2 Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Словесный(беседа) Словесный(беседа) | Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван тянулся к югу: Приближалась довольно поздняя пора; Стоял ноябрь уж у двора. -О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени) Ребята, какое сейчас время года? (осень). -Обратите внимание на слайд. Какое на картине изображено время года? (осень) А вы можете назвать все признаки живой и неживой природы, изображенные на этой картине? (нет) | Формулируют ответы на вопросы | Фронтальная Фронтальная | Интерактивная панель (PowerPoint) | Контроль учителя Контроль учителя | Расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира Различать объекты и явления неживой и живой природы | К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов П: понимать и принимать учебную задачу | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; |
3 Этап выявления места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Словесный(беседа) | Какая возникает проблема? (не все знаем о явлениях живой и неживой природы осенью) Какая будет цель? (узнать о явлениях живой и неживой природы осенью) Верно ребята, А тема нашего урока «В гости к осени» | Отвечают на вопросы учителя Формулируют цель и тему урока | Фронтальная | | Контроль учителя | – называть окружающие предметы и их взаимосвязи; | П:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К:формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов | – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4 Этап построения выхода из затруднения | Организовать построение плана изучения нового знания | Словесный(беседа) Практический (составление плана у доски) | А чтобы мы не запутались в течении урока и достигли нашей цели, что нам нужно сделать? (Составить план) План: 1 Выявить осенние изменения в неживой и живой природе 2 Установить связь между явлениями живой и неживой природы 3 Сделать вывод. 4 Применить полученные знания - На доске показаны пункты плана, но в неверной последовательности, подумайте, какая тут должна быть их очерёдность? (выбираю того, кто выйдет к доске, остальные за партами) -Давайте прочитаем, что у нас получилось. -Как вы думаете, смотря на план, где нам эта информация может пригодиться в жизни? -Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свою деятельность на протяжении всего урока. -Приступим к выполнению плана! | Составляют план работы на урок Отвечают на вопросы учителя | Парная Фронтальная | | Взаимоконтроль Контроль учителя | | К: слушать и понимать речь других Р: планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; | – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
5 Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный(беседа) Словесный(беседа) Практический (Задание в парах) Практический (работа с учебником) Словесный(беседа) | Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе. Ребята, назовите осенние месяцы? Скажите, а как изменяется погода осенью? выводы: а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные. в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно) Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? (В неживой) А чтобы узнать, я предлагаю вам посмотреть видео и ответить на вопросы: - Какие изменения происходят в живой и неживой природе с наступлением осени? - Какие бывают осенние явления в живой и неживой природе? Ребята, а чтобы ответить на вопрос, что изменилось осенью в природе, вам предстоит поработать в парах 1 ряд - растения 2 ряд - птицы 3 ряд - явления Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе. 1 группа: - Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да». Лиственные деревья сохраняют листву? Хвойные деревья сохраняют иголки? Травы зеленые? 2 группа: - Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы: - Как называются такие птицы? (перелётные) - Каких ещё перелётных птиц вы знаете? - Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами) Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? 3 группа: Назовите 2 явления живой природы 2 явления неживой природы Какой пункт плана мы выполнили? Оцените у себя в листах самооценки. Какой следующий пункт плана? Подумайте и ответьте на вопрос: как связаны между собой изменения в живой и неживой природе? (Осенью происходит понижение температуры воздуха, пасмурное небо с моросящими дождями закрывают солнце. Капли дождя постепенно переходят на мокрый снег и уже настоящий снег. Поверхность водоемов начинает покрываться льдом. Все эти осенние явления неживой природы сказываются и на живую природу, когда перелетные птицы начинают собираться в стаи и улетать на зимовку в теплые края. Животные, которые остаются зимовать, начинают обустраивать свои жилища. Те же муравьи закрываются в своем муравейнике. Медведи и некоторые другие животные впадают в зимнюю спячку. Животные, которые живут в земле начинают углубляться, чтобы покинуть верхние слои почвы, которые будут зимой замерзать. Рыбы опускаются ко дну водоемов, выбираю омуты. У многих животных, с приходом холодного времени, начинает расти подшерсток, который их защитит от низких температур) Какой пункт плана мы выполнили? Оцените у себя в листах самооценки. Какой наш следующий пункт плана? Какой вывод мы можем сделать на основе всего услышанного? (что изменения в живой и неживой природе взаимосвязаны) Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Какие в живой? Давайте сверим наш вывод с учебником. Откройте учебник на странице 39 и прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. Верно ли мы с вами сделали вывод? (да) Какой пункт плана мы выполнили? Оцените у себя в листах самооценки. Ребята, а зачем нам нужно знать об осенних изменениях в природе? (чтобы одеваться по погоде, чтобы не заболеть) | Отвечают на вопросы Смотрят видео Отвечают на вопросы Выполняют задание Работают с учебником | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | Видео Карточки Учебник стр. 39 | Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире находить нужную информацию в учебнике различать объекты и явления неживой и живой природы осенью; находить связи в природе, между природой и человеком различать объекты и явления неживой и живой природы осенью; | К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни. |
6 Этап первичного закрепления с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный(беседа) | Ребята, мы выполнили с вами все пункты плана, предлагаю вернуться к картине и выполнить задание, которое не удалось выполнить в начале урока - назвать все явления живой и неживой природы, изображённые на ней. | Анализируют картину | Фронтальная | Интерактивная панель (PowerPoint) | Контроль учителя | Различать объекты и явления неживой и живой природы осенью | К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания Р: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать свои действия в течение урока | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни. |
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания изученного на уроке. | Практический метод (тест самостоятельна я работа) | А сейчас я предлагаю закрепить полученные знания и выполнить тест. Тест 1. Отметь осенние месяцы: А) - март, апрель, май. Б) - сентябрь, октябрь, ноябрь. В) - декабрь, январь, февраль. 2 Пора, когда с деревьев облетают листья, называется: А) ураган. Б) листопад. В) ветер. 3 Выбери признак осени: А) цветение растений. Б) отлёт перелётных птиц. В) снегопад. 4 Укажи перелётную птицу. А) воробей. Б) голубь. В) ласточка. 5 Осенью птицы … А) улетают на юг; Б) выводят птенцов; В) поют песни. Я вижу у вас возникло затруднение Ребята, у кого были ошибки? ИЛИ Задание №3 в раб. тетради стр. 28 | Выполняют самостоятельную работу | Индивидуальная | Планшеты | Самоконтроль | различать объекты и явления неживой и живой природы осенью; находить связи в природе, между природой и человеком | П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. К: формулировать ответы на вопросы. Р: понимать учебную задачу; планировать свои действия в течение урока; объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей |
8 Этап включения в систему знаний и повторения | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | Словесный(беседа) | Какова была тема и цель урока? Достигли ли мы этой цели? Где нам могут эти знания пригодиться в жизни? | Формулируют ответы на вопросы | Фронтальная | | Контроль учителя | | Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним построить ответ в устной форме. К: средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: овладение логическими действиями сравнения; анализа и обобщения. | понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни. |
9 Рефлексия | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. | Словесный(беседа) | -Ребята, давайте проанализируем ваши листы самооценки, которые вы заполняли на протяжении всего урока (выбираю желающих или сама спрашиваю) А сейчас я предлагаю вам продолжить одно из предложений: Я узнал (а)….. Было интересно… У меня получилось … Я выполнял(а) задания… | Оценивают себя, свою деятельность | Индивидуальная | Интерактивная панель(PowerPoint) | Самоконтроль | | Р: адекватная самооценка; П: построение речевого высказывания в устной и письменной форм | Способность к оценке своей учебной деятельности |