Конспект руководства дидактической игрой в старшей группе
«Наши помощники»
Дидактические задачи:
обратить внимание детей на то, что узнаванию вещей помогают глаза
(зрение) – их помощники;
развивать умение вежливой форме общения, считаться с интересами другого, принимать участие в беседе, сговоре для игры;
формировать у детей способы охраны своих помощников (глаза).
Игровая задача:
узнать, как дети помогают сами себе, кто их помощники.
Игровые действия.
Действия с игрушками, картинками в разных условиях:
а) при пользовании зрением;
б) при исключении зрения.
Правила игры.
Смотреть и находить вещи по условиям игры: вынуть из «чудесного мешочка» игрушку, посмотреть на неё и сказать, что это, какого цвета.
Найти другую игрушку, не пользуясь зрением, сказать, какого она цвета. Посмотреть и рассказать о другой картинке. Рассказать о другой картинке, не видя её, не пользуясь зрением.
Оборудование.
Игрушки разного содержания в «чудесном мешочке».
Картинки со знакомым детям содержанием.
ХОД ИГРЫ
Усадив детей в кружок, педагог говорит: «Сегодня будем играть и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они?»
По предложению воспитателя дети по очереди достают игрушку из «чудесного мешочка». Посмотрев на неё, каждый ребенок должен сказать, какая она, какого цвета. Затем попытаться достать игрушку с закрытыми глазами и сказать, какого она цвета.
Далее воспитатель показывает картинку и просит сказать, что или кто на ней нарисован. Конечно, с закрытыми глазами дети не могут ответить на этот вопрос.
По предложению воспитателя кто-либо из детей имитирует плавание, полет самолета, танец (по выбору самих детей). Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения.
Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если глаза закрыты.
На вопрос воспитателя, что же помогает узнать вещь или содержание картинки, производимые действия, дети самостоятельно делают вывод, что они узнают тогда, когда смотрят глазами.
Воспитатель. Кто же ваши помощники?
Ответы детей.
Воспитатель. Видеть глазами означает пользоваться зрением. Как же беречь зрение? Подумайте и догадайтесь сами.
Ответы детей об охране зрения.
Воспитатель. Правильно, ребята. Нужно постоянно беречь глаза и тогда они будут верными вашими помощниками.
Конспект руководства дидактической игрой
в подготовительной к школе группе
«Что было бы, если бы…?»
Дидактические задачи:
обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку;
человек должен бережно относится к вещам, как к друзьям и помощникам;
развивать умение детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения.
Игровая задача:
подумать и сказать, что было бы, если бы вещи ушли от нас.
Игровые действия.
Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Правила игры.
Не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы товарищей.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель предлагает послушать стихотворение К.И. Чуковского «Федорино горе» и сказать, что случилось: почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?
Дети. Федора не заботилась о вещах, не ухаживала за ними.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы…?». Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?»
Ответы детей.
Воспитатель. А что было бы, если бы дети игрушки берегли, обращались бы сними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам?
Дети. Все игрушки вернулись бы к нам.
Воспитатель. Что было бы, если бы дети разбрасывали свои ботинки куда попало?
Ответы детей.
Воспитатель. Что было бы, если бы вы посуду поставили на подоконник и подул бы сильный ветер?
Ответы детей.
Воспитатель. А если бы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь сами подумайте и загадайте загадки «Что было бы, если бы..?».
Дети придумывают свои загадки и все отвечают на них.
Воспитатель. Вот мы и узнали, что нужно к вещам относиться бережно. Они нам помогают и нам о них нужно заботиться, не портить вещи.