СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Сказочное царство слов" - внеурочная деятельность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Конспект разработан к данному кружку "Юный филолог" - надеюсь, вам этот конспект очень приодится и понравится.
  • Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Цель: способствовать обогащению обучающихся знанием русского языка, борьбе за его чистоту и смысловую точность.

Задачи:

  • Формировать развитие речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;
  • Воспитывать любовь и уважение, интереса к родному русскому языку;
  • Формировать навыки речевого общения;
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Умение выделять главное, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе, умение слушать и слышать, вести диалог.
  • расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, использования выразительных средств языка;
  • способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, воспитанию чувства любви к Отечеству.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Сказочное царство слов" - внеурочная деятельность»

Конспект на тему «Сказочное царство слов». 5класс

  • Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Цель: способствовать обогащению обучающихся знанием русского языка, борьбе за его чистоту и смысловую точность.

Задачи:

  • Формировать развитие речи;

  • Обогащение словарного запаса;

  • Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

  • Воспитывать любовь и уважение, интереса к родному русскому языку;

  • Формировать навыки речевого общения;

  • Совершенствовать грамматический строй речи.

  • Умение выделять главное, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе, умение слушать и слышать, вести диалог.

  • расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, использования выразительных средств языка;

  • способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, воспитанию чувства любви к Отечеству.

Оборудование: Раздаточный материал, мел, доска, презентация. Поощрительные призы.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Приветствие, подготовка к учебному занятию, организация внимания детей.

2. Беседа.

- Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке.

- Мы, на каком языке говорим? (На русском.)

- Красив, богат и могуч наш русский язык, об этом мы сейчас с вами поговорим. Величайшее богатство народа – это язык!

- Насколько богат наш русский язык? Приведу сейчас пример. Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и словосочетания. Например: 1 вариант – простой: Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи. 2 вариант - непростой: Я был свидетелем рождения мороза; как он подсушил и побелил старую пожухлую траву и покрыл лужицы тончайшим стеклом. Казалось бы смысл двух вариантов одинаковый, но насколько мы можем так красиво написать или сказать устно. В этом ценность нашего русского языка.

- У вас же есть урок английского языка? Давайте сравним. В чем разница между английским и русским языком.

Английский язык

Русский язык

Нет окончаний: Beautiful ; Home

Есть окончания: Красивый, Красивая, Красивой, Красивые; Дом, Дома, Дому, Домом.

Одно отрицание:I will never tell anybody.

Несколько отрицаний: Я никогда никому не скажу.

Порядок слов строгий: Подлежащее сказуемое второстепенные члены предложения. ( Мы читаем наши книги учителю каждый день.)

Порядок слов свободный: Мы читаем наши книги учителю каждый день.

Каждый день мы читаем наши книги учителю.

Мы читаем каждый день учителю наши книги.

Предложение глагол всегда есть: we are musicians.

Глагола может не быть: Мы музыканты.

- И многое другое, я привела самые важные и наиболее частые. Вот почему иностранцы когда изучают наш русский язык испытывают трудности.

- В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные.

- Сегодня у нас будет конкурс на пословицы и поговорки.

- Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.









3. Разминка

Задание – продолжить пословицы и поговорки:

Что посеешь… (то и пожнешь).

Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

Сделал дело… (гуляй смело).

В гостях хорошо… (а дома лучше).

С кем поведешься… (от того и наберешься).

Как аукнется… (так и откликнется).

Один в поле ... (не воин).

Ученье — свет ... (а неученье — тьма).

Терпение и труд ... (все перетрут).

Дело мастера ... (боится).

За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

4. Конкурс

1 этап:

Задание – вспомнить пословицы о труде. (Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и санки возить. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. И др.

- У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

2 этап:

На карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой – окончание.

Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить по – новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Предложенные пословицы:

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Баба с возу – кобыле легче.

3 этап:

Задание «Путанница» - Слова в них стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Все должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или пословицу.

  1. Маыд бзе ногя ен тыбеав.

  2. Вырепй нилб момко.

  3. У сахарт залга екилив.

  4. Шепсошипь - ейдюл шешимьсан.

Ответы:

  1. Дыма без огня не бывает.

  2. Первый блин комом.

  3. У страха глаза велики

  4. Поспешишь - людей насмешишь.

4этап:

«ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ» Задание – выбрать из правого ряда пословицы, аналогичные по смыслу пословице левого ряда. (можно изменить задание - выбрать противоположные по смыслу.)

 

Большое дело не бывает без потерь

 

Одного поля ягоды

Куй железо, пока горячо

За деревьями не видно леса

 

Ржавое железо не блестит

 

Делай все вовремя

 

 

Трудно и дереву одинокому расти

 

Чистое золото ценится дорого

Один в поле не воин

Теперь обувь шьют и без шила

 

О книге не суди по переплету

 

Из угольного мешка не выходит белой пыли

 







 

Как аукнется, так и откликнется

 

Сытый голодного не разумеет

Не все то золото, что блестит

Не по виду суди, а по делам гляди

 

Не сделавши дела — не хвались

 

Рука руку моет

 

Что посеешь, то и пожнешь

Не говори гоп, пока не перескочишь

Не дивись на человека, а дивись на его дело

Что делаешь, то и имеешь

5 этап:

Задание вспомнить поговорки, пословицы на «Труд», «Магические числа», «Ученье».

Ответы: Ученье

Век живи, век учись.

Знание - сила.

Ученье свет, а неученье – тьма.

Труд.

Труд человека кормит, а лень - портит.

Без дела жить - только небо коптить.

Без труда не выловишь рубку из пруда.

Умение и труд все перетрут.

Сделал дело – гуляй смело.

Магические числа.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один в поле не воин.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов. Прощание с учащимися.