Конспект тематического занятия «Профессия – портной» в подготовительной группе.
Цель: систематизировать представления дошкольников о труде и профессии портного, предметах его труда.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания о профессии портного (снимает мерки, кроит, шьет одежду) о необходимых для его деятельности материалах и оборудовании: ножницы, сантиметр, выкройка, ткани, нитки, иголки, швейная машинка.
-Познакомить детей с процессом изготовления и пошива одежды.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
-Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в изменении существительных в прилагательные суффиксальным способом: ситец - ситцевое, бархат- бархатный, кружево-кружевной.
-Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий (сметывание), продолжать учить соблюдать технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
Словарная работа:
обогащение: модель, фасон, лекало.
активизация: выкройка, выкраивать, сметывать, снять мерку, сантиметровая лента.
Оборудование:
Магнитная доска, стол для дидактических игр и практических работ, ширма для отрезов ткани и швейных изделий.
Демонстрационный материал:
Образцы тканей, швейные изделия, сантиметровая лента, лекало, авторская д/и «Подбери ткань к одежде», швейная машинка, набор картин из серии «Одежда», д/и «Собери модель из выкройки», журнал мод, шприц, половник, полицейский жезл, кастрюля, мяч, колокольчик, блокнот, карандаш.
Методы: словесный, игровой, практический, наглядный, поисково-исследовательский.
Технологии: «Гость группы», проблемно-поисковая, игровая, «Рефлексивный круг», технология трех вопросов.
Раздаточный материал: выкройки, ножницы, иголка с ниткой, игольница, картинки с предметами одежды, выкройки из картона: платье, брюки, комбинезон, фартук.
Предварительная работа:
1. Создание коллекции «Виды тканей».
2. Беседы, чтение художественной литературы о труде людей.
3. Дидактическая игра «Профессии и предметы-помощники».
Ход.
Воспитатель звонит в колокольчик. Дети собираются в круг
Встанем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется. Здравствуйте.
Посмотрите вы на нас – мы ребята супер-класс!
Умные и смелые, а еще умелые.
Посмотрите вы на нас – мы ребята, супер-класс!
Можем многое мы делать: клеить, резать, шить, плести, хорошо себя вести.
(присаживаются на коврик)
Воспитатель: - Ребята, какие вы сегодня нарядные, (хвалит одежду детей,)
- А где вы взяли такую красивую и замечательную одежду? (передает детям мяч, отвечает тот, у кого мяч: в магазине, на рынке и т.д)
- А как она попала в магазины, на рынок и т.д?
- Кто шьет одежду для людей?
- Где шьют одежду?
- Как шьют одежду?
- Как вы думаете, люди всегда носили такую одежду?
Воспитатель: Когда люди появились на земле, им сразу стала нужна одежда, чтобы не замерзнуть или не поранится. Сначала одежда была из звериных шкур. Намного позже люди стали шить одежду не только для тепла, но и для красоты. Модельеры придумывают фасоны, закройщики делают выкройки и раскраивают ткани, швеи сшивают детали вместе.
Воспитатель: - Знаете, ребята, сегодня к нам в гости пришла мама Шевцова Толи – Галина Александровна. (входит мама)
Гость: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая профессия у Галины Александровны? (на доске изображения ателье, и др. предприятия 3-4 картинки дети высказывают свою точку зрения).
Гость: Ребята, а вы что-нибудь знаете, о том, как изготавливают одежду?
- А что вы хотели бы об этом узнать?
- А как мы это можем узнать? Где мы можем увидеть процесс изготовления одежды?
- Вы бы хотели сами поучаствовать во всех этапах изготовления одежды?
Тогда, предлагаю вам отправиться в швейную мастерскую (или ателье) и попробовать себя в роли портного. Готовы.
Вот мы и на месте. Это наше рабочее место. Видите, у нее здесь разные предметы. Как вы думаете, все ли здесь в порядке?
Игра «Оставь нужное для швеи».
Давайте ребята, разобраться, какие здесь инструменты и материалы нам понадобятся для работы, что мы ими будем делать, а какие лишние (На столе лежат: пуговицы, кукольная одежда, ножницы, нитки с иголкой, наперсток, кастрюля, шприц, мел, карандаш, книга, игрушка машинка, половник, швейная машинка, полицейский жезл). Ответы детей 1-2 простыми предложениями.
Гость: Молодцы, ребята, с инструментами и материалами теперь все в порядке. Можем приступать. Как вы думаете, что нам сначала нужно выбрать для будущей одежды? (сначала необходимо выбрать модель будущей одежды, выбрать фасон – внешний вид и форму вещи.)
- Где мы можем посмотреть модель будущей одежды (в журналах мод)
(Вниманию детей представлены слайды на экране. Гость рассказывает о представленных моделях. Дети выбирают, высказывают свое мнение)
Гость: С моделью и фасоном определились (фартук).
Гость: Ребята, хотите примерять одежду? (дает детям примерять 3-4 предмета одежды разных размеров, дети приходят к выводу, что необходимо правильно подобрать размер)
Гость: Для того чтобы одежда подошла по размеру необходимо снять мерки, а потом сделать выкройку. А эту одежду я шила для других людей.
Практическая работа
Гость: Дети, а с помощью чего мы можем снять мерки? (на столе линейки разные по длине, сантиметровые ленты) Дети пробуют измерять линейкой, сантиметром, приходят к выводу, что лучше снимать мерку сантиметровой лентой) гость показывает, как это делать и записывает размеры. (Дети снимают мерки друг с друга)
Проводится д/и «Собери модель с помощью выкройки» ( на столах перемешаны лекала из картона: брюки, юбка, платье, фартук, комбинезон. Дети делятся на подгруппы, каждая подгруппа собирает свою модель)
Но у меня перепутались все выкройки, помогите мне найти нужные для создания каждой модели.
Давайте разделимся по 2-3 человека и каждая группа будет собирать модель из выкройки. Вам нужно правильно сложить детали чтобы получилось изделие. (работают в малых подгруппах, озвучивают, что у кого получилось)
(Дети проверяют правильность выполненного задания друг у друга- взаимопроверка)
Физкультминутка
Мы весёлые портные
Измеряем мы длину (наклон вперед, пальцы рук касаются пола)
Высоту (руки вверх, встали на носочки)
И ширину (руки в стороны)
Шьём, утюжим, вышиваем (показываем действия руками)
Никогда не унываем (пружинка)
Будут все красивые, (покружились)
Умные, счастливые (наклон, руки в стороны).
Гость: Молодцы. Из чего же мы будем выкраивать нашу будущую одежду? (Теперь что нужно подобрать ткань)
Гость: Ребята, обратите внимание (на ширме большое количество тканей: шелк, лен, ситец, шифон, драп, бязь, ажур, атлас, вельвет, и так далее)
- Вы можете подойти к нашей коллекции тканей и пощупать их и выбрать какую-то одну, которая вам больше всего понравится, а затем выбрать одежду (картинка) которую можно сшить из этой ткани. (дети подходят к ширме, рассматривают ткань, пробуют на ощупь, выбирают, делают вывод, подбирают ткань для одежды. Дети объясняют свой выбор).
Молодцы! Правильно подобрали одежду к тканям.
Я вам предлагаю поиграть в игру.
Проводится д/и с мячом «Какой, какая, какое»
(Дети становятся полукругом, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет одежду из какой-то ткани. Дети должны сказать, как она будет называться. Например, платье из ситца – ситцевое, пиджак из бархата – бархатный и т. д.).
Какие вы умницы ребята, справились все!
Гость: Как вы думаете ребята, какая ткань подойдет для косынки? Почему? (ответы детей) Ткань подобрали, что же будем делать теперь? (предложения детей, гость вместе с детьми делают вместе с детьми выкройку косыночки на ткани и вырезают ее).
Затем гостья наметывает края изделия, (показывает, дает детям попробовать) чтобы все было ровно и только потом прострачивает все швы на швейной машинке (показ швейной машинки, и работы за швейной машинкой).
Дети снова собираются в круг (рефлексивный круг) и делятся впечатлениями, (передавая мяч) высказывают слова благодарности гостю.
- Что тебе сегодня понравилось? Что ты узнал нового? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Воспитатель: Сегодня вы узнали об интересной и очень нужной профессии портной, вы были как настоящие портные, теперь вы знаете какой это сложный процесс изготовления и пошива одежды, а также её ремонта, я уверенна что вы будите бережнее относиться к своим вещам, ну а если будет нужно, то вы уже знаете как починить её!
Я предлагаю вам, ребята, рассказать вашим родителям о нашей сегодняшней гостье, показать, как вы выкроили фартук.