот мелкий грызун однажды был украден кошкой.
( Мышонок, С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)
Она с детства была привязана к цветам.
Ее мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.
Ее похитили, а затем отвергли из-за ее тонкой талии и двух прелестных ножек.
Но всё же ей удалось выйти замуж за принца, несмотря на желание мелкого грызуна выдать ее замуж за подземного обладателя роскошной шубы.
(Дюймовочка)
Главный действующий герой:— глава небольшой крестьянской семьи.
Он трудолюбиво возделывал свой огород.
Благодаря огромному опыту и высокой квалификации он добился небывалого урожая.
Для сбора урожая усилия приложили все обитатели его дома.
Окончательный результат достигнут благодаря усилию мелкого грызуна.
(Дед, сказка «Репка»)
Судя по прозвищу, она когда-то перенесла оспу.
У нее было сразу два хозяина.
Свои непосредственные обязанности она порой выполняла с блеском!
Но самый дорогой результат ее усилий однажды уничтожил мелкий грызун.
Пришлось пообещать восполнить потерю, но уже в обычном варианте исполнения.
( Курочка-Ряба)
С момента появления на свет он умел плавать.
Он не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.
Как и все дети, он был очень доверчив, верил мошенникам.
Он любил «страшные приключения», но однажды чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.
А еще он был очень любопытен, и поэтому имел длинный нос.
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Чему учит сказка:
Нравственные качества: Ответственность ( Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка )
Патриотизм (Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка)
Гуманизм ( Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко , Крошечка - Хаврошечка )
Дисциплинированность и культура поведения ( Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста , Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)
Чувство коллективизма ( Три поросенка, Репка, Теремок, Рукавичка, Зимовье зверей, Война грибов с ягодами )
Уважительное отношение к старшим (Колобок, Красная шапочка, Морозко)
Бережное отношение к животным и растениям (Крошечка - Хаврошечка , По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)
4. Советы о том, как правильно читать ребенку сказки.
А сейчас я бы хотела дать Вам несколько советов о том, как правильно читать ребенку сказки.
1) Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.
2) Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и ребенка.
3) После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.
4) Выполните творческое задание, например, нарисуйте сцену из сказки или проиграйте ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.
Хотелось бы закончить свое выступление высказываниями известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
5. Организационные вопросы.
Уважаемые родители, у меня на этом всё. Есть ли у Вас вопросы? (ответы на вопросы родителей)
6.Вывод.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжете.