«Одевайся по сезону: не тепло, не холодно»
Цель:
Задачи:
коррекционно-образовательные:
коррекционно-развивающие:
Формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др.), её связи с сезоном, возрастом.
Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года.
Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда».
Развивать внимание, логическое мышление.
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.
коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к одежде.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Контейнер с плоскостными изображениями одежды для куклы, предметные картинки с изображениями одежды, мяч, музыкальный диск «Звуки природы».
Предварительная работа: игры «Что к чему?», «Скажи, какой?», «Один, два, пять», «Упрямые дети», изучение схематичного плана.
Здоровье сберегающий компонент: физминутка, гимнастика для глаз, расслабляющая мелодия «Звуки природы».
Использование ИКТ: проектор, экран, ноутбук, магнитофон.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Цель. Создание эмоционально положительного фона занятия.
Воспитатель: Послушайте загадку и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл.
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
II. Сообщение темы. Основная часть.
Цель. Уточнение словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными.
Воспитатель: Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом
Воспитатель: Каким?
Дети: Одежда.
Воспитатель: Ребята, Вы, наверное, догадались, о чём мы с Вами будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы будем говорить об одежде.
Воспитатель: Нужна ли одежда человеку?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.
Воспитатель: Ребята, что изображено на рисунках?
Дети: Снежинка, солнце, зелёный лист, жёлтый лист.
Воспитатель: К какому времени года можно отнести эти картинки?
Дети: К зиме, лету, весне, осени
Воспитатель: Найдите и покажите карточки с зимней, летней, весенней и осенней одеждой.
Дети размещают картинки под соответствующими символами.
Игра «Четвертый лишний».
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.
Воспитатель помещает на доску четыре картинки: летнее платье, сарафан, шорты, теплый комбинезон.
Воспитатель. Еще одна игра вам хорошо знакома. Она называется «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на картинки и расскажите, какая из них лишняя и почему?
Дети. Лишний комбинезон. Его носят осенью, а платье, сарафан и шорты носят летом.
Далее можно предложить комплекты картинок для дифференциации по цвету, по материалу и т. п.
Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка)
Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли)
Одежда (куртка, шуба, шляпа, пальто).
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь внимательно послушайте стихотворение:
Летом - в жаркие часы -
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, тёплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее…
Шапка, свитер…впрочем я,
Я запуталась, друзья!
Воспитатель: Ребята, где ошибка в стихотворении? (Сандалии носят летом.)
Воспитатель: Ребята. назовите, что на вас надето? (Ответы детей).
Воспитатель: Как назвать одним словом эти предметы? (Одежда)
Воспитатель: Какие виды одежды вы знаете? (Зимняя, летняя, весенняя, осеняя).
Воспитатель: Как можно, одним словом назвать осеннею и весеннею одежду? (Демисезонная).
Воспитатель: А чем отличается одежда летняя от демисезонной? (Летняя одежда из легкой ткани, с коротким рукавом. А демисезонная из теплых тканей с длинным рукавом.)
Воспитатель: Почему? (Летом чтоб не было жарко, а осенью, чтоб не замерзнуть и не заболеть).
Воспитатель: Назовите мне демисезонную одежду? (Кофты, куртки, колготки, штаны, носки и т.д.)
Воспитатель: Какие виды обуви вы знаете? (летняя, зимняя, демисезонная)
Воспитатель: Назовите летнею и осеннюю обувь? (Шлёпки, босоножки, сланцы, туфли, кроссовки, ботинки, сапоги).
Воспитатель: Чем они отличаются? (Летняя обувь открытая, а осенняя закрытая, чтоб не промокли ноги).
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Осень)
Воспитатель: А как нужно одеваться? (Тепло, , чтоб не замерзнуть и не заболеть)
Воспитатель: Правильно, ребята, нужно одеваться по сезону. А что такое сезон? (Одно из времен года)
Воспитатель: А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают.)
Воспитатель: Ребята, а головные уборы изменились? (Да)
Воспитатель: Что вы носили летом? (Шляпы, панамы, кепки).
Воспитатель: А сейчас? (шапки из теплой ткани с закрытыми ушками).
Воспитатель: Ребята, как за одеждой надо ухаживать? (Стирать, сушить, гладить, складывать, вешать, аккуратно носить).
Воспитатель: Как ухаживать за обувью? (Сушить, чистить).
Воспитатель: А если не ухаживать то, что произойдет? (Будет грязная, порвется, испортится).
Воспитатель: Ребята, а все люди носят одинаковую одежду? (Нет)
Воспитатель: Какие виды одежды вы ещё знаете? (Женская, мужская, детская).
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас поиграем в одну игру.
Игра «Что нужно надевать в разную погоду?».
Детям предлагаются пейзажные картинки по временам года. Идёт беседа как в правильно нужно одеваться в разное время года.
- Какое время года? Какую одежду мы носим в это время ? (Ответы детей: зима, весна, лето, осень).
-Почему ты подобрал именно эту одежду? Мне кажется, что нужно было подобрать другую.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно выбрали одежду к каждому сезону.
Дидактическая игра «Времена года».
Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, я сейчас прочитаю небольшие стихи, а вы попробуйте определить, к какой картинке эти стихи подходят.
Воспитатель:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца. А. Плещеев
Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?
Дети: Это время года осень.
Воспитатель: Какую картинку вы бы к нему выбрали?
Ребёнок показывает картинку с изображением осени, на которой люди в осенней одежде.
Воспитатель: Почему ты так решил?
Дети: Тёмное небо, дождь, люди в куртках, плащах, пальто.
Воспитатель:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. И. Суриков
Ребёнок показывает картинку с изображением зимы, на которой люди в зимней одежде.
Воспитатель: Почему вы подобрали эту картинку?
Дети: Кругом снег, дети одеты в шубы, на ногах валенки; на голове тёплые меховые шапки; дети катаются на санках.
Воспитатель:
Уже тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! А. Плещеев
Воспитатель: Какая картинка подходит к этому стихотворению? Почему вы так думаете?
Дети: Это весна. На земле лежит снег, бегут ручьи, дети пускают кораблики. Дети одеты в лёгкие пальто, шапочки.
Воспитатель:
Пришел июнь.
«Июнь, июнь!»-
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится. С.Маршак
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так решили?
Дети: Июнь это летний месяц.
Воспитатель: Какую картинку вы подберете? Почему?
Дети: Дети в летних платьях, сарафанах, футболках, шортах. На голове панамки, кепки.
Воспитатель: Вы правильно подобрали картинки к этим стихам. Ребята, люди одеты в разные времена года в разную одежду.
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. | Закрываем оба глаза |
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. | Продолжаем стоять с закрытыми глазами |
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. | Открываем глаза, взглядом рисуем мост |
Нарисуем на мосту мы большую букву У. | Глазами рисуем букву У |
Вверх поднимем, глянем вниз. | Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз |
Вправо, влево повернем. Заниматься вновь начнем. | Глаза смотрят вправо- влево |
Повторить упр. 3 раза |
Игра – путешествие в прошлое одежды.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть волшебный альбом, состоящий из нескольких красочных страниц и рассказывающий о том, как появилась одежда.
а) Картинка, где человек в шкуре животного.
Удобно ли носить такую одежду.(Тяжёлая, летом жарко)
Воспитатель: Много лет назад, когда люди еще не умели ткать ткани, они даже не знали, что это такое, они ходили в шкурах животных (рассматриваем иллюстрации).
Воспитатель: Как вы думаете, такая одежда была практично, удобной?
Дети: Нет
б) Картинка, где человек в одежде из листьев.
Из чего еще можно сделать себе одежду? (Из соломы, веток.)
Можно ли такую одежду долго носить?
Воспитатель: Может, люди у птиц подсмотрели, а может сами догадались, что некоторые травы и растения обладают таким эластичным свойством, что можно плести. Затем люди изготовили простейший станок, где для того, чтобы протаскивать нить, нужна была заостренная палка. Это было очень давно, несколько тысяч лет тому назад. Отсюда пошло слово «ткать». Ведь первый, «ткать» тыкал палкой, то в одну, то в другую сторону. Уберем, из слова «тыкать», букву «Ы» и останется «ткал».(иллюстрация)
Воспитатель:- Вот и до сих пор ткани ткут, только для этого придумали удобные большие ткацкие станки, которые стоят на швейных фабриках.
в) Картинка, где человек в накинутой ткани.
Воспитатель просит подойти ребенка и накидывает на него ткань.
Удобно ли носить ткань? Почему? Можно ли это назвать одеждой?
г) Картинка, где человек изображен в одежде в разные времена года.
Какая одежда надета на людей? Из чего она сшита? А из какого материала сшита ваша одежда? (ответы детей)
Физминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. | встать на носочки, потянуться |
Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. | выполнить 2 наклона вперёд достать руками носки ног (2-3 раза) |
И попрыгаю немножко, | прыжки на двух ногах 3-4 раза |
И руками покручу, | выполнить вращение руками 3-4 раза |
Постою на правой ножке | стойка на правой ноге (2-3 сек.) |
И головкой поверчу… | наклоны головы вправо-влево (4-6 раз) |
Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь! | сесть на место |
Игра «Отгадай загадку».
Цель. Развитие мышления, речевого слуха, связной речи. Уточнение словаря по теме «Одежда».
Воспитатель помещает на доску предметные картинки с изображениями одежды.
Воспитатель. А теперь новая игра. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их. Картинки вам помогут в этом. Тот, кто отгадает загадку, получит картинку. Победит тот, кто соберет картинок больше всех. Вы не просто должны отгадать загадки, но и рассказать, как вы это сделали, почему догадались.
Дети отгадывают и говорят, в какое время мы это носим.
Я как зонт — не промокаю,
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
Пять чуланов, одна дверь.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
По чуланчикам сидят. (Перчатки)
Что за друг, без которого
Зимой из дому не выйдешь? (Шапка)
Я надену новый... (плащ).
А выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле — вошел. (Рубашка)
Лохматый пёс
Тепло принёс,
Хозяина обнимает,
От стужи укрывает. (Шуба)
Два братца
Не могут расстаться:
Утром в дорогу,
Ночью к порогу. (Сапоги/Обувь)
Домики для пальчиков
Девочек и мальчиков. (Перчатки)
В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (Валенки)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Штаны)
А снимают для учтивости. (Халат)
Не ведаю на ком. (Шапка)
Но это - вовсе не земля. (Шляпа)
В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет – у нас работа:
Топать – шлёпать по болотам. (Резиновые сапоги)
Физминутка:
Две подружки, две портняжки | Показать ладошки |
Взяли в руки по катушке, | Сжать пальцы в кулачки |
Даше сшили сарафан, | Разжать по одному пальчику на обеих руках |
Деду вышили кафтан, |
Бабушке зашит жакет, Больше дырочек в нем нет, |
Дядюшке из юбки новой Перешит жилет лиловый. |
А девчонкам и мальчишкам Перешито по штанишкам. |
III. Работа по индивидуальным карточкам. Музыкальное фоновое сопровождение «Звуки природы».
Цель. Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.
а) Дорисуй и раскрась шапки так, чтобы они стали одинаковыми.
б) Воспитатель. Что вы видите?
Дети. Плащ, шапку и рукавички.
Воспитатель. Что вам нужно для прогулки в дождливый осенний день?
Дети. Плащ.
Воспитатель. Возьмите любой карандаш, обведите плащ по контуру и раскрасьте его, а потом расскажите, какой плащ у вас получился.
Дети раскрашивают изображение плаща, а потом образуют словосочетания: синий плащ, зелёный плащ и т. п.
Игра «Помоги Пете».
Цель. Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи.
Воспитатель помещает на доску картинку к игре «Помоги Пете».
Воспитатель. Посмотрите на эту картинку. Вы видите на картинке неряху Петю. Помогите Пете найти в шкафу одежду. Перечислите названия одежды, которую вы видите. За каждое название вы будете получать по фишке. Победит тот, кто получит фишек больше всех.
Дети перечисляют названия. Воспитатель раздает им фишки. Дети определяют победителя.
IV. Итог занятия. Взаимооценка.
- Что узнали на занятии?
- О чем говорили?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Кто работал лучше?
- Какие новые слова узнали?
Приложение № 7
Cделай так, чтобы шапки стали одинаковыми.
13