2. Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии. | Создать условия для повторения знаний у обучающихся | Словесный (беседа) Практический (упражнения) | Ребята, обратите внимание на слайд. Сколько сотен в данных числах? 300=...сот. (3) 700=...сот. (7) Сколько десятков в числе 80? 80=... дес. (8) 5 сот. =какое это число? (500) 3 дес. = какое это число? (30) Как мы можем решить данное числовое выражение? Какими способами? (6+4):2= 5 1 сп. - 10:2=5 Находим сумму и делим эту сумму на число 2 сп. - 6:2+4:2=5 Делим каждое слагаемое, полученное частное складываем. (4+3)х2=14 1сп. - 7х2=14 Находим сумму и умножаем эту сумму на число 2сп. - 4х2+3х2=14 Умножаем каждое слагаемое, полученное частное складываем. Мы вспомнили, как сумму разделить на число и сумму умножить на число 42 : 3= 14 42 - заменяю число удобными слагаемыми 30 и 12 , и разделили эту сумму на число 42:3= (30 + 12) : 3 = 10 + 4 = 14 (делим каждое слагаемое) Ребята, а как мы 480 разделим на 3? (устно) 480 : 3 = 160 480 это сколько дес.? (48), а 48 делим на 3, это сколько будет? (16дес.) А по-другому сколько будет? (160) Делаем вывод. Так как же 480 разделили на 3? Мы выделили десятки, десятки разделили и получили число. (АНИМАЦИЯ) 48 дес. : 3 = 16дес. или 160) Как мы 230 умножим на 4? 230х4 = 920 230 это сколько дес.? (23) Умножим 23дес. Х 4 = 92 дес. или 920 Итак, делаем вывод: чтобы умножить или разделить числа, которые оканчиваются 0, что мы с вами делали? (заменяли их десятками и выполняли действие.) Ребята, а можно ли другим способом умножить или разделить числа? Как? | Повторяют изученный ранее материал. Выдвигают версии. Формулируют собственное мнение Анализируют | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Презентация Презентация Презентация | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | деление суммы на число Внетабличное деление двухзначного числа на однозначное, заменяя число суммой удобных слагаемых | Р: понимать и принимать учебную задачу. П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы. Р: понимать и принимать учебную задачу. П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы. | познавательные мотивы учебной деятельности, |
5. Реализация построенного проекта | Формировать у обучающихся знания о новом способе умножении я и деления чисел | Словесный (беседа) Наглядный(демонстрация) Словесный (беседа) Словесный (работа с учебником) | Ребята, как можно по-другому 480 разделить на 3? 480 : 3 = 160 Давайте 480 заменим удобными слагаемыми - это 300 и 180. А как мы сумму разделим на 3? (Каждое слагаемое разделим на 3 и полученное складываем.) Получается: 480 = (300 + 180) : 3 = 100 + 60 = 160 Чтобы разделить числа…. мы можем заменять их удобными слагаемыми и делить сумму на число. 630 : 3 = 210 630 заменим разрядными слагаемыми, получается 630 – это 600 + 30, сумму разделим на число) (600 + 30) : 3= 200 + 10 = 210 Делаем вывод: чтобы разделить наши числа,…… мы можем заменить их или удобными слагаемыми или разрядными, а полученную сумму делим на число. Давайте теперь рассмотрим, как умножать. 230 х 4 = 920 Заменим 230 удобными слагаемыми (200 + 30) и умножим их сумму на число4 (200 + 30)х4 = 800+ 120 = 920 Что мы сделали? (мы заменили число разрядными слагаемыми и умножили сумму на число) Какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий? Давайте сделаем вывод: чтобы трехзначные числа, оканчивающиеся нулем умножить или разделить, что мы можем сделать? (можем заменить их удобными или разрядными слагаемыми, и потом сумму делим или умножаем на число ) (если мы делим, то нужно делить, если умножаем, то умножаем) Какой пункт плана мы выполнили? | Анализируют, выдвигают версии Формулируют собственное мнение Анализируют, выдвигают версии Делают вывод | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Презентация Презентация План | Контроль учителя Контроль учителя | Новый способ умножения и деления чисел Смысл деления Новый способ умножения и деления чисел | Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем К: формулировать ответы на вопросы П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы; П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; | познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности |
6.Первичное закрепление с проговариванием | Выявить уровень усвоения нового материала | Словесный (работа с учебником) Практический (упражнение) | Давайте сравним с учебником, стр. 83 числовые выражения за красной чертой. Так как же 240 умножить на 3, кто мне расскажет? (число 240 заменим разрядными слагаемыми (200+40) и умножим на число 3, т.е 240 х 3 = (200 + 40) х 3 = 600 + 120 = 720) Как 960 разделим на 3? ( число 960 заменим удобными слагаемыми (900 + 30) и разделим сумму на число 6, т.е 960 : 3 = (900 + 60) : 3 = 300 + 20 = 320) Какой пункт плана мы выполнили? Физминутка Выполним номер 1 на стр. 69. Один у доски, остальные в тетрадях. (Записать подробно) Вычислить с устным объяснением у доски. 303 х 2 = (300+3) х 2 = 606 205 х 3 = ( 200 + 5) х 3 = 615 120 х 4 = (100 + 20) х 4 = 400 + 80 = 480 230 х 3 = ( 200 + 30) х 3 = 600 + 90 = 690 42 : 3 = (30 + 12) : 3 = 10 + 4 = 14 420 : 3 = ( 300 + 120) : 3 = 100 + 40 = 140 560 : 4 = ( 400 + 160) : 4 = 100 + 40 = 140 840 : 7 = ( 700 + 140) : 7 = 100 + 20 = 120 | Сравнивают с учебником, анализируют Выполняют физминутку Выполняют упражнения | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Учебник, стр. 69 Тетрадь | Контроль учителя Контроль учителя | Новый способ умножения и деления чисел Смысл умножения Умение умножать и делить числовые выражения новым способом | Р: понимать и принимать учебную задачу П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл К: формулировать ответы на вопросы; Р: понимать и принимать учебную задачу. П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл. К: формулировать ответы на вопросы. | познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности |
7. Самостоятельные работы с проверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала | Практический (упражнение) | Теперь, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока, выполните самостоятельно задание в карточках. Также на обратной стороне подпишите свою фамилию и имя. 1в. 860 : 2 = (800 + 60) : 2 = 400 + 30 = 430 404 х 2 = (400 + 4) х 2 = 800 + 8 = 808 2в. 690 : 3 = (600 + 90) : 3 = 200 + 30 = 230 140 х 2 = (100 + 40) х 2 = 200 + 80 = 280 Давайте сверим со слайдом. Так ли у всех получилось? Поставьте рядом плюс, если вы верно решили числовые выражения, и минус, если у вас есть ошибки. Какой пункт плана мы выполнили? Листы самооценки. | Выполняют упражнение | Индивидуальная | Карточки с заданием Презентация | Контроль учителя Самопроверка | Новый способ умножения и деления чисел | Р: понимать и принимать учебную задачу | воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность |
Повторение | Выявить уровень усвоения нового материала | Практический(упражнение) Практический(упражнение) Практический(упражнение) Практический(упражнение) Практический(упражнение) Практический(упражнение) Практический(упражнение) Практический(упражнение) | Выполним номер 3. - Прочитайте задачу. ТАБЛИЦА - Сколько ведер воды израсходовали утром? (6) - Сколько ведер воды израсходовали вечером? (7) - Какой вопрос задачи? (сколько ведер воды израсходовали за неделю) - Ребята, неделя это сколько дней? (7) Расход за 1день | Кол-во дней | Общий расход воды | У 6 В 9 | 7 7 | ? ? | ПОИСК - Зная, что утром израсходовали 6 ведер воды, а вечером 9, что мы можем узнать? (сколько ведер воды израсходовали всего за 1день) - Зная, сколько ведер воды израсходовали за 1 день, а поливали целую неделю, это 7 дней, что можем узнать? (сколько ведер воды израсходовали за неделю) Решим нашу задачу. 1 способ: 1) 6+9=15(в.) – израсх. за 1д. 2) 15 х 7 =105(в.)-израсх. за неделю А можно ли решить задачу другим способом?(ТАБЛ ВОПРОСЫ) ПОИСК - Зная, что утром расходовали 6 ведер воды, а таких дней 7, что мы можем узнать? (сколько воды по утрам израсходовали за неделю) - Зная, что вечером расходовали 9 ведер воды, а таких дней было 7, что мы можем узнать? (сколько ведер воды израсходовали по вечерам за неделю) - Зная, сколько ведер воды за неделю израсходовали утром и вечером, что мы узнаем? (сколько ведер воды израсходовали за неделю) Решим задачу вторым способом. 2 способ: 1) 6 х 7=42(в.) – израсх. по утрам за неделю 2) 9 х 7=63(в.) – израсх. по вечерам за неделю 3) 42 + 63=105(в.) – израсх. за неделю Ответ: 105вед. Воды израсходовали за неделю. Выполним номер 4. - Прочитайте задачу. - Сколько пакетов купил дедушка?(5) - Что известно о массе этих пакетов? (15кг.) - Сколько пакетов помог донести Витя? (2) - Какой вопрос задачи? (сколько кг. картофеля нес Витя?) Масса 1п. | Кол-во пак. | Общая масса | одинаковая | 5 2 | 15 кг. ? кг. | ПОИСК: - Зная, что дедушка купил 5 пакет и их масса 15 кг, что мы можем узнать? (массу 1п) - Зная массу 1 пакета, и что Витя нес 2 пакета, что мы можем узнать? (сколько кг. картофеля нес Витя) ПЛАН: - Сколько вопросов у нас появилось? (2) - Сколько действий у нас будет? - Какое первое? (деление) - Что мы узнаем? (массу 1п) - Какое второе действие? (умножение) - Что мы узнаем?(сколько кг. п. нес Витя) РЕШЕНИЕ 1)15 : 5 = 3(кг.) – масса 1пак. 2) 3 х 2 = 6(кг) – масса 2пак. Ответ: 6 кг. картофеля нес Витя. Выполним номер 5. - Прочитайте задачу. /t на 1 тайм | Кол-во т. | Всего t | Ф. 45 Б. 20 | 2 2 | ? на б. ? | - Сколько таймов в игре в футбол? (2) - Сколько минут длится 1 тайм? (45мин.) - Сколько таймов в игре баскетбол? (2) - Сколько минут длится 1 тайм? (20) - Какой вопрос задачи? (Насколько больше длится игра в футбол, чем в баскетбол) ПОИСК - Зная, что в игре футбол 2 тайма длятся по 45 мин., что мы можем узнать? (продолжительность игры в футбол) - Зная, что в игре баскетбол 2 тайма, которые длятся по 20 мин., что мы можем узнать? ( продолжительность игры в баскетбол) - Зная продолжительность игры в футбол и баскетбол, что мы узнаем? (на сколько минут дольше длится игра в футбол, чем в баскетбол) 1 способ: 1) 45 х 2= 90(мин.) – продолжительность игры в фут. 2) 20 х 2=40(мин.) –продолжительность игры в баскетбол. 3) 90 – 40=50(мин.) – дольше длится игра в фут., чем в бас. 2 способ ПОИСК - Зная, что в игре в футбол 1 тайм длится 45 мин., а в баскетбол 1 тайм длится 20 мин, что мы можем узнать? (насколько дольше длится 1 тайм в игре футбол, чем в б.) - Зная, насколько дольше длится 1 тайм в футбол, а таких таймов 2, что мы узнаем? (насколько дольше длится игра в футбол, чем в баскетбол) 2 способ: 1) 45 – 20=25(мин.) – дольше длится 1 тайм в фут., чем в бас. 2) 25 х2 =50(мин.) – дольше длится игра в фут., чем в бас. Ответ: на 50 мин дольше длится игра в ф., чем в б. Выполним номер 5. - Сколько книг было на двух полках?(поровну) - Сколько книг взяли с верхней полки?(2) - Сколько книг на верхнюю полку поставили? (8) - Сколько книг поставили на нижнюю полку?(4) - Какой вопрос задачи?(на сколько больше книг стало на верхней полке, чем на нижней?) ПОИСК - Зная, что с верхней полки сначала взяли 2 книги, а затем на нее поставили 8 книг, что мы можем узнать?(на сколько стало больше книг на первой полке после того, как на нее поставили 8 книг) - Зная, сколько книг стало на верхней полки, и что на нижнюю полку поставили 4 книги, что мы узнаем? (на сколько больше книг стало на верхней полке, чем на нижней) 1)8-2=6(кн.)-осталось на верхней полке 2) 6- 4=2(кн.)- стало на верхней полке больше, чем на нижней. Ответ: на 2 книги больше на верхней полке, чем на нижней. | Выполняют упражнение Выполняют упражнение Выполняют упражнение Выполняют упражнение Выполняют упражнение Выполняют упражнение Выполняют упражнение Выполняют упражнение | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Умение решать текстовые задачи Умение решать текстовые задачи Умение решать текстовые задачи Умение решать текстовые задачи Умение решать уравнения | Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; К: формулировать ответы на вопросы; П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулировать ответы на вопросы. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. | воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность воспитывать самостоятельность и умение оценивать свою деятельность |