Капустина О. В.
Конспект тематического занятия в подготовительной группе по правам ребенка «Сказочное путешествие»
Дети садятся полукругом.
Воспитатель. Доброе утро, ребята. Надеюсь, настроение у вас стало хорошее! Ребята, обратите внимание я принесла вам необычную книгу. Это книга называется «Конвенция о правах ребенка. В ней записаны все права детей. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей.
Р
ебенок: Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться ,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!
Воспитатель. Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А где их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)
Тогда отправляемся в сказочное путешествие. Внимание на экран.
Воспитатель: Вы узнали эту сказку? Это сказка “Колобок.
Что сделала лиса с колобком? (Ответы детей)
А какое право нарушила лиса? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
Дети имеют Право на жизнь.
А сейчас, продолжаем наше путешествие.
Воспитатель: (зачитывает отрывок из сказки А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”).
... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
Это - Право на имя.
Правильно, ребята каждый ребенок имеет право на имя. Когда дети рождаются, то обязательно им дают имена. Имена – это особые слова, они значат очень многое. На Руси люди верила в могущество имен и к выбору относились очень внимательно У вас всех очень красивые имена. И каждое имя наделено обозначает. Например: Виктория – Победа, Ольга –Святая и др. Авы знаете, что обозначает ваше имя (ответы детей)
Предлагаю поиграть.
Игра «Назови свое фамилию, имя и отчество.» (воспитатель надевает ребенку шляпу и он называет свою фамилию, имя, отчество)
Воспитатель: Ой, Ребята, а к нам спешат гости.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Воспитатель Каждый имеет право на дом и неприкосновенность жилища.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть. Но сначала отгадайте загадку.
Три братца дружно строят дом, Тепло, уютно будет в нём. В работе братцы знают толк, Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
-Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
(дети бегают под музыку по кругу, на слова «Вдруг выходит волк, он зубами щелк!» дети занимают домики-обручи по 3 ребенка. когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.)
Воспитатель. - Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
Продолжим наше сказочное путешествие
Воспитатель: (зачитывает отрывок из русской народной сказки “Снегурочка”). ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
- Кем стали дедушка и бабушка для Снегурочки? О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
Все дети имеют Право иметь семью?
Ребенок: На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
Воспитатель: Ваши родители любят и заботится о вас, но бывает, что они не разрешают вам гулять на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, не покупают все, что вы хотите, заставляют есть манную кашу, убирать игрушки, складывать свои вещи? Может нужно разлучить вас с родителями, тогда вы сможете делать все, что захотите (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
Воспитатель. Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
Право не разлучаться со своими родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.
На нашей планете живут дети разных национальностей, с разным цветом кожи . Все они имеют право общаться на своем родном языке, высказывать свое мнение, у каждого есть право быть гражданином своей страны и соблюдать свои народные традиции.
Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.
Инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.(Ответы детей).
Право на защиту и охрану. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель. Миша нарушил права Маши.
Продолжаем наше путешествие
Воспитатель читает отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:
...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
Воспитатель. Вы, тоже пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу. А сейчас продолжим наше путешествие. Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит)
Каким правом могут воспользоваться дети.
Право на медицинское обслуживание.
Воспитатель Ну, что ж ,продолжим наше путешествие.
Целый день играя в прятки, Уморилися ребятки.
Дружно носики сопят, Наши детки мирно спят.
О каком праве идет речь ?
Дети имеют право на досуг и отдых.
Воспитатель: Надо детям кушать кашу, Пить кефир и простоквашу,
И не забывай про супчик, Будешь ты здоров, голубчик!
- Узнали сказки? Каким правом пользуются герою этих сказок?
Дети имеют право на полноценное качественное питание
Сейчас я предлагаю вам поиграть «Запрещается- разрешается»
Петь, рисовать и танцевать
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать-
Это … (разрешается)
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение –
Это …(разрешается)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это …(запрещается)
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента извивается,
Бить, наказывать – всегда…(запрещается)
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа ... (запрещается)
Этот черный человек
Перед белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго……(запрещается)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас дети прочтут стихи о правах ребенка.
Ребенок: Знают все, как дважды два,
У ребенка есть права:
Руки мыть и уши,
Много каши кушать,
Ребенок: Утром заправлять кровать,
По хозяйству помогать,
Хорошо учиться,
Рано спать ложиться,
Ребенок: Слово данное держать,
Никого не обижать,
Не грубить, не драться,
Спортом заниматься,
Ребенок: Вежливым и добрым быть,
Маму с папою любить!
И скажу вам по секрету:
Лучше прав на свете нету.иш
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по страницам сказок. Давайте споем песню «Солнечный круг»