СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока № 18 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Жизнь священна».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока № 18 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Жизнь священна».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 18 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Жизнь священна».»


ОСЭ УРОК № 18 Дата

Тема урока: Жизнь священна

Цель урока:

формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности

Задачи урока:

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

- создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, милосердие в человеческой жизни.

Ход урока

I. Мотивация

Наблюдение учащихся за действиями учителя.

«Банка жизни»

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:

-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

-Ну, она пустая, - сказал кто-то.

-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха,

- А теперь что вы можете сказать об этой банке?

-Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.

Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:

-А теперь?

-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты.

Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

- А вот теперь банка полна! - сказал он.

- А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Что ценно для нас с вами в жизни? (ответы детей)

- А что может быть ценнее этих ценностей? (жизнь человека)

- Чем ценна для человека жизнь? (ответы)

- Почему мы не можем однозначно ответить на данный вопрос? (ответы)

- У каждого человека есть свои ценности жизни.

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье – Поиск, мечта, работа

Это большое участье: И дерзкие крылья взлёта!

Забота, тепло, вниманье А счастье, по-моему, просто

И общность переживания. Бывает разного роста:

Ещё есть такое мнение, От кочки и до Казбека,

Что счастье – это горение: В зависимости от человека.

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

– О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

Чтение текста учебника с.82 п.1

– Сделайте вывод, объединив это всё в одно, что такое счастье для каждого из нас.

– Для чего мы совершаем те или иные поступки?

– Всегда ли можно сказать, что ты счастлив от какого-то поступка?

– Один хочет быть сильным, другой – красивым, третий – умный, четвёртый – удачливым, «везучим», пятый хочет обладать всеми этими качествами сразу. И все, разумеется, хотят быть счастливыми. Но в чем, же для каждого счастье? Все объясняют это по-разному.

– Для одного – это банка варенья, для другого – быть везде первым, лучшим среди друзей, для третьего «бегать босиком по траве», для четвёртого – иметь щенка и вырастить из неё собаку.

– Так, например, древнегреческий учёный Аристотель считал, что счастье – это благополучие, окрылённое добродетелью. Счастье складывается из многих составляющих.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель нам нужно поставить, чтобы ответить на данный вопрос?

- Узнать, какие жизненные ценности наиболее значимые для человека?

- Понять, за что люди любят жизнь и в чем выражается любовь к жизни.

- Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна.

№ слайда «2-6

В нашей стране проходили Олимпийские Игры- 2014, Паралимпиада-2014.

Одним из участников паралимпиады являлся Александр Шевченко (42 года, керлинг)

Александр — сын офицера флота, в юности решил идти по стопам отца, дослужился до капитана-лейтенанта ВМФ. За время службы успел обойти полмира на военном корабле и лучшего для себя не желал. С каждым годом Александр приближался к цели – дослужиться до звания отца, капитана первого ранга. Но в один день все остановилось.

— Превысил скорость и не справился с управлением, — вспоминает Александр. – Машина перевернулась…

Диагноз – травма позвоночника. Инвалидная коляска на всю жизнь.

Но Шевченко – военный. На этот раз отдавать приказы пришлось самому себе. Первый – не терять надежды однажды встать на ноги. Сделать все для достижения этой цели. А потом появилась и вторая – выиграть домашнюю Паралимпиаду. Возникла она уже после того, как однажды Александр увидел по телевизору соревнования по керлингу.

В 2006-м году он впервые вышел на ледовую дорожку, через три года получил звание мастера спорта.

У нас и обычный керлинг еще не сильно прижился, не говоря уже о керлинге на инвалидных колясках. Тем не менее, российская команда, членом которой является Александр Шевченко, уже успела стать чемпионом мира два года назад. У паралимпийского керлинга есть несколько особенностей, но в чем он точно не уступает обычному, так это в зрелищности. Не зря, наверное, Александр Шевченко сказал, что выступать на домашних играх будет страшно… интересно. Страх этому человеку неведом, это он уже доказал.

- Какие ценности были у Александра до аварии? (ответы)

- Как изменилась его жизненная позиция после аварии?

№ слайда 7-9

Согласно легенде, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царём Михаил Романов и его мать, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски».

В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину.

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, в 375-ю годовщину был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

- Вы познакомились с жизнью Александра Шевченко и Ивана Сусанина.

- Что они подарили людям?

- А что получили взамен? (признание людей, благодарность)

- Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей.

- Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

IV. Раскрытие понятия «Материальные и духовные потребности»

Работа по учебнику с.82 -84

№ слайда 10

Вывод: «Жизнь и человек, оберегающий и развивающий жизнь, являются наивысшими ценностями»

V. Обобщение темы № слайда 11

– Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – ещё большее.

– Поднимите руку, кто счастлив сейчас, здесь и сегодня!?

– В чём смысли жизни? Как научиться переносить неудачи и как продлить счастливые моменты? Что важнее всего на свете, а что – лишь мишура, зазывно поблёскивающая на солнце? Все величайшие мыслители думали и об этом. Многие находили ответ. Правы они или виноваты – пусть рассудит время. А Вы выберите, что близко Вам.

– Главное – будьте счастливыми каждую минуту и дарите ощущение счастья и уверенности окружающим, от этого вам станет только еще лучше!

– Нет прекраснее чувства,  чем счастье… Это  великое чувство, которое дает нам желание жить!

VI. Рефлексия

- Почему жизнь священна?

- В чём важность векового опыта поколений?

- Что для тебя важно в жизни?

VII. Подбери пословицы и поговорки о значимости жизни человека























































Урок 18. Жизнь священна.


Задание 1. Прочитай в учебнике (с. 84) высказывания известных людей в рубрике “Изречения мыслителей”. Выпиши ту фразу, которая могла бы стать девизом всей твоей жизни.










Задание 2. В чём на твой взгляд заключается смысл жизни? Нарисуй это на схеме.

















Задание 3. Вставь слово.


Счастье родителей зависит от _____________________________ их детей.

Высшая ценность для человека – это его ____________________________ .

Жизнь каждого человека ценна для ________________________________ .

В процессе жизни человек утверждается как __________________________.


Слова для справок: личность, счастье, общество, жизнь


Задание 4. Подбери пословицы и поговорки о значимости жизни человека.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________