Здравствуйте, уважаемые родители! Поссмотрите, пожалуйста, на фотографии. Они ярко отражают очень важную для школьников и из родителей тему, которая будет рассмотрена на нашем сегодняшнем собрании, она звучит как “Создание образовательного пространства младших школьников”. Впереди новый учебный год и родителям необходимо заранее позаботиться и организовать рабочее место для выполнения детьми домашних заданий дома, так как подготовка домашних заданий занимает ежедневно не так уж и мало времени и неправильная организация рабочего места ребенка не только не способствует повышению успеваемости, а еще и чревата нарушением осанки, ухудшением зрения и другими проблемами со здоровьем. Семья и школьное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, мы определили возможность подключить вас к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях.
Родители – первые воспитатели, согласно “Семейному Кодексу”, а согласно «Закону об образовании в РФ» - участники образовательного процесса. Поэтому, обязанность родителей — создать дома для ребенка необходимую развивающую среду. Наше сегодняшнее собрание посвящено тому, как в домашних условиях организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным и содержательным?
Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, на несколько команд по 4-5 человек и попробуйте прийти к каким-либо примерам из жизни, как можно наилучшим способом организовать рабочее пространство Ваших детей дома. Затем попрошу написать Ваши варианты на доске.
(Родители записывают варианты организации рабочего пространства детей), затем происходит обсуждение.
Заглянем в главный документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
Теперь давайте подробнее обсудим требования к рабочему месту младшего школьника дома, основываясь на документах и нормативных актах.
В пункте 3.3 прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Пункт 3.3.1. гласит: «РППС (Развивающая предметно-пространственнгая среда) обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства… – материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…» При организации рабочего места школьника следует учитывать, что ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям ребенка и требованиям эргономики. Лучше в качестве мебели использовать ученическую парту угол наклона столешницы которой будет составляет 15 - 17°. Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, он должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза. Необходимо учитывать так же, что на работоспособность помимо правильно подобранной мебели, влияют такие факторы как:
-Цвет мебели и стен. Наиболее благоприятны нейтральные однотонные тона.
-Освещение. Рабочее место желательно организовать у окна с естественным боковым левосторонним освещением, но для левшей – правостороннее. Желательно, чтобы окна были ориентированы на южные, юго-восточные или восточные стороны горизонта.
-В темное время суток рекомендовано использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Для профилактики переутомления глаз следует совмещать локальное освещение с общим.
-Микроклимат. При выполнении домашних заданий ребенку не должно быть жарко или холодно, в воздухе так же не должен присутствовать табачный дым или другие посторонние запахи.
-Отсутствие внешних источников раздражителей. Нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором. Также не рекомендуется прием пищи или употребление напитков во время выполнения домашнего задания. Взрослым следует уважать труд ребенка, не надо разговаривать по телефону или между собой в комнате, где ребенок выполняет домашние задания.
-Наличие дополнительных предметов, способствующих процессу обучения. Рабочее место необходимо оборудовать этажеркой или полкой для книг и тетрадей, органайзером для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были расположены в прямой доступности — на расстоянии вытянутой руки ребенка. Желательно иметь подставку для книг.
Я бы хотела предложить Вам, уважаемые родители, несколько советов по организации рабочего пространства Ваших детей.
1. Выберите подходящее место для рабочего стола. Это должно быть тихое и спокойное место, где ребёнок сможет легко сосредоточиться на учебе. Идеально, если это будет отдельная комната, но даже в общей комнате можно использовать мобильную ширму, штору или стеллаж, чтобы создать уютный уголок для занятий.
Психологи советуют разделить игровую зону и учебную, чтобы ничто не отвлекало ученика от занятий.
2. Позаботьтесь об освещении на рабочем месте ребёнка. Днём – это естественное освещение (слева, если ребёнок правша). Значит, лучше всего, если стол будет стоять у окна или сбоку, в случае слишком сухого воздуха в зимнее время рядом с батареей. Подумайте об абажуре, защищающем глаза от яркого света. Свет лампы должен распространяться на всю рабочую поверхность стола. Устойчивость конструкции лампы – тоже не последнее дело, она необходима для предупреждения травм.
3. Обеспечьте удобную мебель для учебного места. Рабочий стол и стул должны быть удобными и соответствовать возрасту и росту ребёнка. Осанка и зрение напрямую зависит от правильно подобранной мебели.
Давайте разберём, что это такое – правильная мебель и какой она должна быть
Стол и стул надо подбирать под рост ребёнка, чтобы избавить позвоночник от лишней нагрузки. Поэтому мебель-трансформер – оптимальный вариант для активно растущего ребёнка. Родители или сам ребёнок сможет менять высоту и угол наклона столешницы в зависимости от задач (для письма, рисования или чтения нужен разный наклон).
Стол рекомендуется подбирать такой высоты, чтобы ребёнок не горбился, а его локти свободно стояли на столешнице. Ширина 125-160 см и глубина 60-70 см одобрены специалистами. Важно проконтролировать, чтобы положенные на стол руки составляли угол чуть больше 90° к поверхности стола. То есть локти ребёнка должны свободно стоять на столешнице.
Стул или кресло тоже надо подобрать так, чтоб у него была правильная высота. Ноги ребёнка должны находиться под прямым углом, ступни упираться в пол, а колени не задевать столешницу. Если ноги не достают до пола, на помощь приходит подставка для ног или скамейка.
Слишком глубокий стул не удобен для ребёнка, рекомендуется такая ширина сиденья: от копчика и чуть не доходя до коленей. Спинка стула или кресла помогает снять напряжение со спины, поэтому ребёнок должен иметь возможность опереться на неё. Надо позаботиться и о мягком сиденье. Кресло всегда мягкое, а для стула надо использовать тонкую подушку. Подлокотники не обязательны. Роспотребнадзортдает такие рекомендации:
сидеть нужно глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову. Ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни — опираться на пол, предплечья — свободно лежать на столе;
стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столешницей расстояние было равно ширине его ладони;
нельзя опираться грудью о край стола; расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок правша, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.
У парт для дома в основном металлическое основание — такие столы устойчивее. Это важно: многие дети сильно опираются на столешницу, и если конструкция из тонкого ДСП или пластика, парта начинает качаться и с нее все падает на пол. Тяжелая металлическая основа не дает рабочей поверхности раскачиваться из стороны в сторону. Столешницы делают в основном из ЛДСП или МДФ. Если поверхность ламинированная или с антивандальным покрытием, столешница прослужит дольше. Чтобы парта радовала много лет, надо соблюдать привычные правила: не разливать жидкости и не ставить стол вплотную к батарее.
у ребенка растущая парта, лучше выбрать стул или кресло, настраиваемое по высоте. Если обычный рабочий стол — кресло или стул с подножкой.
Для учебы не подходят обычные компьютерные и офисные кресла: чтобы ребенок не сутулился и правильно сидел за столом, лучше купить специальное ортопедическое. Оно должно регулироваться по высоте и глубине, иметь наклонное сиденье и быть без подлокотников.
Высота кресла может регулироваться газлифтом или фиксатором. Как правило, газлифт дает только два уровня высоты: пониже и повыше. А вот регулировка фиксатором позволяет установить высоту сиденья точно под рост ребенка: для этого у кресла есть рама с ростовкой. Глубина сиденья влияет на то, в какой позе будет сидеть ребенок. Если сесть слишком глубоко, ноги не будут согнуты в коленях и не смогут стоять ровно на полу. Некоторые кресла позволяют изменять глубину сиденья для более комфортной посадки. Обычно у них наклонная спинка, которая либо поднимается по раме вверх, либо выдвигается вперед.
Наклон сиденья. У большинства кресел сиденье расположено горизонтально полу. Но есть кресла с наклонным, а также динамическим сиденьями. На наш взгляд, наклонное помогает ребенку держать спину прямой, а ноги — под углом 90 градусов.
4. На эффективную работу влияет и порядок на рабочем месте. Поэтому важно, чтобы у ребенка были под рукой все необходимые учебные материалы, такие как карандаши, ручки, бумага, книги и т.д. Родители могут помочь ребёнку организовать пространство для хранения канцелярских принадлежностей и учебных материалов, тетрадей.
Полку для книг и тетрадей желательно расположить над столом или сбоку от стола, тогда не нужно будет бежать в другой угол комнаты и искать словарь или учебник.
Можно использовать стеллажи, настольные держатели бумаг, а также выдвижные ящики стола. Очень помогают и коробки с прозрачными стенками и ячейками: сразу видно, где что лежит..
Магнитные и пробковые доски на стене перед столом нужны для того, чтобы крепить записи, делать пометки. На досках можно закрепить и полезные материалы: формулы и иностранные слова, географическая карта и таблица элементов. Мы знаем, что использовать визуальный канал очень продуктивно для запоминания учебной информации.
5. Важную роль играет цветовое оформление рабочего пространства. Лучше не использовать контрастные цвета. Это способствует рассеиванию внимания. Оптимальнее всего выбирать мебель и предметы интерьера светлых оттенков
6. Аксессуары помогут сделать рабочее место удобнее и добавить ему индивидуальности.
Школьнику могут пригодиться:
● подставка для книг — выбирайте достаточно устойчивую, с регулировкой уровня наклона и с зажимом для страниц;
● настольный органайзер — для ручек, карандашей и линеек, а еще ластиков, степлера, клея и других нужных мелочей;
● мягкий органайзер на стену — удобен для тетрадей, цветных карандашей или маркеров;
● пробковая доска или металлическая сетка-органайзер на стену — для заметок, расписания, справочного материала или просто любимых фото и постеров;
● меловая доска — для заметок и рисунков, особенно удобны доски с магнитным покрытием и узкой полкой для мелков.
Даже если ребенок пока в младших классах и только привыкает к школе, рабочая зона должна быть пространством для учебы и творчества, но не для игр. Лучше сразу убрать оттуда игрушки и любые предметы, которые могут отвлечь от подготовки к занятиям. Это поможет быстрее выполнять домашнюю работу и заодно освободит место для нужных во время учебы вещей.
Итак, уважаемые родители! Наше собрание подходит к концу. Очень хотелось бы услышать от Вас обратную связь по поводу нашей сегодняшней беседы. Если есть желание, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями или задайте мне вопросы.
(Родители и учитель обсуждают собрание, подводят итоги).
Спасибо за вовлечённость!