СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по математике "Устные приемы умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0»"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3

 

Тема: Устные приемы умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0»

Цель: Формирование первичных знаний и умений учащихся о новом способе умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0».

Задачи урока:

Дидактические:  формировать знания о способе умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0».

Развивающие: развивать логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, внимательность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по математике "Устные приемы умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0»"»



Класс: 3


Тема: Устные приемы умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0»

Цель: Формирование первичных знаний и умений учащихся о новом способе умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0».

Задачи урока:

Дидактические: формировать знания о способе умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0».

Развивающие: развивать логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, внимательность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Этап фрагмента урока

Образовательные

задача этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование


Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Этап мотивации

Настроить на работу учащихся


Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу,
И друзьям я помогу.

— Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Здравствуйте, меня зовут Алина Владимировна, и сегодня урок математики проведу у вас я.








2. Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии.


Создать условия для повторения знаний у обучающихся

Словесный (беседа)







Практический (упражнения)




Ребята, обратите внимание на слайд.

Сколько сотен в данных числах?
300=...сот. (3)
700=...сот. (7)

Сколько десятков в числе 80?
80=... дес. (8)
5 сот. =какое это число? (500)
3 дес. = какое это число? (30)


Как мы можем решить данное числовое выражение? Какими способами?

(6+4):2= 5


1 сп. - 10:2=5

Находим сумму и делим эту сумму на число


2 сп. - 6:2+4:2=5

Делим каждое слагаемое, полученное частное складываем.

(4+3)х2=14
1сп. - 7х2=14

Находим сумму и умножаем эту сумму на число


2сп. - 4х2+3х2=14

Умножаем каждое слагаемое, полученное частное складываем.


Мы вспомнили, как сумму разделить на число и сумму умножить на число


42 : 3= 14
42 - заменяю число удобными слагаемыми 30 и 12 , и разделили эту сумму на число
42:3= (30 + 12) : 3 = 10 + 4 = 14

(делим каждое слагаемое)

Ребята, а как мы 480 разделим на 3? (устно)
480 : 3 = 160
480 это сколько дес.? (48), а 48 делим на 3, это сколько будет? (16дес.)

А по-другому сколько будет? (160)
Делаем вывод. Так как же 480 разделили на 3? Мы выделили десятки, десятки разделили и получили число.
(АНИМАЦИЯ)
48 дес. : 3 = 16дес. или 160)


Как мы 230 умножим на 4?
230х4 = 920
230 это сколько дес.? (23)

Умножим 23дес. Х 4 = 92 дес. или 920

Итак, делаем вывод: чтобы умножить или разделить числа, которые оканчиваются 0, что мы с вами делали? (заменяли их десятками и выполняли действие.)


Ребята, а можно ли другим способом умножить или разделить числа? Как?

Повторяют изученный ранее материал.









Выдвигают версии.









Формулируют собственное мнение








Анализируют




Фронтальная













Фронтальная









Фронтальная

Презентация














Презентация










Презентация

Контроль учителя










Контроль учителя










Контроль учителя

деление суммы на число






















Внетабличное деление двухзначного числа на однозначное, заменяя число суммой удобных слагаемых






Р: понимать и принимать учебную задачу.


П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;



К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;


формулировать ответы на вопросы.


Р: понимать и принимать учебную задачу.


П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;



К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;


формулировать ответы на вопросы.

познавательные мотивы учебной деятельности,

3. Выявления места и причины затруднения.

Создать условия для выявления проблемы

Словесный (беседа)



Так какая проблема у нас возникла? (не знаем другого способа.)

Какова же цель нашего урока? (узнать другой способ умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0»)

Значит, какая тема? (Другой способ умножения и деления чисел, оканчивающихся на «0»)

Рассуждают, выдвигают версии


Фронтальная

Презентация

Контроль учителя


К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;


Р: понимать и принимать учебную задачу.

Уважение к чужому мнению.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать постановке цели и темы занятия

Словесный(беседа)



Практический(план)

Что нам необходимо для того, чтобы достичь цели? (план)

Давайте составим.

План:

1.Узнать другой способ деления и умножения.
2. Сделать вывод.
3. Соотнести с учебником.
4. Научиться применять.


Обратите внимание у вас на столах лежат листы самооценки. На протяжении всего урока, вы будет оценивать свою деятельность.

Рассуждают, выдвигают версии


Составляют план

Фронтальная




Парная







Карточки с планом








Листы самооценки

Контроль учителя



Взаимоконтроль


К: формулировать ответы на вопросы.

Р: планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;


К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

Уважение к иному мнению.


5. Реализация построенного проекта





























Формировать у обучающихся знания о новом способе умножении я и деления чисел












Словесный (беседа)








Наглядный(демонстрация)









Словесный (беседа)















Словесный (работа с учебником)

Ребята, как можно по-другому 480 разделить на 3?

480 : 3 = 160
Давайте 480 заменим удобными слагаемыми - это 300 и 180.

А как мы сумму разделим на 3? (Каждое слагаемое разделим на 3 и полученное складываем.)

Получается:

480 = (300 + 180) : 3 = 100 + 60 = 160
Чтобы разделить числа…. мы можем заменять их удобными слагаемыми и делить сумму на число.


630 : 3 = 210
630 заменим разрядными слагаемыми, получается 630 – это 600 + 30, сумму разделим на число)
(600 + 30) : 3= 200 + 10 = 210

Делаем вывод: чтобы разделить наши числа,…… мы можем заменить их или удобными слагаемыми или разрядными, а полученную сумму делим на число.

Давайте теперь рассмотрим, как умножать.
230 х 4 = 920

Заменим 230 удобными слагаемыми (200 + 30) и умножим их сумму на число4
(200 + 30)х4 = 800+ 120 = 920

Что мы сделали? (мы заменили число разрядными слагаемыми и умножили сумму на число)


Какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий?


Давайте сделаем вывод:

чтобы трехзначные числа, оканчивающиеся нулем умножить или разделить, что мы можем сделать? (можем заменить их удобными или разрядными слагаемыми, и потом сумму делим или умножаем на число ) (если мы делим, то нужно делить, если умножаем, то умножаем)


Какой пункт плана мы выполнили?

Анализируют, выдвигают версии







Формулируют собственное мнение





















Анализируют, выдвигают версии









Делают вывод

Фронтальная









Фронтальная












Фронтальная









Фронтальная




Презентация
























Презентация



















План

Контроль учителя






















Контроль учителя









Новый способ умножения и деления чисел




Смысл деления















Новый способ умножения и деления чисел




Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем



К: формулировать ответы на вопросы



П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.





П: анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;


Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.


К: формулировать ответы на вопросы;

П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности















познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности





6.Первичное закрепление с проговариванием

Выявить уровень усвоения нового материала

Словесный (работа с учебником)
















Практический (упражнение)
















Давайте сравним с учебником, стр. 83 числовые выражения за красной чертой.

Так как же 240 умножить на 3, кто мне расскажет?


(число 240 заменим разрядными слагаемыми (200+40) и умножим на число 3, т.е 240 х 3 = (200 + 40) х 3 = 600 + 120 = 720)


Как 960 разделим на 3?

( число 960 заменим удобными слагаемыми (900 + 30) и разделим сумму на число 6, т.е 960 : 3 = (900 + 60) : 3 = 300 + 20 = 320)

Какой пункт плана мы выполнили? Физминутка

Выполним номер 1 на стр. 69.

Один у доски, остальные в тетрадях. (Записать подробно)

Вычислить с устным объяснением у доски.


303 х 2 = (300+3) х 2 = 606
205 х 3 = ( 200 + 5) х 3 = 615
120 х 4 = (100 + 20) х 4 = 400 + 80 = 480
230 х 3 = ( 200 + 30) х 3 = 600 + 90 = 690
42 : 3 = (30 + 12) : 3 = 10 + 4 = 14
420 : 3 = ( 300 + 120) : 3 = 100 + 40 = 140
560 : 4 = ( 400 + 160) : 4 = 100 + 40 = 140
840 : 7 = ( 700 + 140) : 7 = 100 + 20 = 120

Сравнивают с учебником, анализируют













Выполняют физминутку








Выполняют упражнения

Фронтальная










Фронтальная















Индивидуальная










Учебник, стр. 69




























Тетрадь







Контроль учителя


























Контроль учителя







Новый способ умножения и деления чисел




Смысл умножения












Умение умножать и делить числовые выражения новым способом











Р: понимать и принимать учебную задачу


П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл


К: формулировать ответы на вопросы;














Р: понимать и принимать учебную задачу.



П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл.



К: формулировать ответы на вопросы.





познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности












познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности











7. Самостоятельные работы с проверкой по эталону

Выявить уровень усвоения нового материала

Практический (упражнение)

Теперь, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока, выполните самостоятельно задание в карточках.

Также на обратной стороне подпишите свою фамилию и имя.

1в.
860 : 2 = (800 + 60) : 2 = 400 + 30 = 430


404 х 2 = (400 + 4) х 2 = 800 + 8 = 808

2в.
690 : 3 = (600 + 90) : 3 = 200 + 30 = 230


140 х 2 = (100 + 40) х 2 = 200 + 80 = 280

Давайте сверим со слайдом.

Так ли у всех получилось? Поставьте рядом плюс, если вы верно решили числовые выражения, и минус, если у вас есть ошибки.

Какой пункт плана мы выполнили?

Листы самооценки.

Выполняют упражнение



Индивидуальная

Карточки с заданием














Презентация

Контроль учителя


Самопроверка

Новый способ умножения и деления чисел

Р: понимать и принимать учебную задачу

воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность

Повторение

Выявить уровень усвоения нового материала

Практический(упражнение)



Практический(упражнение)


























Практический(упражнение)


























Практический(упражнение)


























Практический(упражнение)


























Практический(упражнение)


























Практический(упражнение)


























Практический(упражнение)


Выполним номер 3.

- Прочитайте задачу.

ТАБЛИЦА

- Сколько ведер воды израсходовали утром? (6)

- Сколько ведер воды израсходовали вечером? (7)

- Какой вопрос задачи? (сколько ведер воды израсходовали за неделю)

- Ребята, неделя это сколько дней? (7)


Расход за 1день


Кол-во дней


Общий расход воды


У 6

В 9


7

7

?

?

ПОИСК

- Зная, что утром израсходовали 6 ведер воды, а вечером 9, что мы можем узнать? (сколько ведер воды израсходовали всего за 1день)


- Зная, сколько ведер воды израсходовали за 1 день, а поливали целую неделю, это 7 дней, что можем узнать? (сколько ведер воды израсходовали за неделю)

Решим нашу задачу.

1 способ:

1) 6+9=15(в.) – израсх. за 1д.

2) 15 х 7 =105(в.)-израсх. за неделю


А можно ли решить задачу другим способом?(ТАБЛ ВОПРОСЫ)

ПОИСК

- Зная, что утром расходовали 6 ведер воды, а таких дней 7, что мы можем узнать? (сколько воды по утрам израсходовали за неделю)


- Зная, что вечером расходовали 9 ведер воды, а таких дней было 7, что мы можем узнать? (сколько ведер воды израсходовали по вечерам за неделю)


- Зная, сколько ведер воды за неделю израсходовали утром и вечером, что мы узнаем? (сколько ведер воды израсходовали за неделю)

Решим задачу вторым способом.


2 способ:

1) 6 х 7=42(в.) – израсх. по утрам за неделю

2) 9 х 7=63(в.) – израсх. по вечерам за неделю

3) 42 + 63=105(в.) – израсх. за неделю

Ответ: 105вед. Воды израсходовали за неделю.


Выполним номер 4.

- Прочитайте задачу.

- Сколько пакетов купил дедушка?(5)

- Что известно о массе этих пакетов? (15кг.)

- Сколько пакетов помог донести Витя? (2)

- Какой вопрос задачи? (сколько кг. картофеля нес Витя?)

Масса 1п.

Кол-во пак.

Общая масса

одинаковая

5

2

15 кг.

? кг.


ПОИСК:

- Зная, что дедушка купил 5 пакет и их масса 15 кг, что мы можем узнать? (массу 1п)

- Зная массу 1 пакета, и что Витя нес 2 пакета, что мы можем узнать? (сколько кг. картофеля нес Витя)

ПЛАН:

- Сколько вопросов у нас появилось? (2)
- Сколько действий у нас будет?

- Какое первое? (деление)

- Что мы узнаем? (массу 1п)

- Какое второе действие? (умножение)

- Что мы узнаем?(сколько кг. п. нес Витя)

РЕШЕНИЕ

1)15 : 5 = 3(кг.) – масса 1пак.

2) 3 х 2 = 6(кг) – масса 2пак.

Ответ: 6 кг. картофеля нес Витя.


Выполним номер 5.

- Прочитайте задачу.


/t на 1 тайм

Кол-во т.

Всего t

Ф. 45

Б. 20

2

2

? на б.

?








- Сколько таймов в игре в футбол? (2)

- Сколько минут длится 1 тайм? (45мин.)

- Сколько таймов в игре баскетбол? (2)

- Сколько минут длится 1 тайм? (20)

- Какой вопрос задачи? (Насколько больше длится игра в футбол, чем в баскетбол)

ПОИСК

- Зная, что в игре футбол 2 тайма длятся по 45 мин., что мы можем узнать? (продолжительность игры в футбол)


- Зная, что в игре баскетбол 2 тайма, которые длятся по 20 мин., что мы можем узнать?

( продолжительность игры в баскетбол)


- Зная продолжительность игры в футбол и баскетбол, что мы узнаем? (на сколько минут дольше длится игра в футбол, чем в баскетбол)


1 способ:

1) 45 х 2= 90(мин.) – продолжительность игры в фут.

2) 20 х 2=40(мин.) –продолжительность игры в баскетбол.

3) 90 – 40=50(мин.) – дольше длится игра в фут., чем в бас.

2 способ

ПОИСК

- Зная, что в игре в футбол 1 тайм длится 45 мин., а в баскетбол 1 тайм длится 20 мин, что мы можем узнать? (насколько дольше длится 1 тайм в игре футбол, чем в б.)


- Зная, насколько дольше длится 1 тайм в футбол, а таких таймов 2, что мы узнаем? (насколько дольше длится игра в футбол, чем в баскетбол)


2 способ:

1) 45 – 20=25(мин.) – дольше длится 1 тайм в фут., чем в бас.

2) 25 х2 =50(мин.) – дольше длится игра в фут., чем в бас.

Ответ: на 50 мин дольше длится игра в ф., чем в б.


Выполним номер 5.






- Сколько книг было на двух полках?(поровну)

- Сколько книг взяли с верхней полки?(2)

- Сколько книг на верхнюю полку поставили? (8)

- Сколько книг поставили на нижнюю полку?(4)

- Какой вопрос задачи?(на сколько больше книг стало на верхней полке, чем на нижней?)

ПОИСК

- Зная, что с верхней полки сначала взяли 2 книги, а затем на нее поставили 8 книг, что мы можем узнать?(на сколько стало больше книг на первой полке после того, как на нее поставили 8 книг)


- Зная, сколько книг стало на верхней полки, и что на нижнюю полку поставили 4 книги, что мы узнаем? (на сколько больше книг стало на верхней полке, чем на

нижней)

1)8-2=6(кн.)-осталось на верхней полке

2) 6- 4=2(кн.)- стало на верхней полке больше, чем на нижней.

Ответ: на 2 книги больше на верхней полке, чем на нижней.

Выполняют упражнение










Выполняют упражнение































Выполняют упражнение



























Выполняют упражнение




























Выполняют упражнение



























Выполняют упражнение
























Выполняют упражнение

































Выполняют упражнение


Фронтальная











Фронтальная
































Фронтальная




























Фронтальная





























Фронтальная




























Фронтальная

























Фронтальная


































Фронтальная






















Учебник













Учебник


































Учебник






























Учебник































Учебник






























Учебник



























Учебник




































Учебник

Контроль учителя










Контроль учителя































Контроль учителя



























Контроль учителя




























Контроль учителя



























Контроль учителя
























Контроль учителя

































Контроль учителя











Умение решать текстовые задачи


Умение решать текстовые задачи































Умение решать текстовые задачи































Умение решать текстовые задачи
































Умение решать уравнения











Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;



К: формулировать ответы на вопросы;



П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;












Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.



К: формулировать ответы на вопросы.



П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.








Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.



К: формулировать ответы на вопросы.



П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.








Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.



К: формулировать ответы на вопросы.



П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.








Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.



К: формулировать ответы на вопросы.



П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.








Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.



К: формулировать ответы на вопросы.



П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.








Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.



К: формулировать ответы на вопросы.



П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.









воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность






воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность























воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность































воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность








8. Включения в систему знаний и повторения


Создать условия для анализа усвоения материала

Словесный (Беседа)

Какова была тема нашего урока? Цель?

Обратите внимание на слайд, давайте вычислим выражения

880 : 4 = (800 + 80) : 4 = 200 + 20 = 220
105 х 4 = (100 + 5) х 4 = 400 + 20 = 420


Где нам могут пригодиться эти знания?

Рассуждают, делают выводы о проделанной работе

Выполняют задание

Фронтальная






Презентация

Контроль учителя

Новый способ умножения и деления числа

Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем

учебно-познавательный интерес к предмету; воспитывать способность к самооценке.

9. Рефлексия


учить детей оценивать свою работу на уроке

Обобщение

Проверьте свой лист самооценки,

что у вас получилось?

Какую отметку вы бы себе поставили?

Д.з стр.83 №2, 6

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки

Самоконтроль

Научить анализировать и оценивать содержание занятия.

Р: оценивать собственную деятельность

Навык самооценки