СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема. Разнообразие растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на формирование первоначальных представлений у детей о классификации растений. Она содержит интересные приёмы организации учебной деятельности как при групповой, так и при парной работе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема. Разнообразие растений»



Технологическая карта урока



Ф.И.О. участника: Ковалёв Илья Сергеевич

Тема урока: «Разнообразие растений»

Класс: 3

Цель урока: формирование первоначальных представлений о растениях, об их классификации

Задачи урока:

Дидактические: учить сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой природы, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно, создавать развёрнутые высказывания, анализировать текстовую, графическую информацию

Развивающие: развивать умение формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию, признавать возможность существования разных точек зрения, слушать и понимать речь учителя и других обучающихся, корректно и аргументировано высказывать своё мнение, выстраивать последовательность выбранных действий, осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать результаты своей деятельности, распределять роли, договариваться, считаться с наличием разных мнений.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу, проявление познавательной активности, осознание ценности познания, применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля,

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Этап мотивации к учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словесный метод.

Приём «Беседа»



Приём «Пословица»

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Илья Сергеевич, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.




- Ребята, посмотрите, на доске пословица: «Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает»

- Как вы понимаете её? (правильный ответ: чем больше будет знать человек, тем больше у него будут ладиться дела)

- Значит, какими мы должны быть на уроке?



- Предлагаю сделать пословицу девизом нашего урока

Приветствуют учителя




Объясняют значение пословицы











Ф






Ф
















Карточка с пословицей

Контроль учителя



Контроль учителя














К: признавать возможность существования разных точек зрения;

К:

слушать и понимать речь учителя






Проявление

познавательной активности

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный метод.

Приём «Беседа»




Практический (приём «Да-нет»)











Словесный метод.

Приём «Беседа»


- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Что такое почва?)






- Сейчас мы проверим, насколько вы усвоили пройденный материал. У вас на партах лежит карточка №1 с утверждениями. Если утверждение верное, в правой колонке вы ставите – «+», если утверждение неверное – «-».

1) Почва – это верхний плодородный слой земли.

+

2) Остатки растений и животных образуют перегной.

+

3) В состав почвы входят только минеральные соли.

-

4) Водоросли имеют корни

?

5) Среди растений только у папоротников нет цветков.

?






3 - Что ещё входит в состав почвы? (в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.)

- Ребята, на все ли утверждения вам удалось ответить? (нет)

- У нас возникло затруднение

Отвечают на вопрос







Определяют верные и неверные утверждения










Отвечают на вопросы в ходе проверки задания



Ф









И













Ф









Карточка №1












Карточка №1


Контроль учителя






Самоконтроль












Контроль учителя









Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно





Создавать развёрнутые высказывания


К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение












К:

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение

- признавать возможность существования разных точек зрения;










Проявление

познавательной активности








Проявление

познавательной активности

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Словесный метод.

Приём «Беседа»


- Где у нас возникло затруднение? (в последнем утверждении)

- Почему возникло затруднение? (не знают особенности растений)


Отвечают на вопросы учителя



Ф



Карточка №1



Контроль учителя


Создавать развёрнутые высказывания


К:

-слушать и понимать речь учителя и других обучающихся.


Проявление

познавательной активности

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Способствовать постановке целей учебной деятельности и выбору способа и средств их реализации

Словесный метод.

Приём «Беседа»








Практический метод.

Приём «Составь план».






- Ребята, предположите цель сегодняшнего урока? (узнать о группах растений)

- Какая тема нашего урока? (растения)

- Для достижения цели, что мы можем сделать? (план)






-У вас лежат на партах карточки. В парах расставьте пункты в правильном порядке. Одна пара сделает это у доски. Сверка со слайдом

План:

  1. Узнать, какая наука изучает растения

  2. Определить группы растений

  3. Сделать вывод

  4. Применить полученные знания.

- Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, проходя каждый пункт плана, вы будете оценивать на них свою деятельность.

Формулируют цель и тему урока.








Ставят пункты плана в правильной последовательности.



Ф











П

















Карточки с пунктами плана, презентация





Контроль учителя









Взаимоконтроль






Создавать развёрнутые высказывания












Р: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы


Р:

выстраивать последовательность выбранных действий


Проявление

познавательной активности





Уважительное отношение друг к другу

5.Этап реализации построенного проекта

Способствовать построению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике

Словесный метод Прием «Беседа»



























Словесный метод Прием «Беседа»


Практический метод

Приём: «Работа с учебником»




Наглядный метод

Приём:

«Демонстрация»











Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»























Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»









Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»















Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»













Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»










Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»





Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»






Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Хождение в гости»



Практический метод («Кооперативная работа»)

Приём «Составь, обменяйся и реши кроссворд»

- Итак, какой первый пункт плана? (узнать, какая наука изучает растения)

- Растения на Земле встречаются повсюду

- Ребята, к какой природе относятся растения? (к живой)

- А как нужно относиться к растениям? (бережно)

- Почему? (образуют кислород, в качестве лекарственных средств и приёма в пищу плодов)

- Что мы должны для этого делать? (не рвать, не топтать, не ломать ветки…)

- Ребята, кто–нибудь из вас знает, что за наука изучает растения?

- Наука, изучающая растения, называется ботаника.

- Какой пункт плана мы выполнили? (узнать, какая наука изучает растения)











- Оцените на листах самооценки свою деятельность, один выйдет к доске.






- Какой следующий пункт плана? (определить группы и виды растений)

- Ребята, как вы думаете, на какие группы делятся растения?



- Учёные-ботаники делят царство растений на 5 групп.

- Откройте стр. 70 учебника и прочитайте группы растений, выделенные жирным шрифтом (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения). На слайде иллюстрации






- Ребята, из каких частей могут состоять растения? (корень, стебель, листья, цветок, плоды) Показано на слайде.





- Давайте определим отличительные признаки каждой из групп растений. Чтобы это сделать разделимся на 5 групп по 4 человека, взяв из корзины карточки-фрагменты определённой группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения – каждая картинка состоит из 4 карточек- фрагментов)

- Послушайте внимательно инструкцию как будет проходить ваша работа:

1) Сначала каждая группа получает свое задание – текст с информацией для освоения определённой группы растений. Изучает материал. Каждый член группы делает записи!

2) Затем учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом

3) После учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом

4) Далее учащиеся 3 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом

5) Затем учащиеся 4 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом

6) После учащиеся 5 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом

7) В завершение, вам необходимо, использовав всю ту информацию, которую вы получили от других групп, выполнить творческое задание – составить кроссворд по всем группам растений и обменяться им между группами для решения.

- Перед началом работы повторим правила поведения в группе.

  • Принимать активное участие в работе группы. 

  • Не бояться высказывать своё мнение. 

  • Уважать мнение других членов группы. 

  • Говорить спокойно, ясно, только по делу. 

  • Помогать товарищам, если они об этом просят. 

  • Точно выполнять возложенную на себя роль.

Текст с информацией для 1 группы

Водоросли – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, ни цветков с плодами, и питательные вещества они впитывают всем своим телом, которое называется слоевище.

Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом.

Существуют экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.

Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные – прикрепляются ко дну и образуют настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной. Человек использует водоросли в качестве пищи в производстве лекарственных препаратов. Представители водорослей показаны на иллюстрациях в тексте

Текст с информацией для 2 группы

Мхи - высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Встречаются они повсеместно.

Мхи отличаются такими признаками:

  • не имеют семян и цветов;

  • растут, в основном, в затемненных местах с повышенной влажностью – на земле, камнях и деревьях, реже – на стенах и крышах домов;

  • размножаются спорами;

  • не имеют корней, но у них есть нитевидные удлиненные отростки – ризоиды, которые действуют как корни;

  • имеют листья и стебли

Мхи – это индикаторы заболоченных почв. Они впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см.

Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф – полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение. Также мхи сегодня широко применяются в: медицине, цветоводстве, строительстве, сельском хозяйстве.

Представители мхов показаны на иллюстрациях в тексте

Текст с информацией для 3 группы

Папоротник – одно из самых древних растений на земле. Внешний облик папоротника сильно зависит от его разновидности, ведь некоторые папоротники похожи на низкие кустики травы, а другие напоминают деревья со стволами.

Всего ученые насчитали почти четыре тысячи видов папоротника. Больше всего папоротников обитает в теплых странах с жарким и влажным климатом.

Папоротники не цветут. Несмотря на то, что в легендах и сказках часто упоминается цветок папоротника, в жизни его найти не получится. Также папоротники имеют корни, стебли и листья.

Почти все папоротники любят дождливый теплый климат. Такие растения лучше всего чувствуют себя рядом с озером, ручьем или на болоте, где почва всегда пропитана водой.

Большинство видов папоротника размножается спорами. Ветер, капли дождя или проходящие мимо животные переносят споры с места на место. Попадая в землю, они прорастают и превращаются в новое растение.

Некоторые виды папоротника съедобны. У папоротника есть лекарственные свойства, поэтому его издревле используют в рецептах народной медицины.

Текст с информацией для 4 группы

Голосеменные, или хвойные появились на Земле примерно 370 млн лет назад. Они оказались гораздо лучше приспособлены к засушливым условиям, чем папоротники. Для оплодотворения им не нужна вода.

Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Все современные голосеменные – это деревья и кустарники. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках. Травянистых форм среди голосеменных нет.

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо. Наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

К признакам растений отдела голосеменных относятся

  1. Размножение посредством семян.

  2. Не образуют плодов.

  3. Листья имеют в виде хвоинок

  4. Чаще всего вечнозеленые растения.

  5. Также имеют стебли в виде стволов и корни

Текст с информацией для 5 группы

Покрытосеменные, или Цветковые, — отдел высших семенных растений. По числу видов превосходят другие отделы высших растений.  На сегодняшний день описано более 300 тыс. видов цветковых, но учёные полагают, что общее число видов этой группы растений составляет приблизительно 350 тыс.

Распространены на всех континентах, во всех климатических поясах. В отличие от споровых растений, приспособлены к произрастанию в том числе в сухих местах, так как для осуществления размножения им не нужна вода. 

Характерны разнообразные жизненные формы: травы, деревья, кустарники.

Имеют хорошо развитые стебли, корни, листья, а также цветки, семена и плоды. Размножаются семенами. Для защиты семян в период развития и распространения после их созревания служат плоды.




- «Хождение в гости» к другим группам и получение нового материала от приходящих групп.




- Какой пункт плана мы выполнили? (определить группы растений)

- Оцените на листах самооценки свою деятельность, один выйдет к доске.


- Какой следующий пункт плана? (сделать вывод)

- Давайте проанализируем информацию, которую вы узнали

- На какие группы делятся растения? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)

- Назовите, чем отличаются все эти группы?

- Какой пункт плана мы выполнили? (сделать вывод)

- Оцените на листах самооценки свою деятельность, один выйдет к доске.




- Какой следующий пункт плана? (применить полученные знания)

- Использовав всю ту информацию, которую вы получили от других групп, выполните творческое задание – составьте кроссворд по всем группам растений и обменяйтесь им между группами для решения.







Отвечают на вопросы учителя
















Отмечают выполненный пункт плана на листах самооценки





Отвечают на вопросы учителя




Ищут и зачитывают

информацию в тексте учебника






Отвечают на вопросы учителя
















Распределяются по группам и слушают внимательно инструкцию по работе в группах














Проговаривают правила поведения в группе








Изучают и отбирают необходимую информацию из текста по группам растений












Изучают и отбирают необходимую информацию из текста по группам растений


















Изучают и отбирают необходимую информацию из текста по группам растений
















Изучают и отбирают необходимую информацию из текста по группам растений














Изучают и отбирают необходимую информацию из текста по группам растений







Проговаривают другим группам отобранный из текста материал



Оценивают свою деятельность на листах самооценки




Делают выводы



Оценивают свою деятельность на листах самооценки


Используют информацию, полученную от других групп для составления кроссворда, обмениваются и решают его в группах






Ф



















И







Ф





И










Ф



















Г


















Ф














Г


















Г
























Г






















Г



















Г












Г






И






Г




И







Г






Презентация

















Листы самооценки











Учебник, презентация







Презентация


















Листы с текстами

















Презентация













Листы с текстами

















Листы с текстами























Листы с текстами





















Листы с текстами


















Листы с текстами











Листы с текстами





Листы самооценки




Листы с текстами


Листы самооценки





Листы А4, листы с текстами








Контроль учителя















Самоконтроль






Контроль учителя



Самоконтроль









Контроль учителя
















Взаимоконтроль

















Контроль учителя













Взаимоконтроль

















Взаимоконтроль






















Взаимоконтроль




















Взаимоконтроль

















Взаимоконтроль










Взаимоконтроль




Самоконтроль





Взаимоконтроль

Самоконтроль







Взаимоконтроль








Создавать развёрнутые высказывания



























Анализировать текстовую информацию





Создавать развёрнутые высказывания














Анализировать текстовую информацию



























Анализировать текстовую информацию













Анализировать текстовую информацию



















Анализировать текстовую информацию
















Анализировать текстовую информацию















Анализировать текстовую информацию




Сравнивать по заданному количеству признаков

объекты живой природы






Сравнивать по заданному количеству признаков

объекты живой природы


Сравнивать по заданному количеству признаков

объекты живой природы

К:

корректно и аргументировано высказывать своё мнение

- признавать возможность существования разных точек зрения;



Р:осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности






П: находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию


К:

корректно и аргументировано высказывать своё мнение










К:

слушать и понимать речь учителя













К:

корректно и аргументировано высказывать своё мнение





Р:

распределять роли, договариваться, считаться с наличием разных мнений








Р:

распределять роли, договариваться, считаться с наличием разных мнений














Р:

распределять роли, договариваться, считаться с наличием разных мнений












Р:

распределять роли, договариваться, считаться с наличием разных мнений









Р:

распределять роли, договариваться, считаться с наличием разных мнений


Р:

договариваться, считаться с наличием разных мнений


Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности


Р:

договариваться, считаться с наличием разных мнений



Р:

договариваться, считаться с наличием разных мнений




Бережное отношение к природе:


Проявление

познавательной активности
























Проявление

познавательной активности




Проявление

познавательной активности













Применение правил совместной деятельности












Проявление

познавательной активности






Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться








Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться













Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться











Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться








Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться



Проявление способности договариваться








Проявление способности договариваться




Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во вешней речи

Способствовать усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач






Практический метод

Приём:

«Соотнеси объекты»



Практический метод

Приём:

«Обмен тетрадями»

Наглядный метод

Приём:

«Демонстрация»

- Теперь откройте мой сайт на планшетах -- категория для учеников -- задание №1 в рабочей тетради А. А. Плешаков. В этом задании, в парах вам нужно определить под какими цифрами находятся группы растений, представленные в списке выше, а после пояснить как вы определили эту группу растений. После выполнения задания мы сверимся с ответами на слайде.

  1. Мхи

  2. Хвойные растения

  3. Цветковые растения

  4. Водоросли

  5. Папоротники

- У кого получилось все правильно - поднимите руки, у кого есть 1-2 ошибки - поднимите руки , у кого получилось больше 2 ошибок поднимите руки (после поясняют свой выбор)



Определяют, под какими цифрами находятся группы растений







Сверяются с ответами на слайде




П










И








Планшет









Планшет

презентация




Взаимоконтроль









Самоконтроль



Сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой природы












Р:

-объективно оценивать результаты своей деятельности


Проявление

познавательной активности






Проявление

познавательной активности


7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Способствовать переосмыслению нового способа действия и исполнительской рефлексии







Практический (приём «Да-нет»)




Словесный метод.

Приём «Беседа»


- Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю решить задание. Вам нужно будет определить верны или неверны предложенные утверждения. Если утверждение верное, в правой колонке вы ставите – «+», если утверждение неверное – «-».

1) Растения делятся на 4 группы.

-

2) У водорослей есть стебель и листья.

-

3) Тело водорослей называется слоевище.

+

4) Мхи имеют цветки.

-

5) Папоротники имеют стебель, в отличие от водорослей

+

6) Хвойные растения имеют листья в виде хвоинок

+

7) Листья имеют только цветковые растения

-

1- На сколько групп делятся растения (5 групп). Перечислите (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)

2-Назовите, что имеют и чего не имеют водоросли? (ничего не имеют, только тело-слоевище)

4-Что имеют мхи? (стебель и листья)

7-Что имеют цветковые растения? (имеют все части растений)

- Какой пункт плана мы выполнили? (применить полученные знания)




- Оцените на листах самооценки свою деятельность, один выйдет к доске.









Определяют верные и неверные утверждения





Отвечают на вопросы в ходе проверки задания





Оценивают свою деятельность на листах самооценки










И







Ф








И








Карточки с утверждениями





Карточки с утверждениями





Листы самооценки









Самоконтроль






Контроль учителя






Самоконтроль




Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно




Создавать развёрнутые высказывания















К:

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение


Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности








Проявление

познавательной активности




Проявление

познавательной активности


8.Этап включения в систему знаний повторение

Способствовать повторению и закреплению изученного и подготовить к изучению следующих разделов курса

Словесный метод.

Приём «Беседа»









Практический (приём «Да-нет»)



- Ребята, давайте вернёмся к нашему девизу.

«Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает».

- Узнали ли вы сегодня что-то новое?







- Теперь сможем справиться с затруднением, которое у нас возникло в начале урока?

- Ответьте теперь, верные ли это утверждения?

4) Водоросли имеют корни «-»

- Что у водорослей вместо корней? (слоевище)

5) Среди растений только у папоротников нет цветков «-»

- У каких групп растений нет цветков? (у мхов, хвойных растений, водорослей)





- Где нам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?



Отвечают на вопросы учителя









Определяют верные и неверные утверждения







Отвечают на вопрос



Ф











Ф











Ф

Карточка с пословицей



.





Карточки с утверждениями



Контроль учителя











Контроль учителя







Контроль учителя

Создавать развёрнутые высказывания







Сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой природы



К:

корректно и аргументировано высказывать своё мнение


К:

признавать возможность существования разных точек зрения;













Осознание ценности познания








Осознание ценности познания

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Создать условия для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности

Словесный метод Прием «Беседа»


Практический метод

Приём «Анализ»


Практический метод

Приём:

«Продолжите фразы»

- Ребята, какая у нас была цель урока?

- Достигли ли мы её?

- Назовите группы растений, которые мы изучили (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)


- Давайте проанализируем ваши листы самооценки, которые вы заполняли в течение всего урока.




Продолжите фразы:

Я узнал(а)…

У меня получилось…

Мне было интересно…

Было трудно…

Отвечают на вопросы учителя.




Анализируют листы самооценки




Оценивают свою деятельность, продолжая фразы

Ф






И






И







Лист самооценки





Презентация

Контроль учителя



Самоконтроль







Самоконтроль


















Р:

-объективно оценивать результаты своей деятельности.














Осознание ценности познания,