СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Сложение и вычитание дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Сложение и вычитание дробей"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 2»





Конспект урока





Класс: 5





Предмет: математика




Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».



Учитель: Аличиева Вагданият Гамидовна





Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Обучающая: изучить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

Задачи: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

Развивающая: развивать внимание, познавательную активность, память, мышление;

Воспитательная: воспитание аккуратности, самостоятельности.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Учащиеся должны знать: правила сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

Учащиеся должны уметь: выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Методы обучения: индуктивно-репродуктивный.

Оборудованиемультимедийный проектор, презентация, карточки с диктантом, учебник.




Ход урока:

  1. Организационный момент (слайд 2).

Учитель:

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих.

  1. Актуализация знаний. (Слайд 3).

Учитель:

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Учитель: а теперь сделайте небольшой графический диктант сообщите мне, что у вас получится. (раздает карточки с графическим диктантом)

Графический диктант.

Ответ «да» соответствует __, ответ «нет»  - ^.

1) В дроби  знаменатель 9.                        6)  

2) Дробь  правильная.                           7)  =

3) Дробь  правильная.                           8)    

4) В дроби  знаменатель 5.                   9)  

5)  

Запись в тетрадях: Да, да, нет, да, да, нет, да, да, да, да.

                                   _     _     ^    _     _     ^     _   _    _    _

Ученики: Получилось: Да, да, нет, да, да, нет, да, да, да, да. (выходит нарисовать ответ на доске графически.

Запись на доске:  _ _ ^ _ _ ^ _ _ _ _

Учитель: Пройденный материал мы повторили, а теперь переходим к изучению новой темы урока.

  1. Изучение нового материла

Учитель:  Запишите число и новую тему урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 4) 

Пришли в гости к зайцу на званный обед Простак и Незнайка,  на десерт решил заяц угостить их яблоками из своего сада. У зайца было 10 яблок. Это сколько долей?

Ученик:  10 яблок- это  .

Учитель: А теперь посмотрим, как заяц угощал своих гостей.

Сначала заяц на тарелку Простока и Незнайки положил  2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть  яблок:  +  =  =

Запись в тетрадях:    +  =  =

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 5).

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:  

Запись на доске :  

Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей :  

Учитель: (Слайд 6) У  зайца было 10 яблок. На тарелку положил 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть  яблок:  -  =  =

Запись в тетрадях:  -  =  =

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 7).

Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя у3меньшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило вычитания можно записать так:

Запись на доске:

Запись в тетрадях: Правило вычитания обыкновенных дробей:

  1. Первичное закрепление изученного материала (Слайд 8)

Решение задач. Работа по учебнику:

  1. Стр. 156, №1005.

Из помидоров массой кг и огурцов массой  кг сделали салат. Какова масса салата?

Учитель: Внимательно прочитайте условие задачи. И ответьте на вопросы: какова масса помидоров? Какова масса огурцов? Как найти массу салата?

Ученики: масса помидоров  кг, а масса огурцов  кг. Чтобы найти массу салата, надо сложить массу помидоров с массой огурцов.

Учитель: Верно. Теперь запишите решение на доске и в тетрадях. (вызывается ученик к доске.)

Запись на доске и в тетрадях:

№1005.

Дано: m1= кг. – масса помидоров, m2=кг. – масса огурцов.

Найти: m кг – массу салата.

Решение.

m1+m2=m

+  =

Ответ:  кг.

Учитель: а теперь давайте решим задачу под номером 1006.

  1. Стр. 156, №1006.        

Масса станка равняется  т., а масса его упаковки  т. Найдите массу станка вместе с упаковкой.

Учитель: Прочитайте условие и скажите, чему равна масса станка? Чему равна масса упаковки? Как найти массу станка с упаковкой?

Ученики: масса станка равна т., а масса его упаковки т. Чтобы найти массу станка с упаковкой, нужно прибавить к массе станка массу его упаковки.

Учитель: правильно, а теперь запишите решение задачи в тетради. (Вызывает ученика записать решение на доске).

Запись на доске и в тетрадях:

 №1006.

Дано: m1=т. – масса станка, m2=т. – масса его упаковки

Найти: m т. – массу станка вместе с упаковкой.

Решение

m1 + m2 = m

 

Ответ: т.

Физкультминутка (в форме «релаксация» под музыкальное сопровождение) (Слайд 9).

   Учитель: Закройте глаза. Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Представьте на ножке розы маленького муравья. Он выползает из темной зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей выползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика каждого листика на своем пути и достигая в конце концов цветка. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь.

Работа по учебнику (Слайд 10):

  1. Стр. 156, №1009.

За два дня засеяли  поля. В первый день засеяли  поля. Какую часть поля засеяли во второй день?

Учитель: а теперь приступим к решению следующей задачи №1009. прочитайте условие. Какую часть поля засеяли за два дня? Какую часть поля засеяли в первый день? Как узнать, какую часть поля засеяли во второй день?

Ученики: За два дня было засеяно  поля. В первый день засеяли  поля. Чтобы узнать, какую часть поля засеяли во второй день, нужно вычесть из того, что было засеяно за два дня, часть поля, которую засеяли в первый день.

Учитель: Хорошо. Запишите это решение к себе в тетради и сообщите мне ответ.

Запись в тетрадях:

№1009.

Дано:  - засеяно за два дня,  - засеяно в первый день.

Найти: сколько засеяно во 2ой день.

Решение.

Ответ:

Ученики: Во второй день засеяли  частей поля.

Учитель: Правильно. А теперь выполните действия из номера 1011 самостоятельно у себя у тетрадях, и прокомментируйте свое решение.

(стр. 157, № 1011)

Запись в тетрадях:

а)            д)  

б) ;                 е) ;

в) ;           ж) ;

г) ;     з) .

Ученики:

а) к четырем седьмым прибавить две седьмых, получаем шесть седьмых, так как, четыре плюс два будет шесть, а знаменатель остается прежним.

б) к одной девятой прибавить шесть девятых, получаем семь девятых, так как один плюс шесть, будет семь, а знаменатель девять, остается прежним.

в, г аналогично.

д) из семи девятых вычесть две девятых, получаем пять девятых, так как, вычитая из семи два, будет пять, а знаменатель девять остается прежним.

е, ж, з – аналогично.

  1. Подведение итогов урока (Слайд 12)

Учитель: На этом уроке мы познакомились с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Расскажите, как выполняется сложение и вычитание дробей.

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: А как можно эти правила записать в буквенном виде? (вызывает учеников к доске.)

Запись на доске:

           6.Домашнее задание (Слайд 13)

  Учитель выставляет оценки тем, кто отвечал на уроке и задает д/з.

Учитель: А теперь запишите задание на дом. Стр. 161, № 1039, 1041.