СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект русский язык»

Тема урока: «Гласные и согласные звуки»

Цель: знакомство с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные.

Планируемые результаты:

        дети научатся свободно высказывать свои  мысли;

        научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;

        познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;

        научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;

        научатся правильно выполнять деление слова на слоги;

        познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;

        научатся составлять схемы слов, состоящие из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.

 

Ход урока:

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Проверим готовность к уроку.

 

 

2.Актуализация знаний

 

-Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.

1.      Какие виды речи вы знаете?

2.      Из чего состоит наша речь?

3.      Из чего состоит предложение?

4.      Как связаны слова в предложении?

5.      Из чего состоят слова?

Молодцы! Слоги – это части слова.

6. Какие бывают слоги?

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

Помогите мне, ребята, разделить слова на слоги и составить к словам схемы.

- На доске картинки: комар, стрекоза, пчела, волк, кошка, собака (называют).

- На какие группы можно разделить этих  животных?

- Разобьём слово комар на слоги.

- Сколько в слове комар слогов?

- Произнесите слово полностью, послушаем какой слог ударный.

- Нарисуем схему слова

Аналогичная работа проводится со словами: стрекоза, пчела, волк, кошка, собака.

- А теперь, ребята, давайте вспомним: какие звуки они издают.

- Но сначала сделаем гимнастику для развития речевого аппарата, потренируем наши органы    речи.

1) упражнение «Губы» (плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 3-4 раза)

2) упражнение «Щёчки» (сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещая поочерёдно воздух с одной щеки на другую, а теперь обе щеки заполним воздухом и со звуком выдохнем)

- Ребята, залетел комар.

- В гости к  нам прилетела стрекоза.

- Заглянула к нам пчела.

- Волк завыл.

- Собака зарычала.

- Кошка замяукала.

Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,

человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.

- Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки.  Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?

- Какая гостья к  нам сегодня  пожаловала? (слайд)

- Маша покажет звуки, а вы их отгадайте по губам (слайды).

- Что за звуки загадала Маша?

- Какие это звуки, ребята?  Послушайте про них стихотворение:

 

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается …

 

- Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.

- Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]

В лесу родилась ёлочка

Теперь на звук  [у] 

[о] [ы] [и] [э]

Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса  ( в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э.

Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.

Их ещё называют «гласные – красные». Кто знает почему?

- А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык. Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.

- Попробуйте за мной повторить звуки: [ф],  [д],   [т],   [л],  [м],  [р]

[ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].

- Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.

Итак, ребята, какие бывают звуки?

Какая тема нашего урока?

Комар, стрекоза, пчела – насекомые; волк, кошка, собака – звери.

 

 

 

 

 

Ко-мар.

 

 

 

 

 

Второй.

 

 _____/__/___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором: з-з-з-з-з. С-с-с-с-с. Ж-ж-ж-ж-ж. У-у-у-у-у. Р-р-р-р-р. Мяу-мяу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Маша из м/ф «Маша и медведь.   А, о, у, ы, и, э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гласный. а-а-а-а-а-а …. у-у-у-у-у … о-о-о-о-о…ы-ы-ы-ы-ы …и-и-и-и-и … э-э-э-э-э …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом. Звуки бывают гласные и согласные.

4. Построение проекта решения проблемы

Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске

https://uchi.ru/teachers/groups/10018526/subjects/2/course_programs/1/cards/23550

5. Реализация проекта.

 

- Составим схему слова ум.

- Сколько слогов в слове? Он же ударный.

- Сколько звуков в слове?

- Назовите первый звук.

- Назовите второй звук.

- Как произносится первый звук?

- Какой квадратик мы будем использовать в схемах вместо гласного звука?

- Как произносится звук [м]?

- Квадратик  какого цвета используем?

 

Один. Два. [у] [м] Легко, свободно, голосом; он гласный. Квадратик красного цвета. С препятствиями, трудностями; он согласный. Белый.

6. Первичное закрепление.

И гра «Узнай гласный звук»

Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.

Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.

А теперь игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в

 

Физкультминутка

Машенька приглашает нас немножко с ней отдохнуть. Встаньте.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (скачем)

И по этой же дорожке скачем

Скачем мы на левой ножке (скачем)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бежим на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на двух ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём (шагом на месте)

 

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Замечательно. Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания.

https://uchi.ru/teachers/groups/10018526/subjects/2/course_programs/1/cards/23551

8.Включение в систему знаний и повторение

- Что мы узнали про гласные звуки? Какие они бывают?

- Составим схему слова школа.  (Разбирается аналогично.)

 

Ударные и безударные; ударение всегда падает только на гласный звук.

9.Рефлексия

- На какие две группы делятся все звуки человеческой речи?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как мы произносим согласные звуки?

- Какие два звука образуют слог-слияние?

- Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние?  Задание на учи.ру

 

 

 

Согласный с гласным.

https://uchi.ru/teachers/groups/10018526/subjects/2/course_programs/1/lessons/6020

Комментарии