«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ________ № ___
_________ /________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение _______ № _____
муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Рабочая программа по ИЗО
(базовый уровень)
5 класс
Учитель: ____________
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам «Изобразительное искусство 5-8 классы» Москва «Просвещение» 2010 (Стандарты второго поколения), авторской программы по изобразительному искусству /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. «Изобразительное искусство. 5-9 классы», / М.: Дрофа, 2010.
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Основные цели и задачи.
Цель программы - развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.
Задачи:
гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие картины современного мира;
• в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Методические особенности изучения предмета.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:
восприятие произведений пластических искусств;
практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5—8 классах в объеме не менее 136 часов (по 34 часа в каждом классе).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Виды художестве-нной деятельности | Универсальные учебные действия |
Рисование с натуры | Регулятивные: -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; -учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. |
Рисование на темы | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме; – выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; –выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Декоратив-но-прикла-дная деяте-льность | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе деятельность работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем плану (или самостоятельно), схеме, инструкции; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; –учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; –выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; изделия. -слушать и понимать речь других; |
Наблюдение за видимым миром (беседы) | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе наблюдений за миром природы; Познавательные: -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Оценка результатов учебной деятельности в 5 - 8 классе.
Содержание занятий в 5 классе.
Раздел обучения | Количество часов |
Рисование с натуры | 6 |
Рисование на темы | 17 |
Декоративно-прикладная деятельность | 11 |
Наблюдение за видимым миром (беседы) | проводятся в процессе занятий. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Дата | К / ч | Раздел, тема | Основные понятия, содержание. |
План. | Факт/ Примечания |
1. | 2-6.09 | | 1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Тематическое рисование «Летние впечатления» | Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете; материалами и инструментами для уроков ИЗО, определить уровень своих знаний по предмету, учиться работать по памяти и представлению |
2. | 9-13.09 | | 1 | Цветовой круг. | Уметь различать теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета, смешивать краски для получения нужного оттенка и цвета. |
3. | 16-20.09 | | 1 | Собственный цвет предмета | Учиться смешивать краски в поисках нужного цвета, регулировать количество воды на кисти, находить правильные цветовые отношения. Выполнить натюрморт с букетом цветов или осенних листьев по- сырому на светлом фоне. |
4. | 23-27.09 | | 1 | Живописные упражнения. | учиться выполнять заливку плоскости цветом, рисунок в технике «монотипия», получать плавные переходы от одного цвета к другому. |
5. | 30.09-11.10 | | 1 | Декоративное рисование «Цветок» | Учиться выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка. Отработать живописный прием – техники «мазок». |
6. | 14-18.10 | | 1 | Рисование по памяти «Мы сочиняем натюрморт» | Учиться смешивать краски для получения нужного оттенка, учитывать освещенность предметов, выполнять композицию натюрморта из предметов крестьянского |
7. | 21-25.10 | | 1 | Рисование с натуры «Мы пишем пейзаж». Проверочная работа «Живопись» | Учиться выполнять рисунок осеннего дерева с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. Проверить знание терминов по теме. |
8. | 4-8.11 | | 1 | Декоративное рисование «Хохло-ма. Золотые узоры» | Знать особенности хохломской росписи и ее элементы, выполнить роспись разделочной доски. |
9. | 1115.11 | | 1 | Рисование по памяти «Отгадки к народным загадкам» | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке |
10. | 18-22.11 | | 1 | Декоративное рисование «Узор в полосе». Эскиз декоративной росписи сосуда. | Знать контрастные цвета, виды и элементы орнамента; придумывать узоры, выполнить узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда. |
11. | 25.11-6.12 | | 1 | Декоративное рисование «Узор в полосе». Эскиз декоративной росписи сосуда. | Знать контрастные цвета, виды и элементы орнамента; придумывать узоры, выполнить узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда. |
12. | 9-13.12 | | 1 | Рисование по памяти и представлению «Мы рисуем животных» | Научиться рисовать животных с передачей пропорций , объемной фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти (техника «отдельного мазка») |
13. | 16-20.12 | | 1 | Тематическое рисование «Мульти-пликаци-онные герои» | Развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию. |
14. | 16-20.12 | | 1 | Апплика-ция «Веселый Дед Мороз»архитектуры. | Развитие образного представления, творческого восприятия действительности. |
15. | 23-27.12 | | 1 | Декоративное рисование «Раппорт ткани». Проверочная работа «Декоративное искусство» | Овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету; придумать декоративный мотив. Проверить знание терминов по теме. |
16. | 13-17.1 | | 1 | Декоративная работа »Гравюра на картоне». | Знать виды графики и гравюры, выразительные средства графики, учиться выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации |
17. | 20-31.01 | | 1 | Декоративная работа »Гравюра на картоне».. | Знать виды графики и гравюры, выразительные средства графики, учиться выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации |
18. | 3-7.02 | | 1 | Тематиче-кое рисование «Работа в технике граттаж» | Освоение художествен-ной техники «Граттаж» |
19. | 10-14.02 | | 1 | Тематиче-кое рисование «Работа в технике граттаж» | Освоение художествен-ной техники «Граттаж» |
20. | 17-28.02 | | 1 | Рисова-ние с натуры «Мы вы-полняем наброски и зарисовки». | Знать особе-нности жанра изобразительного искусства-портрета; конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела; законы светотени, выявляющей их объем; назначение наброска и особенности его выполнения |
21. | 3-7.03 | | 1 | Тематическое рисование «Русские богатыри» | Знать прои-зведения живо-писи с изобра-жением русских богатырей; учи-ться анализиро-вать содержание произведений, определять сред-ства художес-твенной вырази-тельности, изо-бражать древ-нерусских вои-нов. |
22. | 10-14.03 | | 1 | Темати-ческое рисование «Образ праздника в карти-нах худо-жников». | Знать прои-зведения живо-писи русских художников; определять сред-ства художес-твенной вырази-тельности, изо-бражать народный праздник. |
23. | 17-21.03 | | 1 | Декоративное рисование «Скопинская ваза с яблоками» | Знать контрастные цвета, виды и элементы орнамента; придумывать узоры, выполнить в цвете эскиз декоративного сосуда. |
24. | 31.03-11.04 | | 1 | Рисование с натуры «Мы рисуем автомобиль». Проверочная работа «Рисунок» | Развивать творческое воображение и изобразительные навыки, передавать объемную форму. Проверить знание терминов по теме. |
25. | 14.04-25.04 | | 1 | Рисование с натуры «Натюр-морт из геометрических тел» | Знать закономерности линейной перспективы; композицион-ные приемы; градацию светотеней; особености теплого и холодного колорита; учиться анали-зировать форму предметов; выполнять рисунок-натюрморт с использованием возможностей цвета |
26. | 28.4-2.05 | | 1 | Рисование с натуры «Натюр-морт из геометрических тел» | Знать закономерности линейной перспективы; композицион-ные приемы; градацию светотеней; особености теплого и холодного колорита; учиться анали-зировать форму предметов; выполнять рисунок-натюрморт с использованием возможностей цвета |
27. | 28.4-2.05 | | 1 | Мы изоб-ражаем пространство улицы. Рисование с натуры «Наброс-ки с моде-ли домика» | Знать закономерности линейной перспективы; композицион-ные приемы; градацию светотеней; особености теплого и холодного колорита; учиться анали-зировать форму предметов; выполнять рисунок-натюрморт с использованием возможностей цвета |
28. | 5-8.05 | | 1 | Мы изоб-ражаем пространство улицы. Рисование с натуры «Наброс-ки с моде-ли домика» | Знать закономерности линейной перспективы; композицион-ные приемы; градацию светотеней; особености теплого и холодного колорита; учиться анали-зировать форму предметов; выполнять рисунок-натюрморт с использованием возможностей цвета |
29. | 5-8.05 | | 1 | Рисование по представлению «Старин-ный терем» | Учиться выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной переспективы |
30. | 12-16.05 | | 1 | Декоративное рисование «Букви-ца» | Развивать графические умения и навыки; учиться украшать текст буквицей |
31. | 12-16.05 | | 1 | Иллюстри-рование сказки П.Ершова «Конек-горбунок». | Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. |
32. | 19-23.05 | | 1 | Иллюстри-рование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» | Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. |
33. | 26-30-05 | | 1 | Лепка «Портрет». Проверочная работа «Композиция» | Учиться выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства. |
34. | 26-30.05 | Обобщение «Рисование на свободную тему» | 1 | Передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции, проявлять фантазию. | Лирический пейзаж, его отличие от видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников Выполнение рисунка тонально. |
Согласовано.
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла
от «_____» ___________2017 года
___________
Согласовано.
Заместитель директора
по УВР Захарова Е.А.
___________«_____» ___________2017 г.