СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания по теме: «Домашние задания: помощь или контроль».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания по теме: «Домашние задания: помощь или контроль».»

Тема: «Домашние задания: помощь или контроль».

Цели собрания:

1.Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.

2. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 2 классов.

Форма проведения: собрание-практикум.

Организация родительского собрания:

  • подготовка приглашений для родителей;

  • изучение учителем психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;

  • подготовка сценария собрания;

  • анкетирование учащихся, родителей;

  • составление памяток для родителей.

«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»
Д.И. Писарев

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

1.Учитель проводит игру «Разброс мнений». Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны продолжить:

· У нашего ребенка есть специальное место, где он…

· Наш ребенок выполняет домашнее задание …

· Самостоятельно справляется с…

· Готовит с трудом…

· Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в…

· Когда ребенок учит уроки, мы…

· Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …

· Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что …

· Мы думаем, что на воскресенье …

· Ребенок начинает приготовление домашнего задания с …

· При приготовлении домашнего задания необходимо …

· При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем …

· Если ребенок включается в работу сразу, то …

· Если ребенок включается в работу медленно, то …

· При подготовке домашнего задания по окружающему миру мы используем …

2.Анализ анкет

3. Сообщение по теме собрания

Наши дети - второклассники. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе - учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?



- в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

- во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

- в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

- в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

- в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

- в 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Следует заметить, что утомление быстрее наступает, если ребенок выполняет задание при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок занимается.

Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

В какое время начинать и заканчивать приготовление уроков – с 16.00 до 17.30

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.

Домашние задания и...хорошее настроение.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

- вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

- не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

- никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

- проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

- в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Если домашние задания - тяжкая повинность.

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно тоже настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей. Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо. В конце концов, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.



Советы родителям:

• Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

• Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

• Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

• Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

• Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

• Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

• Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

• Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив их в микрогруппах.

II. Работа микрогрупп

Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.

Задание для группы 1.

Ваш ребенок забыл, что задано на дом. Ваши действия.

Задание для группы 2.

Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание для группы 3.

Сын допустил ошибку в словах «мороз», «пушистый», «котята». Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

  • на строчку, где допущена ошибка;

  • на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 4.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание для группы 5.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Задание для группы 6.

В каком порядке вы начнете готовить домашнее задание?

- русский язык

- математика

-чтение

и почему?

IV. Подведение итогов коллективной работы

  • Информация о выполнении задания каждой группой родителей.

  • Выработка правильных решений проблем.

VI. Подведение итогов.

Хочется верить, что мои рекомендации помогут вам, уважаемые родители.

(Если у родителей есть еще какие-либо вопросы по теме собрания, они получают от учителя консультацию.)

Я верю, что вы будете терпеливы и тверды, а потому врата в храм Науки для ваших детей обязательно распахнутся!

Удачи вам на этом пути…

А сегодня вечером расскажите вашему ребенку сказку.

Помогите ему увидеть то, что скрывается за горизонтом.

ДУБ И ВЕТЕР

– Ну, Дуб, и вымахал ты! С чего это тебя вытянуло?

– От любопытства, Ветер, от любопытства. Помню, я только еще из желудя высунулся, а уже думаю: «А что там, за травой, скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю:

«А что там за кустами?» Так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся, тянулся…

– Ну, теперь-то ты успокоился? Все вокруг видишь, все вокруг знаешь.

– Где там успокоился! Разве все увидишь да узнаешь? А за горизонтом что? А за горами, а за морями? Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать, хоть бы одним глазком туда заглянуть.

(По Н. Сладкову.)

Принимается решение родительского собрания:

  • Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.

  • Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

  • Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

  • Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.



Контроль за выполнением школьником домашних заданий.

Рекомендации родителям

Уважаемые родители!

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

  • Не сравнивайте его умения с умением других детей.

  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание это сослужит им плохую службу.

  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению домашних заданий, формулировки вопросов.

  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

  • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

  • Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

  • Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях

  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

  • Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю.

  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

  • Н е отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.




Анкета

1. Есть ли у тебя дома специальное место, где постоянно выполняешь домашнее задание (подчеркни)? ДА НЕТ

2. Как долго ты выполняешь домашнее задание (подчеркни)?

1 ЧАС 2 ЧАСА 3 ЧАСА и БОЛЕЕ

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):

______________________________________________________________

4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):____________________

5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают тебе помощь родители (подчерки)? ДА НЕТ

6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой?