ОСЭ УРОК № 20 Дата:
Тема: Милосердие – закон жизни
Цель урока: Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
Задачи урока:
1. Познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей
2.Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения
3.Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя.
— Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите капельку тепла и хорошего настроения. Заметили, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы для размышления стр.89
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Послушайте клип «Про кота»
-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?
-Запишите мысли на листочке.
-Что захотелось сделать?
IV. Решение проблемы
– Может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой вы услышали?
- Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
- Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)
Как вы понимаете выражения:
Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.
Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.
-Как вы можете охарактеризовать поступок девочки?
-Какая она? Милосердная
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
Тема нашего занятия «Милосердие – закон жизни».
Работа в тетради
Работая со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие».
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.
Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
- Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием?
К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе.
- Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
-Как мы к ним должны относиться? С состраданием.
V. Открытие новых знаний.
— Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них лишнее? (Золотая монета, золотая брошь, золотое правило.)
Как вы думаете, о каком правиле идет речь? Почему его назвали «золотым»?
Будем решать эту проблему. Почему появилось «золотое правило»? Как и когда это произошло? Ответ на этот вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Послушаем короткие сообщения о тех, кто искал ответ на вопрос о «золотом правиле».
* * *
2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда — «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
* * *
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Надо, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших», и «только добро ведет к счастью».
* * *
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману — прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману».
Смысл его законов: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
* * *
В существовавшем когда-то государстве Иудея был вождь Моисей. Люди уважали и чтили его за то, что он освободил их от египетского рабства. Во время пути иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога десять заповедей, по которым должны жить люди. Одна из них: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
— Назовем (прочитаем) еще раз эти правила на слайде.
Чему учат мудрецы?
VI. Выполнение заданий по теме.
1. — Какая из предложенных пословиц соответствует «золотому правилу» нравственности?
Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
— Выберите ответ на вопрос: «Почему в жизни важно соблюдать «золотое правило» нравственности?»
Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
Потому что это закон государства.
— Что необходимо для того, чтобы «золотое правило» нравственности действовало в твоей жизни? Выберите верный, на ваш взгляд, ответ.
Любить самого себя.
Задумываться о своих поступках.
Любить людей, как самого себя.
А может ли «золотое правило» нравственности помочь в ситуации, о которой мы читали на странице 34?
VII. Просмотр фильма «Поколение».
— Какие чувства вы испытали при просмотре?
— Продолжим работу и сделаем еще один вывод по теме нашего урока: «Как милосердие и справедливость связаны с «золотым правилом» нравственности».
* * *
Иногда мы слышим, как кто-нибудь восклицает: «Ты несправедлив ко мне!», «Это несправедливое наказание!», «Я требую справедливости!». Что это означает?
Рассмотрим происхождение слова «справедливость». Оно восходит к словосочетанию «с правдой» и означает «соответствующий
правде, правильный, настоящий, истинный», в отличие от ложного, неправильного. Получается, справедливость — это то, что «вместе с правдой, правилами, истиной». Стало понятнее?
(Не совсем.)
Это относится и к оценке, которую люди могут дать поступкам человека. Если мы признаем чьи-то поступки правильными, честными — значит, они справедливые. (Верно?) Если мы оцениваем поступки, а не самого человека, значит, и мы поступаем справедливо, даем правильную оценку. Если же мы про хороший поступок говорим, что он плохой только потому, что человек, совершивший его, нам не нравится, — это несправедливо. (Теперь понятно?)
Итак, справедливость — это правильная реакция людей на поступок человека. (А реакция — это...)
Например: «Полезность труда человека для других людей должна вознаграждаться уважением и достойной оплатой».
(Согласны?)
Права, которые получает человек в обществе, должны быть уравновешены обязанностями, которые он должен выполнить перед людьми.
Добрый поступок должен быть вознагражден, например, благодарностью, добрым словом.
— Справедливо?
За совершенное преступление человек обязательно должен быть наказан: штрафом, дополнительной работой или потерей свободы.
— А это справедливо?
Справедливость делает жизнь людей правильной и честной. В то же время иногда, даже если человек за свои плохие дела заслужил справедливое наказание, мы можем простить его и не наказывать.
— Почему? Предположите.
Способность прощать того, кто поступил с нами плохо, называют милосердием. Слово это означает, что у человека «милое сердце», т.е. доброе, любящее. Вспомните, как часто родители собирались наказать вас за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание. Почему? Потому что они вас любят и готовы милосердно прощать.
(Вспоминаются такие моменты?)
Милосердие может проявиться и в другом. Оказывая кому-нибудь помощь, человек по справедливости может ожидать в ответ благодарности. Однако если человек помогает кому-то просто так, не требуя ничего взамен, стало быть, сердце у него доброе, милое. Значит, среди многих его качеств есть и милосердие. Оно дополняет справедливость, и это делает жизнь людей добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости. (Вы согласны?)
Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Это добровольный выбор каждого. Но от того, какой выбор делает
человек, становится ясно, какой он на самом деле.
— Как вы объясните значение слова «справедливость»?
(Справедливый — соответствующий правде, настоящий, истинный.)
— Как правильно оценивать человека или его поступки?
— Хороший человек может совершить плохой поступок?
— Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?
— Чем уравновешиваются права человека в обществе?
— Чем вознаграждаются добрые поступки?
— Чем обязательно должен быть наказан человек за совершенное преступление?
— Что же делает жизнь человека правильной и честной?
— Исходя из идеи справедливости, как могут отреагировать ребята на плохой поступок друзей?
— Хорошо ли, если один школьник в постоянной ссоре со всем классом?
— Какое ещё важное слово вы узнали на уроке ? (Милосердие.)
«Милосердие — способность прощать того, кто поступил с нами плохо».
— Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?
— Какой совет можем мы дать одноклассникам, которые не признают своей вины и обижают других?
Надо простить их, чтобы дать возможность им исправиться. Может быть, не сразу, но ребята поймут, что были неправы.
VIII. Формулирование вывода по проблеме.
— Жан Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». Сформулируйте вывод по теме урока.
Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило» нравственности. Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие.
IX. Рефлексия
• Над чем заставил задуматься этот урок?
• Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?
• Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как?
Делать добрые дела и совершать добрые поступки.
• В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?
• Пусть тебе всегда сопутствуют ( тетрадь )
со - страдание
со - чувствие
со - действие
со - знание
со - единение
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Спешите делать добро!
X. Домашнее задание.
— Чтение стр.90-92
— П/Т № 2, №3.
Приложение
Обращение к истории.
1. В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
в Санкт-Питербурге - 1981327 рублей;
в Москве - 1813060 рублей;
в Одессе - 709863 рубля;
в Риге - 504556 рублей. (6 файл)
Для сравнения:
7- 9 рублей стоила корова;
3 - 5 рублей - костюм тройка;
25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
О людях, несущих добро
1.Конгрегация «Сёстры Милосердия»(файл 10) была основана в 1831году Кэтрин Элизабет Маколи, которая после получения наследства направила значительные материальные средства на организацию «Дома милосердия» в Дублине. В этом доме последовательницы Кэтрин Элизабет Маколи оказывали разнообразные образовательные, религиозные и социальные услуги бедным женщинам и детям. «Дом Милосердия» сохранился до нашего времени. Сейчас в нём находится «Международный центр милосердия».
При жизни Кэтрин Элизабет Маколи монашеская община состояла примерно из 150 человек. Были основаны новые двенадцать домов сестёр в Ирландии и два в Англии. После смерти Кэтрин Элизабет Маколи 11 ноября 1841 года монашеская конгрегация «Сёстры Милосердия» стала постепенно распространять свою деятельность в США, Австралии, Новой Зеландии и Аргентине.
В 1992 году конгрегацией «Сёстры Милосердия» была создана Международная Ассоциация Милосердия , валовой доход которой в 2006 году составила около 5.5 миллионов фунтов стерлингов.
2. О первых Общинах сестёр милосердия в России.
В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия.
Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.
В 1844 году в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Главная цель общины – оказание помощи нуждающимся на территории района.
В 1850 году была организована Одесская богадельня сердобольных сестер. Община ставила главной целью уход за больными женщинами и обучение желающих осуществлять уход за ними, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи.
Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1859 году в Петербурге Великой княгиней Александрой Петровной. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей.
В 1861 году княгиня М.М. Дондукова - Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия.
В 1863 году княгиня А. В. Голицына организовала в Москве приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия.
В 1866 году княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия в честь иконы Матери Божией «Утоли мои печали». При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России.
Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны(вдовы младшего брата императора Николая1 Великого князя Михаила). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненным на поле боя. От этой общины берет свое начало Российское Общество Красного Креста, которое было создано в 1867 году. (файл 11) Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины 19 столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, а также оказывали помощь раненым.
В 1863 году был издан указ военного министра Д. А. Милютина о введении, по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России.
Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
В феврале 1909 года начала свою деятельность обитель святых Марфы и Марии. 18 июля 1918 году приняла от Господа мученический венец святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (Романова), являя нам пример высокого христианского служения и милосердной любви.
3. В современном мире движение сестёр милосердия возобновляется.
В Перми с 2007 года медицинский колледж начал подготовку сестёр милосердия.
С ноября 2009 года в Саранске действует православное сестричество.
В Тюмени в 2004 году региональным центром повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения впервые были организованы курсы для сестёр милосердия. Эта деятельность продолжается и поныне.
Работа с будущими сестрами милосердия началась в 1991 г. на базе светского 1-го московского медицинского училища. Директор училища, Игорь Васильевич Алабин, идею подготовки сестер милосердия от всей души поддержал и предложил организовать вечернее отделение на базе своего училища. Это уже потом, в 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на базе 1-й городской больницы было открыто самостоятельное Свято-Димитриевское училище сестер милосердия.
4.Агнес Гонджа Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки и арумына (влахa).
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-ом году жизни. В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.
5.Доктор Рошаль
Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.
Добрых и милосердных дел этого человека очень много, их невозможно перечесть.
6.Беслан. Подвиг милосердия.
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Урок 20. Милосердие – закон жизни.
Ничто не может сердце изменить - Благословлен, будь тот, кто щедр душой!
Ни слава, ни почет, ни положение. И кто людей не судит по одежке,
Ни за какие деньги не купить Всегда готов делиться добротой.
Нам доброты сердечной, без сомнения. И не откажет никогда в поддержке.
А что для счастья нужно иногда? Протянет руку в самый трудный час,
Лишь чуточку сердечного внимания. Свои проблемы в этот миг забудет.
Казалось бы, такая ерунда - И, слава Богу, что живут средь нас
Обычное людское понимание. Такие замечательные люди!
З

адание 1.
Словарь.
Милосердие____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Большой энциклопедический словарь
Милосердие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Толковый словарь Ожегова С.И.
Милосердие____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Толковый словарь Даля В.И.
Задание 2. Выбери правильный ответ
Какая из предложенных пословиц соответствует «золотому правилу» нравственности?
Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Почему в жизни важно соблюдать «золотое правило» нравственности?»
Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
Потому что это закон государства.
Что необходимо для того, чтобы «золотое правило» нравственности действовало в твоей жизни?
Любить самого себя.
Задумываться о своих поступках.
Любить людей, как самого себя.

Пусть тебе всегда сопутствуют
со - страдание
со - чувствие
со - действие
со - знание
со - единение
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Спешите делать добро!