СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект. Тема: "Местоимение, как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразие личных местоимений; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять.

Просмотр содержимого документа
«Конспект. Тема: "Местоимение, как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных"»

Тема урока: Местоимение, как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных.

Цель: Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразие личных местоимений; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте на стр. 49 учебника название новой темы, которую мы начинаем сегодня изучать. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Что вы знаете о местоимении?

- Сегодня на уроке мы выясним, какие есть в русском языке личные местоимения, чем они отличаются от существительных.

Открывают тетрадь, записывают число и тему урока.




Ответы детей.

КУУД

  1. Наблюдение за личными местоимениями

1 вариант: работа по учебнику на стр. 49, упражнение 372.

- На кого указывают местоимения я, ты, мы, он, она?

2 вариант: учащиеся записывают ответы на вопросы:

– Книги, какого писателя вы любите читать? Напишите.

- Какое слово вы употребили, указывая на себя? Подчеркните его.

- Какой рассказ мы с вами читали на уроке? Напишите.

- Какое слово в этом предложении указывает на всех нас? Подчеркните его.

- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему соседу по парте.

- Какое слово указывает на лицо, к которому вы обращались. Подчеркни те его.

- А когда вместо слова ты необходимо употребить Вы?







- Подумайте, какие слова нужно заменить, чтобы избежать повторения: Алексей Максимович Горький писал книги для взрослых и детей. Алексей Максимович Горький сочинял для детей сказки и повести.

Запишите оба предложения в исправленном виде.

- На кого указывает слово он? Подчеркните слово он.



- Прочитайте все подчеркнутые слова.

- Я, мы, ты, вы, он – это личные местоимения. Подумайте, почему так называется эта часть речи.

- Прочитайте второе предложение. Было бы нам понятно, о ком идет речь, если бы не было предыдущего предложения?

- Вместо какой части речи, употреблено местоимение он? В этом и состоит особенность личных местоимений, поэтому они так называются.

- Прочитайте вопрос Почемучки на стр. 49 учебника.

- Ребята, давайте выполним упражнение 373 самостоятельно. Выполнив его, ответьте на вопрос.

- В нашем языке много местоимений. Мы познакомились только с одной группой местоимений – личными местоимениями.








Ответы детей.


- Я.





- Мы.



- Ты сделал домашнюю работу?


- Ты.




- В обращении к человеку старше по возрасту, в обращении к незнакомому человеку и т.п. Это форма вежливого обращения. Вы употребляется также и в обращении к нескольким лицам.

- Во втором предложении вместо Алексей Максимовия Горький надо употребить местоимение он.







- На лицо, о котором мы говорим, о котором что-либо сообщаем, но которое в данный момент отсутствует.







- Нет.





- Вместо имени существительного.

РУУД, КУУД, ПУУД

  1. Наблюдение за текстообразующей ролью местоимений

- Теперь выполним упражнение 374.

- Что нам нужно сделать? Обратите внимание на то, что в тексте две пары предложений связаны с помощью местоимений.

- Спишите текст и подчеркните местоимения.



- Прочитать текст.

ПУУД, КУУД

  1. Обобщение

- Что такое местоимение?

- Назовите личные местоимения.

- Чем отличаются личные местоимения от существительных?

- Служебная часть речи.

- Я, мы, ты, вы, он.


- Существительные называют предметы, местоимения только указывают на них.

КУУД, РУУД

  1. Домашнее задание

Выполнить упражнение 376. И написать три слова с ъ.