СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока № 28 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Доброте сопутствует терпение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока № 28 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Доброте сопутствует терпение».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 28 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «Доброте сопутствует терпение».»


ОРКСЭ УРОК № 28 Дата:

Тема: Доброте сопутствует терпение

Цели:

сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

развивать критическое мышление;

развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;

способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

Работа в паре с самооценкой

Вопросы для размышления страница 129

3.Актуализация

Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке ? (нравственном поступке) .Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос». Вы можете задать вопрос по данной теме?

2.Определение темы урока.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я человек, и вы – человек,

Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)

Слайды 1 -2

Все мы разные: блондины и брюнеты , люди разных рас и национальностей : африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /

Проверим ваши предположения.

Слайд 3. Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

Доброте сопутствует терпение.

Слайд 4. Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.

Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

3. Введение и объяснение понятия толерантность.

Как называется терпимость в зарубежных странах?

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”. Что такое толерантность .

Слайд 5- 7. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Откуда оно произошло? Слайды 8 - 10

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

А что означает слово толерантность на других языках?

Английском – готовность быть терпимым;

Китайском – быть по отношению к другим великолепным;

Испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.

Арабском- милосердие, терпение , сострадание.

Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?

Слайд 11. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете ли вы назвать события, угрожающие миру?

- Война, теракты ….

- Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

- Почему происходят войны? /версии детей/

(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)

- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?

- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.

Мы должны проявлять милосердие!

-Следует ли различать слова терпимость и терпение?

Слайд 12. Что такое терпение?(выдержка, самообладание). Терпение — готовность мириться с чем-то неприятным , нежелательным

Слайд 13 - 14.Терпимость -это умение человека доброжелательно воспринимать других людей с особенностями их внешности, поведения.

Слайд 15 -17.Тактичность — терпимое отношение к чувствам и поступкам других людей.

6. Физкультминутка

7. Анализ ситуаций. Слайд 18.

Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Давайте проверим,

1- развито ли у вас это качество;

2- какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

Работа в группах

Слайд 19. Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

• В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.

• Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

• Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

• Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

Слайд 14. Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.

8.Работа по учебнику.

С.130 учебника – сказка Золушка

- Найдите в словаре значение слова «терпение».

- Это многозначное слово:

1) Способность терпеть.

2)Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

- Подберите пословицы к каждому значению:

Терпенье и труд всё перетрут. Потерять всякое терпение. Запастись терпением.

С.131- продолжи предложение

- Подберите однокоренные слова к слову «терпение» (терпеть, терпеливый, терпимость)

- Чем терпимость отличается от терпения? с.132

-анализ изречений

9. Работа с притчей «О гвоздях».

Восточная притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

- От чего старался избавиться мальчик в притче «О гвоздях»?

- Какой способ ему предложил отец?

- О чем напомнил каждый гвоздь в заборе?

-Если вы кого-нибудь сегодня обидели, подойдите к доске и вбейте один гвоздь.

- Что вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию?

- Мальчик тоже старался себя контролировать.

Давайте прочитаем, чем притча заканчивается…

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

- Попробуйте вынуть свой гвоздь.

- К какому выводу вы пришли?

- Легко ли быть терпимым?

- Можно ли найти правильный выход из конфликтной ситуации с помощью толерантного мышления и тактичного поведения?

10. Итог урока

Ответы на вопросы с.133

11. Рефлексия.

- Является ли терпение нужным умением?

- Терпение называют высшим подвигом. Почему?

- Что нужно делать, если возникла конфликтная ситуация?

12. Домашнее задание с. 133


































Урок 28. Доброте сопутствует терпение.

Задание 1. Найди в словаре значения слов и запиши их.

























Задание 2. Воспользуйся «цветком толерантности», дай определение «толерантный человек»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Прочитай притчу «О гвоздях».

Восточная притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.