ОРКСЭ УРОК № 25 Дата:
Тема урока: Простая этика поступков
Цель урока: помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство.
Девиз урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)
Задачи урока:
• раскрыть понятия «честь» и «достоинство» как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;
• выйти на размышление о том, что честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;
• побудить детей к анализу собственных поступков;
• обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Погружение в тему.
Совесть, благородство и достоинство,
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь! Булат Окуджава
3.Раскрытие смысла темы.
- Соотнесите слова Булата Окуджавы с высказыванием одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Фёдора Михайловича Достоевского «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»
- О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке?
(Честь и Достоинство)
- Как вы понимаете слова – понятия «Честь и достоинство» ( высказывания детей)
- Раскрытия понятий с помощью словаря.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём говорили с достоинством.
Моральные качества человека, достойного всякого уважения
– Подобрать к каждой букве слова «ДОСТОИНСТВО» - описание человеческих качеств.
(Д-доброта, О - отзывчивость, общение, открытость, С – смелость, старательность, сочуствие, справедливость, Т – трудолюбие, терпение, И- искренность, Н- надежность, нравственность, В – великодушие)
- За что же человек может быть достоин уважения?
Вывод. Примеры из жизни.
- Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
- Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили?
- Можно ли и нужно ли развивать в себе достоинство и уважение? Почему?
Притча о снежинках
Шёл снег. Зимой это дело обычное. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.
— Мы не летим, мы просто падаем, — отвечала грустно вторая.
— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, — сказала первая.
— Нет мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала другая.
Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
- Могут ли люди, не уверенные в себе, как одна из снежинок, считавшая, что её будут топтать, и она всё равно погибнет, добиться достоинства и уважения окружающих?
ВЫВОД: Необходимо быть уверенным в себе, в своих поступках, и тогда можно многого добиться.
- Соединить пословицы , раскрыть смысл.
Подведение итогов урока
В завершение урока притча:
«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собствен¬ные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»
Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?
- Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер-
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему. (Омар Хайями)
Урок 25. Простая этика поступков.
Коль совесть добрую имеешь,
Покой и мир в душе хранишь,
Знай, зерна доброты ты сеешь,
И честь свою не осквернишь.
Задание 1. Прочитай притчу.
Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе. Но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится».
Как ты понимаешь слова Чести ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 . Словарь.

Честь___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Достоинство_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где в наше время можно проявить достоинство? __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Запиши фамилии одноклассников
ДОСКА ПОЧЁТА НАШЕГО КЛАССА



Задание 4. Напиши имена людей, которых ты уважаешь. Запиши качества, за которые можно уважать тебя.

