СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 1 клас Буква Щ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дали с детьми характеристику букве Щщ, играли в игру "Кто в домике живет?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 1 клас Буква Щ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области










Конспект урока

по обучению грамоте (чтение)

1Б класс.



«Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ. »





















Учитель: Е.А.Одинцова



2020 год



Урок обучения грамоте 1 Б класс.

Тема: Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

Образовательная:

Формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание ; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;

Развивающая:

развивать критическое мышление, аналитические навыки, творческое воображение учащихся.

Воспитывающая:

поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками , окружающего мира, истории; воспитывать бережное отношение к окружающему миру ,чувство дружбы и товарищества.


Задачи урока через планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формировать способности учащихся к саморазвитию;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;

  • развивать фонематический слух, мышление, память, внимание ;

  • формировать навык связной речи , выразительного чтения, работы с текстом;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;

Коммуникативные УУД

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы, слушать и понимать речь других;

  • учить соблюдению правил работ в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать правила общения;

  •  создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;

Познавательные УУД

  • создать условия для  развития  фонематического слуха учащихся, формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;

  • Вычленять из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук [ щ' ], обозначать согласный звук [ щ' ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;

  •  формировать навык выразительного чтения, работы с текстом; объяснять значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; участвовать в коллективной беседе по прочитанному; замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении;

  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;




Оборудование: Учебник «Азбука» (автор В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин) издательство «Просвещение», М., 2012, наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, карточки для звуко-буквенного разбора слов, интерактивная доска. 

Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл. 







I.Организационный момент.

Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём?( В России)Россия славится своим гостеприимством,  и  мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу. Кто готов начать урок, помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение.

II. Введение в тему урока.

Ребята, а вы любите получать подарки?

Нам прислали музыкальный подарок. Послушайте внимательно и угадайте, кто прислал этот подарок.

ФИЛЬМ

Работа по учебнику с. 62.

-Ребята, откройте учебник на с.62.

-Рассмотрите рисунок. Из какой сказки пришла эта щука?

( По щучьему велению)

-Послушайте отрывок из сказки: «Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул воды в вёдра, и поставил их, а сам глядит в прорубь…»

-Что такое прорубь?

-Прорубь, по словарю Ожегова,- это отверстие, лунка, прорубленная во льду на реке, водоёме. Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.

А вы знаете что такое коромысло?

Коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения

вёдер на плече. А мужчины из этого проруби ловили рыбу



- Какую рыбу поймал Емеля?

(щуку)

-Вспомните, чего хотел Емеля?

( Чтобы вёдра сами пошли, не расплескав воды).

-Сбылось ли его желание?

(Сбылось)

-Как сбылась мечта людей в настоящее время о том, чтобы вода сама поступала в дом?

(Да, вёдра с водой заменили водопровод, открываешь кран, а из него течёт вода.)

-Как надо относиться к воде?

(Бережно, экономно) СВЯЗЬ С ОКР.МИРОМ

Ребята, щука пришла к нам не случайно. Она нас хочет научить чему-то новому. Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться и чему научимся?

Тема: Знакомство с буквами Щ,щ,

Цели: Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, узнаем какой звук обозначают эти буквы, научимся читать и писать.



Работа над новым материалом.

1.Вычленение звука [ щ' ].

-Построим схему слова щука с помощью карточек.

-Трудиться будем в паре: один из вас произносит звуки, другой строит схему слова. Договоритесь, кто из вас что выполняет.

-А кто желает в паре у доски потрудиться? Потом вместе проверим.

(Учитель тем временем проходит, наблюдает за работой ребят).

На доске появляются два варианта схемы

Проверка .



Какой первый звук встретился в слове?

-Как отличить гласные звуки от согласных звуков?

(Гласные звуки поются, при произношении воздух проходит свободно, без преград, слышим голос; Согласные звуки не поются, при произношении воздух встречает преграды ( зубы, губы, язык), слышим шум и голос).

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребёнка баюкать.


А согласные согласны

шелестеть, фырчать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.



А теперь определим твердый он или мягкий.

ЗАГАДКИ.



Теперь нам нужно определить звонкий он или глухой.





Давайте поиграем.

Упражнение в слышании звука [ щ' ].

Игра «Поймай звук [ щ' ]».

- Ребята,поиграем в игру «Поймай звук [ щ' ]».Если вы услышите звук [ щ' ] в слове, то хлопните в ладоши один раз, если не услышите, не хлопайте. Будьте внимательны.

Трещит, щёки, щёлкнуть, утащить, бочка, мощный.

-Молодцы, были внимательными

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Продолжение работы. Обозначение звука [ щ' ] буквами Щ,щ.

5. -Ребята, звук [ щ' ] обозначатся буквой Щ. (ща).

-На что похожа буква щ, пофантазируйте.

(На щётку, забор, грабли, гребешок)

-Как вы думаете, на ленте букв где место буквы щ?

-Почему?( Обозачает согласный, мягкий,глухой,непарный звук)



6. Чтение слогов.

-Почитаем слоги хором.



7.Чтение слов





8. Работа с прописью

Взаимопроверка

Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

Зеленый-Урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой.

Желтый- Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный- Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!











Самоанализ урока обучения грамоте (чтению)

1Б класс



Тема: « Звук [ щ'] Буквы Щ, щ».

1 класс

Учебник «Азбука» (автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин) издательство «Просвещение», М., 2012, УМК «Школа Росси» ФГОС:



Обучающиеся научатся: читать и произносить слова с буквой Щ;

получат возможность научиться: различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, считалки); рассказывать знакомые считалки, объяснять их назначение.

Регулятивные: формируют вместе с учителем учебную задачу, оценивают результат своих действий.

Познавательныеобщеучебные – воспроизводят по памяти известную информацию; логические- осуществляют сравнение и анализ слов; выводят правило правописания ча-ща, чу-щу.

Коммуникативные: в коммуникации используют понятные для окружающих высказывания.

-анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих; 

- формируют познавательный интерес; 

- воспитывают умение слушать, учитывают мнение других;

- учатся работать в парах, сообща.



Тип урока – изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении темы «Звук [щ']. Буквы Щ, щ», построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД  и психологических особенностей детей данного возраста.

Целью данного урока является: познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ'] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме, буквосочетаниями ча-ща и чу-щу. 

Определены следующие задачи :

-сформировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой и сочетаниями ча-ща и чу-щу,

- умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала;

-развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, самостоятельную деятельность;

-формировать потребность и способность к сотрудничеству,

воспитывать взаимоуважение, коммуникативные качества обучающихся.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и фронтальная. Следует отметить, что уровень обученности  учащихся моего класса по обучению чтению (согласно второй педагогической диагностике успешности обучения): высокий -5человек (72%); средний -  1человек (14%); низкий -1человек 14% ).



Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:



1. Создана проблемная ситуация, которая прогнозирует изучение новой буквы.

2. Работа в парах создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

3. Работа со схемой направлена на развитие умения делать звуко- буквенный анализ слова, характеристику звуков.

4. На уроке проведена музыкальная физминутка для профилактики утомления, нарушения осанки и психоэмоциональной разрядки. Физминутка - это прекрасная возможность для детей с пользой размяться, зарядиться бодростью и хорошим настроением.

При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

На уроке проводилась работа над умением классифицировать буквы, выделять звук в слове, в зависимости от его местоположения; различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, считалки), объяснять их назначение; сравнивать и проводить аналогию.

Используемые технологии  повышали мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности,  что обеспечило работу всего класса, позволило учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление».

Были избраны следующие технологии:

  • ИКТ;

  • игровая деятельность;

  • проблемное обучение;

  • работа в парах.

   Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Считаю, что заявленной цели урок достиг. Я думаю, что мне удалось решить  поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.