-Тему сегодняшнего урока вы сможете сказать сами, если найдете существительное, спрятавшееся среди букв: Показываю на слайде буквы В О Б Г С В Е К У Л Ь Т У Р А К Т Ы ( КУЛЬТУРА) -Верно, сегодня мы поговорим о культуре. Как вы думаете, культуру какого века мы будем рассматривать? -Верно, XIX века -Знаете ли вы как называют XIX век русской культуры? -А почему его называют золотым вы сможете сказать в конце урока. Показываю тему урока - Какую цель мы с вами поставим на урок? -А сейчас давайте разберём, как вы понимаете слово культура? -В словаре Ожегова сказано: культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Т.е., на нашем уроке речь пойдёт о достижениях человечества в области литературы, музыки. 19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно. А чтобы рассказать о каждом, нужно написать много книг. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе, музыке, живописи, архитектуре. АРХИТЕКТУРА (слайды) - Сейчас я покажу вам некоторые достопримечательности того времени. 1.Этот дом построен в традиционном русском стиле архитектуры 19 века: снаружи резные украшения, внутри просторные светлые комнаты. 2.Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился в течении 40 лет. 3.Смольный собор. Строительство было начато под руководством придворного архитектора Ф.Растрелли и продолжалось 87 лет. Его высота-почти 94 метра. 4.В Москве на Красной площади расположено здание грандиозного по своим размерам и красоте торгового центра. 5.А это дворянские усадьбы. Они представляют собой целый комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек. -Что отличает архитектуру 19 века, что в ней особенного? Солнцем русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин. (кадр) - Что вы знаете о А.С. Пушкине? - Какое его произведение нравится вам больше других? - Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Звучит вальс А.С.Грибоедова. Включаю презентацию. Знакомство с семьёй А.С. Пушкина. (кадр) - Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня, простая крестьянка — мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она “окала”. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. А вы, дети, помните, как ее звали? А.С.Пушкин написал для няни стихотворение, которое так и назвал “Няне” (кадр) Ученик. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе… -Образы, о которых он услышал в детстве и которые увидел в своем воображении, перешли в сказки. Удивительные сокровища! Ученик. У лукоморья дуб зеленый; (кадр) Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. - Этими словами Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: “Некоторый царь надумал жениться”, “Поп поехал искать работника”, “Царевна заблудилась в лесу” и др. На их основе он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их. |