СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 1 класс "Твёрдый согласный звук [ ж ], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по ФГООС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 1 класс "Твёрдый согласный звук [ ж ], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. "»





Урок 48

Тема

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы

Личностные результаты

Осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.

Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Основное содержание темы, понятия и термины

Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого-звуковой анализ слова; правописание жи, ши

Образовательные ресурсы

Презентация, учебник «Азбука», карточки для письменной работы, звуковые схемы, сигнальные карточки.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Итак, друзья, внимание!

Вот прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок

.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей .

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



– Проверим готовность к уроку




II. Актуализация знаний

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Незаметно включить аудиофайл «Звук жужжание жука» - Ой, ребята, что же это? Вы что-нибудь слышите? Видите? - А вы случайно не знаете, кто может такой звук издавать? - Да, ребята, оказывается, это пчёлки жужжат. Решили поиграть в игру «Кто кого пережужжит». Давайте и мы с вами попробуем пожужжать.


Пчёлы, жуки…















– Ж-ж-ж…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какой звук вы произносили?

– Сформулируйте задачу сегодняшнего урока

– Познакомимся со звуком [ж] и буквой, его обозначающей

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Работа с презентацией.







Детские игры. Работа с картинкой. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 24)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа по картинке, работа со схемой

- Посмотрите, к пчёлкам спустилось солнышко и говорит: «Послушайте, пчёлки, вы бы лучше пошли, да поработали!»

-Работать мы не умеем. Мы ещё маленькие и пока учимся.

-А что вы умеете?

-Жужжать.

- А вы знаете ,какими буквами обозначается звук, который вы только что прожужжали?

-Нет.

-Эх вы, ученики, не работать, не учиться не хотите.

Пчёлкам стало стыдно, и попросили они рассказать всё про буквы.

-А вы ,ребята, хотите познакомиться с новой буквой?

- Звук [ж], который вы сейчас произносили, на письме может обозначаться большой буквой Ж и маленькой буквой ж. Например, в слове снежинка, звук [ж ] обозначается маленькой буквой ж, а в слове Женя ,большой буквой Ж.

-Ребята, как вы думаете, а какой это звук? Гласный или согласный? Произнесите звук и понаблюдайте за тем, возникает ли преграда при его произношении.

-А как он произносится твёрдо или мягко?

-Звук [ж] всегда произносится твёрдо. Например, жук, лужа, Жанна.

-Согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Как звучит звук [ж]?

-Всегда звонко.


– Рассмотрите картинку и определите, в какую игру играют дети.

– Выделите первый звук из слова жмурки, выполните слого-звуковой анализ этого слова с использованием схемы к этому слову.

– Охарактеризуйте звук [ж]





















-Да













-Да, язык и зубы мешают свободно проходить воздуху, значит это согласный звук.


-Твёрдо.







-Звонко




Рассматривают предметную картинку. Выделяют звук [ж]. Работают со схемой-моделью слова.




– Согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый

Выделяют звук [ж]
из слов, наблюдают
за произношением нового звука в словах, выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твёрдый

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова

2. Физминутка.

Дидактическая игра «Кто внимательный?»

Коллективная. Словесный, практический.

Дидактическая игра

– Ребята, а давайте поиграем. – Послушайте слова, если вы слышите звук [ж], то хлопаете в ладоши, если звука [ж] нет, топаете ногами. Кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи



Слушают слова. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. Различают звук [ж] в словах.








– [ж].


Распознают в словах новый звук. Определяют первые буквы слов, изображающих предметы, составляют из них слово. Выделяют звук [ж] из слов.

Коллективный. Игра. Правильное выполнение движений.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



-Молодцы, ребята, вы справляетесь с заданием..


Умеют работать коллективно, проявляют доброжелательность и взаимопомощь


3. Знакомство с графическим изображением буквы Ж

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– На что похожа буква (жэ) Ж?

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

-А сейчас мы посмотрим, как пишутся эти буквы. Буква Ж может быть большой и маленькой. Пропишите эти буквы на листах. В звуковой схеме укажите звук. Каким цветом он будет? Почему?


Находят букву Ж
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.



Записывают букву Ж на листах.





-Синим, потому что он всегда твёрдый.

Находят букву Ж на «ленте букв».

Фронтальный. Устные ответы, запись.

4. Чтение слогов
и слов .Запись буквы ж в словах.













































5. Работа в паре






































Фронтальная. Словесный. Чтение слов

Запись букв.












































Фронтальная. Индивидуальная.

–Ну что ж, пчёлки, сейчас посмотрим, чему вы научились. В цветах и на листочках спрятались слова с буквой ж. Найдите эти слова.

Вы запомнили, как выглядит буква Ж?

-Ну что ж проверим, что получилось у пчёлок.

1 пчёлка

.-Вот моё слово, в нём целых 2 буквы ж.

-Ребята вы согласны?

Прочитайте слоги.

2 пчела. А моё слово «дружба». В нём есть звук и буква ж.

3 пчела. Женя. А это жар-птица. Мне мама сказку про неё читала.

-Молодцы! Вот так, с тех пор на лужайке пчёлы летают ,мёд собирают и песни распевают: Жу- жу- жу. Я со всеми дружу.

-А теперь ,ребята, давайте прочитаем слова на листочках, и вставим пропущенную букву.

-Какой звук слышим в слове ложка?

- Иногда в некоторых словах вместо звука [ж] мы произносим и слышим звук [ш]. А пишем букву ж. В этом случае ,чтобы не запутаться какую букву надо написать, мы слово изменим так, чтобы после буквы ж ,стояла гласная буква. Например, «ложечка». В середине мы хорошо слышим звук [ж] ,значит и будем писать букву ж.

– Сравните звуки [ж] и [ш]








-Ребята , а теперь поработаем в паре. Посмотрите, в какую игру играют ребята?

-Составьте звуковую схему слова «жмурки».

- Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу в паре сигнальными карточками.











-


-Нет. Это слово кукла. В нём нет звука [ж].


-Верно.






Жанна, ложка, Женя, жук, жила.



-Слышим [ш.]


Читают слова, вставляют букву











– Звук [ж] – звонкий,
а звук [ш] – глухой








-в жмурки.

Читают слова с изученными буквами. Осуществляют сравнение звуков, делают вывод












































Составляют звуковую схему . Проверяют по эталону.

Оценивают свою работу.

Фронтальный. Чтение, составление предложения. Запись буквы ж в словах на листах.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Гуси серые летели,

На полянку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

6. Чтение слов и предложений с изученным звуком. Чтение текста.(учебник, с. 25)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, пересказ

–Прочитайте слова по цепочке.

- Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.

– Выполните задания к нему

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Пересказывают

Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы: кто? что? что сделали?

Фронтальный. Устные ответы, пересказ



1

2

3

4

5

6

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 24)

Фронтальная, парная. Словесный, проблемный. Беседа

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

– Обсудите с другом проблему

Читают, выполняют задания в учебнике

Объясняют смысл пословиц. Высказывают свое мнение. Обсуждают проблему в паре, делают вывод

Фронтальный, парный. Устные ответы

2. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)

Фронтальная. Словесный. Чтение, рассказ

– Прочитайте рассказ.

– Найдите слова со слогами жи и ши.

– Что вы можете сказать о правописании этих слогов?

– Рассмотрите картинку, составьте рассказ про малышей

Читают рассказ.

– Лужи, закружились, пушистые, снежинки.

– Слышим звук [ы],
а пишем букву и.

Составляют рассказ

Понимают смысл прочитанного текста, составляют рассказ по сюжетной картинке. Формулируют правило правописания жи и ши

Фронтальный. Чтение, рассказ, правило

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

2. Чтение слов. Правописание ши, жи
(учебник, с. 26)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слова.

– Прокомментируйте написание слов. Как проверить правописание жи и ши?

Читают, объясняют правописание жи и ши.

Комментируют правописание слов с использованием правила

Фронтальный. Чтение, устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная.

Быстро пролетел урок

Подведём сейчас итог!

Чем сегодня занимались?

В чём с охотой упражнялись?

Что узнали и познали?

Почему умней вы стали?


– Что особенно вам

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей


Словесный. Беседа

понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок


на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

деятельности