Конспект образованной образовательной деятельности в подготовительной для школы группе.
ТИКО – конструирование.
«Воздушный транспорт»
Цель: Развивать навык связной речи в игровой форме при конструировании по схеме.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
1. «Коммуникация»:
уточнять и расширять представление о наземном транспорте;
закреплять работу по обучению согласования прилагательных с существительными, употребления существительных в родительном падеже;
развитие навыков связной речи при составлении описательных рассказов;
- активизировать словарный запас речи существительными
- закреплять умение отвечать полным ответом на вопросы педагога.
2. «Познание»:
- развивать умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы;
- учить сооружать постройки из конструктора «ТИКО» по схеме;
- развивать умение делать выбор в подборе необходимого материала;
- обогащать сенсорный опыт детей;
- развивать умения анализировать фигуру, выбранную для конструирования, и собирать конструкцию по образцу. Развивать навыки пространственного ориентирования: вправо - влево.
3. «Социализация»:
- развивать у дошкольников интерес к различным видам игр;
- знакомить с дидактическими играми, направленными на развитие мелкой моторики, абстрактно-логического мышления, внимания;
- способствовать развитию усидчивости.
Материал: Конструктор «ТИКО», схемы для конструирования картинки с изображением транспорта, плакат-схема города, магнитофон, атрибуты.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением водного, воздушного, наземного (пассажирского, специального) транспорта; отгадывание загадок о транспорте; дидактические игры «Один - много», «Скажи, какой?», «Назови ласково»; аппликация «Самолет»; разучивание пальчиковых гимнастик.
Ход деятельности.
Педагог просит детей вспомнить, на чём они недавно путешествовали и сообщает, что сегодня путешествие будет проходить с помощью воздушного транспорта.
Игра «Летит, едет, плывет».
Педагог называет слова, а дети поднимают сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту, и называют действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик).
Образование прилагательного от существительного.
Транспорт в городе - … городской - (подобрать картинку) …трамвай.
Транспорт в море -… морской - …пароход.
Транспорт на железной дороге - …железнодорожный - …электропоезд.
Транспорт под землёй - … подземный - …метро.
Транспорт в воздухе - … воздушный - …вертолёт.
Транспорт для перевозки грузов - …грузовой - …грузовик.
Транспорт для перевозки пассажиров - …пассажирский - …троллейбус.
Cогласование числительного и существительного.
Вытянуть карточку и сосчитать нарисованные предметы.
1-самолет, 2- самолета, 3- самолета и т.д.,
(аналогично – фургонов, пароходов, кораблей, трамваев)
По просьбе педагога дети вспоминают и перечисляют виды транспорта.
Отгадав загадку, дети узнают, на чем продолжат путешествие.
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт. (Самолет)
Дети называют воздушный транспорт и составляют небольшие описательные рассказы.
Физминутка «Самолёты».
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Воспитатель предлагает сконструировать самолет из конструктора.
Конструирование ТИКО-поделки «Самолет».
Упражнение в употреблении приставочных глаголов в связной речи с опорой на наглядно-демонстрационный план. Знакомство с картой маршрута движения автомобиля.
Чтобы «прочитать» карту, логопед начинает (осуществляет движение по карте макетом автомобиля на магните), а дети продолжают: От гаража автомобиль … (отъехал). Ехал, ехал и к мосту автомобиль … (подъехал). Речку по мосту автомобиль… (переехал), дальше поехал и к туннелю автомобиль … (подъехал). В туннель автомобиль … (заехал), по тоннелю проехал и скоро из него автомобиль … (выехал). Ехал, ехал и к озеру автомобиль … (подъехал). Озеро автомобиль … (объехал) и к светофору автомобиль … (подъехал). На какой сигнал светофора автомобиль может ехать дальше? (на зеленый). Какой сигнал горит на светофоре? (красный). Что должен сделать автомобиль? (остановку).
В заключении дети обмениваются впечатлениями о путешествии.