СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Составление описательного рассказа о предметах одежды" (подг. группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Составление описательного рассказа о предметах одежды" (подг. группа)»

Тема «Составление описательного рассказа о предметах одежды»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершен­ствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенст­вование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений). Совершенство­вание навыка чтения предложений. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений, зрительного гнозиса и конструк­тивного праксиса; артикуляционной, тонкой и общей моторики; логического мышления, общих речевых навыков.

Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельно­сти, аккуратности и бережного отношения к вещам.

Оборудование. Магнитная доска, конверты с частями плоскост­ных изображений одежды, плоскостные изображения мальчика и клетчатого шарфа, карточка со звуковой схемой, 8 карточек для игры в домино, резиновый мяч среднего размера, картонный цве­ток с разноцветными лепестками.

Предварительная работа. Составление на занятии по ознаком­лению с окружающим плана рассказа о предметах одежды и обуви, о головных уборах. Разучивание с воспитателями загадок об одеж­де. Составление сложноподчиненных предложений на индивиду­альных занятиях с логопедом. Игра в домино на занятиях с лого­педом. Разучивание скороговорки про Вареньку и Валеньку.

Ход занятия

    1. Организационный момент. Игра «Волшебная ромашка». [Со­вершенствование навыка чтения. Сообщение темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и предлагает детям пройти к коврографу, на котором с помощью «липучек» закреплен большой цветок с разноцветными лепестками. На обратной стороне лепестков напечатаны предложения.

Логопед. Оторвите по одному лепестку и прочитайте пред­ложения, написанные на них.

      1. й ребенок. Катя носит тапки.

      2. й ребенок. Ваня надевает комбинезон.

      3. й ребенок. Аня моет сапожки.

      4. й ребенок. Даня чистит ботинки.

Логопед. Отлично! Вы хорошо справились с этим заданием. Сегодня мы продолжим разговор об одежде, обуви и головных уборах.

    1. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, логического мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).]

Логопед предлагает детям поиграть в игру « Что лишнее ?»

Логопед. Слушайте внимательно и думайте, какой из пред­метов, названных мною, лишний и почему. Составляйте предло­жения со словами потому что. Пальто, комбинезон, купальник, шарф. Что лишнее?

1-й ребенок. Лишний купальник, потому что его носят летом. А пальто, комбинезон и шарф нужны нам осенью.

Логопед. Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапочка, бейсболка. Что лишнее?

2-й ребенок. Лишняя шерстяная шапочка, потому что ее носят осенью. Соломенная шляпа, панама и бейсболка нужны нам летом.

Логопед. Резиновые сапоги, шлепанцы, кожаные ботинки, утепленные кроссовки. Что лишнее?

3-й ребенок. Лишние шлепанцы, потому что их носят летом. Резиновые сапоги, кожаные ботинки и кроссовки носят осенью.

Логопед. Косынка, берет, сандалии, шляпа. Что лишнее?

4-й ребенок. Лишние сандалии, потому что это обувь. А ко­сынка, берет и шляпа — головные уборы.

Логопед. Замечательно! Вы с честью выдержали это испы­тание.

3. Упражнение «Дизайнеры». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Одежда».]

Логопед приглашает детей за стол, где приготовлены конверты с частями плоскостных изображений одежды. Они выполнены из многоразовой самоклеящейся бумаги. Каждый ребенок получает ос­нову для наклеивания деталей.

Логопед. А теперь вы станете дизайнерами одежды, обуви и головных уборов. Достаньте из конвертов части одежды и собери­те из них то, что вам захочется, а потом расскажите о той одежде, которую вы создали по известному вам плану.

Дети собирают из частей плоскостные изображения одежды, а потом составляют рассказы.

1-й ребенок. Я хочу рассказать о куртке. Она красивая, ярко-красная, теплая, непромокаемая. У нее есть синий капюшон и карманы. Куртка и карманы застегиваются на молнию. На ру­кавах куртки синие манжеты. Манжеты тоже застегиваются на молнию. У куртки желтая подкладка и желтые светоотражатели на рукавах. Такую куртку носят осенью в сырую холодную погоду.

2-й ребенок. Ая расскажу о брюках. Они синие, теплые, непромокаемые. Они застегиваются на молнию. У них есть кар­маны. Карманы тоже застегиваются на молнию.

3-й ребенок. Я буду рассказывать о шапочке. Она желтая, непромокаемая, теплая. У шапочки длинные ушки с застежкой - «липучкой» и козырек. Подкладка у шапочки красная. Такую ша­почку можно надеть в сырой холодный осенний день.

4-й ребенок. А я расскажу о сапожках. Они резиновые, желтые, теплые. У них красная подошва и красные каблучки. А еще их украшает красная меховая опушка. Их носят в сырую холодную погоду осенью.

Логопед помещает на коврограф перед детьми плоскостное изоб­ражение мальчика.

Логопед. Помогите Сереже собраться на прогулку. Оденьте его.

Дети с помощью «липучек», которые подклеены к основе, закреп­ляют изображения одежды на мальчике. Логопед тоже прикрепляет плоскостное изображение клетчатого красно-сине-желтого шарфа.

4. Упражнение «Подбери схему». [Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.]

Логопед помещает на коврограф звуковую схему слова. Логопед. Посмотрите внимательно на Сережу и на схему слова. К названию какого из предметов его одежды подходит эта схема?

Дети. Схема подходит к слову шарф, потому что в этом слове четыре звука. Первый, третий и четвертый звуки — твердые со­гласные, а второй звук — гласный.

Логопед. Произнеси четвертый звук, Маша, и расскажи о нем.

1-й ребенок. [Ф]. Это согласный твердый глухой звук.

Далее логопед предлагает остальным детям произнести по одно­му звуку из данного слова и рассказать о них.

5. Подвижная игра «Ботинки». [Координация речи с движени­ем.] (Повторение. См. занятие 1. Тема «Одежда, обувь, головные уборы».)

Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомое упражнение.

Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам. Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали. После лезем под кровать, Будем там тихонько спать.

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме последней.

Кладут ладони на стол.

6.Домино «Одежда, обувь, головные уборы». [Развитие фоне­матических представлений. Автоматизация правильного произ­ношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятель­ности.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними картонки для игры в домино, на которых изображены следу­ющие предметы: куртка — берет, блузка — шляпа, валенки — ру­башка, трусы — шорты, бриджи — шарф, футболка — сарафан, кроссовки — шлепанцы, свитер — туфли. Логопед перемешивает карточки и раздает им детям по две.

Логопед. Я хочу предложить вам сыграть в домино. На всех карточках для игры изображены предметы со звуками [р], [р'], [л], [л']. Начнет игру тот, у кого на карточке есть два предмета со зву­ком [р] в названии. Продолжит игру тот, у кого на одной из сторон карточки тоже есть предмет со звуком [р] в названии. И так далее. Вы кладете карточки и говорите, что изображено на них. Обяза­тельно следите за произношением звуков.

1-й р е б е н о к. На моей карточке трусы и шорты.

2-й ребенок. А на моей карточке рубашка и валенки.

3-й ребенок. На моей карточке шляпа и блузка.

4-й ребенок. А на моей карточке куртка и берет. (И т. п.)

Логопед. Великолепно. Вы красиво говорили и справились

с игрой.

Дети собирают карточки в контейнер.

7.Игра-соревнование «Кто лучше говорит?» [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.]

Логопед предлагает детям встать и по очереди по три раза по­вторить скороговорку, которую они выучили на индивидуальных за­нятиях. Он нацеливает детей на правильное произношение сонорных звуков.

Подарили Вареньке валенки, а Валеньке — варежки.

Дети под руководством логопеда определяют победителя. Все аплодируют ему.

8.Загадывание детьми загадок об одежде, обуви и головных убо­рах. [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правиль­ного произношения и дифференциация сонорных звуков.]

Логопед предлагает детям остаться на ковре.

Логопед. Вы очень красиво сегодня говорите. Я надеюсь, что вы будете говорить красиво и тогда, когда станете загадывать друг другу загадки.

1-й ребенок. Пять чуланов — одна дверь.

Дети. Это перчатка. Пять чуланов — это пять пальцев.

2-й ребенок. Утром я встал, на две дороги попал.

Дети. Это брюки. Штанины брюк похожи на две длинные

дороги.

3-й ребенок. Руки греет пара печек

Из колечек для овечек.

Дети. Это рукавички, связанные из овечьей шерсти.

4-й ребенок. Сижу верхом

Не знаю на ком.

Дети. Это шапка. Она как будто сидит верхом на человеке.

Логопед. Очень хорошо! Молодцы!

9.Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» [Совершенст­вование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). ]

Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас я проверю, сможете ли вы сказать, какие вещи получаются из разных материалов. Из шерсти получаются...

1 -й р е б е н о к. ...шерстяные вещи.

Логопед. Из вельвета получаются...

  1. й ребенок. ...вельветовые вещи.

Логопед. Из кожи получаются...

  1. й ребенок. ...кожаные вещи.

Логопед. Из замши получаются...

  1. й ребенок. ...замшевые вещи. (И т. п.)

    1. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям высказать впечатления от занятия, а потом подводит итог изучения темы и оценивает работу каждого из присутствующих за неделю.