Конспект урока
Окружающий мир
2 класс
Дата:_______________
Преподаватель: Патлахова К.В.
Урок№ 17
Тема: Земля - живая планета Солнечной системы
Цели: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой.
Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты: личностные: проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
предметные: описывать особенности планеты Земля; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления; описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
метапредметные:
— регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— коммуникативные: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— познавательные: сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.
Оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний
— Что такое Cолнце?
— Что вы знаете о планетах?
— Сколько планет в Солнечной системе?
— Какая планета самая маленькая? А самая большая?
III. Самоопределение к деятельности
— Катя рассказала интересный факт, о котором недавно узнала, Вите, но тот ей не поверил. Прочитаем, о чём говорят заврики.
— Как вы думаете, прав ли Витя? Почему?
— Предположите, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке.
— Какова тема урока? Какие цели поставим перед собой?
IV. Работа по теме урока
— Люди издавна мечтали понять, где мы живём и каков наш дом (планета). Кто-то говорил, что наша планета плоская, кто-то — что круглая, а некоторые люди в старину и вовсе считали, что планета держится на трёх китах. Мифы мифами, а наука шла вперёд, и теперь мы можем узнать о нашей планете многое! Хотите это сделать? Тогда вперёд за знаниями на ракете!
— Какая по счёту Земля от Солнца?
— Какие планеты ближайшие к Земле?
— Какой нам кажется Земля? (Плоской и ровной.)
— Посмотрите, как выглядит наша Земля на снимке, сделанном из космоса.
— Почему некоторые участки имеют синий цвет?
— Что виднеется коричневым цветом? Белым? Зелёным?
— Как вы думаете, почему Землю называют живой планетой?
— Земля — единственная планета, на которой существует жизнь.
— Как вы думаете, почему?
— Давайте подробнее поговорим об особенностях нашей планеты и узнаем, почему она живая и чем отличается от других планет Солнечной системы.
— Первая особенность — комфортная температура для жизни. Как вы думаете, почему? (Расстояние до Солнца такое, что Земля нагревается, но не сильно.)
— Вторая особенность — наша планета окутана воздушной оболочкой.
— Как вы думаете, для чего она нужна?
— Воздушная оболочка Земли (атмосфера) — словно одеяло, окутывающее Землю. Она удерживает тепло, чтобы нам не было холодно, и защищает нас от опасных лучей Солнца и небольших космических тел. Благодаря ей у нас есть воздух, которым мы дышим, и красивое голубое небо, которое мы видим над головой.
— Как вы думаете, что ещё позволяет существовать жизни на нашей планете?
— Третья особенность — вода. Для чего она нужна?
— Как вы думаете, почему Землю называют голубой планетой?
— Вода покрывает бОльшую часть нашей планеты, и из космоса наша планета кажется практически полностью голубой.
— Четвёртая особенность — почва. Для чего она нужна?
— Представьте, что почва — словно дом для растений. Почва держит растения крепко, чтобы они не упали, и даёт им пищу и воду, чтобы они могли расти. В почве живут маленькие животные и насекомые, которые помогают растениям быть здоровыми.
Работа по учебнику с. 50-53
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
VI. Закрепление изученного материала
— Строение Земли можно сравнить с яблоком. Если представить, что яблоко — это Земля, то кожура яблока будет похожа на слой земной коры, под которым находится мякоть (мантия Земли). А в самом центре яблока, как и у Земли, находится сердцевина, которая напоминает ядро нашей планеты.
VII. Рефлексия
— Покажите большой палец, если вы поняли тему урока.
— Указательный, если над этой темой ещё нужно поработать.
— Мизинец, если тема совсем не поддаётся.
VIII. Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение?