СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока № 26 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Общение и источники преодоления обид».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока № 26 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Общение и источники преодоления обид».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 26 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Общение и источники преодоления обид».»


ОРКСЭ УРОК № 26 Дата:

Тема урока: Общение и источники преодоления обид

Цель урока: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через понятие прощение.

Задачи.

Предметные

- Знакомство с понятием прощение, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- Понимание значения «прощение» в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- Слушать собеседника, вести диалог;

- Признавать иную точку зрения;

- Осознанно строить речевое высказывание.

Личностные

- Формирование этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, сердечности, взаимопонимание и сопереживание к чувствам других людей.

Надпись на доске: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

Ход урока:

1. Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

- Улыбнитесь друг – другу, пожелайте хорошего настроения.

2.Проверка домашнего задания

Работа в паре с самооценкой

Вопросы для размышления страница 120

3. Актуализация знаний.

Тему нашего урока сформулируем, отгадав загадки. Слайды 1 - 8

  • Я — имя женское, я — чувство, 
    Мой праздник — в феврале.
    Живу в сердцах, живу я в душах,
    И в воздухе витаю по весне. 

  • Приходит к людям вновь и вновь 
    Большое чувство под названием... 

Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве.

- Задумайтесь: где человек впервые встречается с любовью?

- В чем проявляется любовь родителей к детям?

- А в чем проявляется любовь детей к родителям?

4.Чтение знаменитой китайской притчи «Ладная семья»

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

- Какие секреты открыл старик владыке? Почему он назвал их основой не только семьи, но и мира?

- Как вы думаете, связаны чувства любовь и прощение?

«Простить – не поставить в вину, извинить.»

Снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать.

Бывают в жизни ситуации, когда простить легко, а иногда очень трудно. Обида живет в человеке, не дает свободно жить и общаться. В душе нет добра, солнца, теплоты. Присутствует только одиночество и злость на себя, на обидчика, на весь мир.

И вот сегодня мы постараемся научиться преодолевать это чувство, понять его.

5. Основная часть. Погружение в тему.

А вас, когда-нибудь обижали? А вы кого-нибудь?

Конечно, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться! Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку , умей ее признать .Прощенье уничтожит злобу и агрессию , разъедает ненависть , спасает от одиночества. Прости, и твоя душа будет светлее.

Недаром на Руси так много пословиц об этом чувстве.

6.Работа в тетради

Соберите пословицы

Была вина, да прощена

Прощают обиду, но не позор.

Понять – значит простить.

Прощай, да не стращай

Тому тяжело , кто помнит зло.

- О чем все эти пословицы? Соответствуют ли они нашей теме?

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ

П – понимание

Р – радость

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление

В последнее время одна традиция возвращается в нашу жизнь. Это происходит в последний день масленицы.

Может, кто догадался, о чем это? Прощеное воскресение.

В этот день издавна на Руси люди шли в церковь и просили у Бога прощение за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали им жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.

В наши дни мы отправляем SMS, звоним по телефону, при встрече с людьми говорим: «Прости!»

8. Чтение стихотворения Марии Магды

Не каждому дано - уметь прощать Да, сложно. Легче ненавидеть.

Врага, предателя, родного человека, Мстить, обижаться, затаив свои порывы.

Что изворотлив и умеет лгать. И многое хотели бы увидеть,

Лекарства от обиды нет в аптеках. Что неприятель на краю обрыва.

Не каждый сможет... скинув груз обид, Простить. Как много в слове этом.

Сказать: А я тебя прощаю. Боимся мы тут слабость показать.

Простить внутри, не просто сделав вид, Нам не понять, что зло уйдет с рассветом

И зло в душе, тогда как лед растает. Лишь мы научимся людей прощать.

Слайд 9.

Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста…

И в обиде я обидел

И щеночка и кота…

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег,

И проспал в ней два часа.

Открываю я глаза…

А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

- О чём это стихотворение?

Слайд 10. Прощение Обида

«Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»

- Кто-нибудь из вас когда-нибудь прощал кого-то?

- Расскажите об этом

- Легко ли это сделать?

Обида похожа на камень, который мы носим в сердце. И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце.

Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.

Слайд 11.

  • Вглядитесь в лица детей. Кто из них обижен?

  • Как вы догадались? 

  • Обижали ли вас? 

  • Что вы чувствовали в это время? 

  • Что вы делаете, когда вас обижают? 

Слайд 12 - 13. Чем ответить на обиду?

Однажды старец вел разговор со своим учеником , наставляя его на верный и истинный путь мудреца. Говорили на этот раз они о важном для человека умении – смирять гнев в сердце своем, не позволяя опускаться до низшего - до мести другому человеку. Внимательно выслушав старца, ученику пришлось признаться, что он не смог ещё ни разу простить своему врагу то горе, которое тот причинил ему:

- Есть у меня один враг, - сказал ученик, - и в глубине души своей, я хотел бы его простить, видит Бог... Я очень старался, но вырвать жало гнева из моего сердца я не могу никак.

- Я знаю, как помочь тебе, - сказал старик, доставая из-под печи треснувший глиняный кувшин, - возьми в руки этот кувшин и сделай с ним то, что ты хочешь сделать с врагом своим.

Ученик поднял кувшин высоко над головой и со всей силой, со всей яростью швырнул его об пол - кувшин разлетелся на мелкие черепки.

Старец посмотрел на пол, усеянный осколками разбитого сосуда, и сказал:

- Смотри же, что получилось: разбив кувшин, ты не избавился от него, а лишь превратил во множество осколков, о которые даже ты сам или твое окружение могут порезать ноги.

Последуй моему совету: каждый раз, не находя сил уничтожить гнев в своём сердце, вспомни об этих осколках и об их количестве, а еще лучше - старайся делать всё для того, чтобы не допускать появления трещин там, где их не должно быть.

Как старец своим поступком показал другим пример прощения?

Слайд 14. Физминутка

Встаньте в круг и сделайте пантомиму «Я обиделся»

А теперь, расправьте  плечи,  губы улыбаются,  ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать! 

 Слайд 15. «Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»

  • Кто-нибудь из вас когда-нибудь прощал кого-то?

  • Расскажите об этом.

  • Легко ли это сделать?

Обида похожа на камень который мы носим в сердце. И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце. 

  • Единственный способ избавиться  от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.

Слайд 16. Учимся избавляться от обид

Способ 1) Лист гнева

Способ 2)удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда вы обижались на кого-то.

А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.

Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело

Слайд 17. Извинение

Ещё очень важно нам извиниться перед теми, перед кем мы виноваты.

- Кто-нибудь из вас извинялся потому что чувствовал, что виноват?

- Какие чувства вы при этом испытали?

Слайд 18. «Волшебная палочка»

У меня в руках Волшебная Палочка Прощения.

Как бы вы ее использовали?

Передайте палочку по кругу, высказывая свои мысли

Давайте вместе повторим эти замечательные слова:

Рука к руке, а сердце к сердцу.

Открой прощенью в сердце дверцу!

Слайд 19. Помните! Простить человека – это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого человека с добротой и любовью!

Слайд 20. Спасибо вам всем, ребята, за стремление быть добрыми и милосердными!

Слайд 21.

9. Вывод «Учила меня бабушка...»

Леон Кон

Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.

Учу я внука : «-Хлебушек
Подай в ответ на камешек".

10. Рефлексия.

Давайте зажжем свечу. Каждый из вас будет передавать ее другому, и желать что-то доброе, теплое. Таким образом, мы постараемся искоренить все обиды в нашем классе. Постарайтесь передать друг- другу больше любви, тепла, заботы.




































Урок 26. Общение и источники преодоления обид.



Задание 1. Допишите качества, которые приносят радость общения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Дайте определение слову «прости» с помощью чувств, которые помогают нам, когда мы просим или принимаем прощение.

П – ________________________________________________________________________________

Р – ________________________________________________________________________________

О – ________________________________________________________________________________

С – ________________________________________________________________________________

Т – ________________________________________________________________________________

И – _______________________________________________________________________________________


Задание 3. Какие качества мешают общению ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.


Задание 4. Соберите пословицы