СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 8 классе на тему: "Движение крови"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 8 классе на тему: "Движение крови"»

Тема урока:"Движение крови по сосудам." Составитель: учитель биологии и химии МБОУ СОШ с.Кирово Хугаева Э.А.
Возраст учащихся: 13-16 лет

Урок проводится в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии и программы курса «Биология. 8 класс», авторы: Драгомилов А.Г., МашР.Д. рассчитана на 68 часов в год (2ч/неделю). В Программе распределены учебные часы по разделам курса с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий. При составлении материала урока учтена последовательность изложения материала в учебнике. Элементы цифровой лаборатории "Точки роста"на уроке прослеживаются только на этапе практического применения знаний с целью ознакомления и применения. Цели урока: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам с точки зрения гемодинамики, сформировать понятия: кровяное давление, пульс, скорость кровотока; объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах; научить учащихся измерять пульс, артериальное давление.  Задачи урока: 1) обучающие: изучить механизмы, которые позволяют крови непрерывно течь по сосудам (непрерывная работа сердца, клапанный аппарат, разница давления между артериями и венами, скорость кровотока); изучить показатели гемодинамики: АД, пульс, способы их измерения; выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах; ввести понятие гемодинамика; 2) развивающие: развивать логическое мышление, умение работать в группах, делать выводы, анализировать полученные результаты; 3) воспитательные: воспитывать  внимательное отношение к своему здоровью, понимание важности профилактики заболеваний – гипертонии, инсульта, инфаркта миокарда. Этапы урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Постановка проблемного вопроса. 4.Открытие новых знаний. 5.Закрепление полученных знаний. 6.Практическое применение знаний. 7.Рефлексия. 8.Информация о домашнем задании.
Формы работы: индивидуальная и групповая. Основные термины. Гемодинамика – движение крови по сосудам. Артериальное давление – давление, с которым кровь давит на стенки артериальных сосудов после сокращения предсердий и желудочков. Гипотония – стойкое понижение АД, менее100/60 мм. рт. ст. Гипертония -  стойкое повышение АД, более130/90 мм. рт. ст. Пульс – ритмические колебания стенок артерий. Инсульт – это острое нарушение кровообращения мозга, приводящее к повреждению и отмиранию нервных клеток. Инфаркт миокарда – кровоизлияние в мышцу сердца, приведшее к омертвению его участка.  Оборудование: проектор,  компьютер, презентация по теме; тонометры для каждой пары учеников в классе, инструкции по измерению АД на каждого ученика; секундомер, плоская тара с водой, камешек; сообщающиеся сосуды; линейки на каждого ученика для измерения ногтевого ложа;  большой химический стакан, полиэтиленовый мешок, вода, окрашенная в любой цвет, фломастер; карточки с вопросами для рефлексивного оценивания своей деятельности на уроке на каждого ученика. Ход урока. Организационный момент. Здравствуйте.  Сегодня мы поговорим о работе сердечно - сосудистой системы и узнаем новые интересные факты. Эпиграфом урока является слова Юлиус Роберт Майер «Сегодня нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических процессов» Актуализация опорных знаний.
Рис.1

Биофизика – это наука, которая изучает физиологические процессы нашего организма. Гемодинамика – это наука, которая изучает движение крови по сосудам, так как оно подчиняется законам гидродинамики.

Выступление учителя физики на тему гидродинамика:

Учитель показывает сообщающиеся сосуды.

  • Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.

  • Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

  • Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.

  • Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.

  • Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие. Слайд 3.

Причины движения крови по сосудам Перед тем, как начать изучать движение крови по сосудам, необходимо определить, какие функции выполняет кровь и ее состав. 1.Назовите основные функции крови (Транспорт кислорода от лёгких к клеткам и углекислого газа от клеток к лёгким в организме, защита организма от инфекций и др.). (Рис.2)

  Рис.3



2.ВНУТРЕННУЮ СРЕДУ ОРГАНИЗМА ОБРАЗУЮТ - КРОВЬ, ЛИМФА И ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ

Слайд 5.

3.СОСТАВ КРОВИ Слайд 6

4. Сердечный цикл Слайд 7

Ответ:2164



Фазы (этапы) сердечной деятельности

Сокращение предсердий

0,1 сек


0,3 сек

Предсердия и желудочки расслаблены (пауза)

0,4 сек

Вывод:

клапаны

клапаны

клапаны

створчатые

полулунные

створчатые

полулунные

створчатые

полулунные

открыты





закрыты

Частота сердечных сокращении завистит









Укажите путь лекарственного препарата, действие которого направлено на печень, если его ввести в вену левой руки. Слайд 8

Ответ:1 3 7 2 11 8 4 5 9 6 10

Т.о. непрерывное движение крови по организму человека обеспечивается, главным образом, за счет сокращения сердца (образует энергию). Итак, сердце сокращаясь создает давление. Однако этого недостаточно, так как физические возможности этого органа не позволяют ему обеспечить такое движение крови в венах большого круга.

Дополнительные факторы способствует венозному кровотоку?

1) сокращение гладких мышц стенок вен; Слайд 12

2) Полулунные клапаны; Слайды 13.

Лабораторная работа №1. Функция венозных клапанов. Ход опыта. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты? Пояснения. Сердцу приходится преодолевать силу тяжести. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови.
2) сокращения скелетных мышц, окружающих вены; Слайд 14
3) присасывающее действие грудной клетки ( на вдохе давление в ней становится отрицательным); Слайд 15
4) присасывающее действие правого предсердия в период его диастолы (расширение его полости приводит к появлению отрицательного давления в нем); Слайд 16
5) разность давлений в начале и конце венозного русла (разность давления в капиллярах и венах).

Чтобы газообмен между кровеносными сосудами и клетками (межклеточным веществом)  проходил непрерывно, кровь должна быстро или медленно течь по сосудам? (И быстро и медленно. Быстро для того, чтобы обеспечить непрерывное поступление кислорода и отток углекислого газа, а медленно для того, чтобы молекулы  CO2, О2, продукты распада  успели  пройти через стенки капилляров). Итак, кровь должна быстро течь по сосудам, чтобы процесс газообмена был непрерывным. Какой процесс обеспечивает непрерывное течение крови по сосудам? (Сокращение сердца). Лабораторная работа №2. Функция венозных клапанов. Ход опыта. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты? Пояснения. Сердцу приходится преодолевать силу тяжести. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови. Итак, кровь должна медленно течь по сосудам, чтобы молекулы  CO2, О2 и продукты распада  успели  пройти через стенки капилляров. Медленное течение крови по сосудам возможно благодаря законам гемодинамики.

Итак, во время сокращения сердца создаётся разность давления между концом и началом сосудистого русла. Как и любая другая жидкость, кровь движется из области с более высоким давлением в область с более низким давлением. В каком направлении движется кровь? (Кровь движется от артериальной системы сосудов к венозной). Следующая причина движения крови по сосудам – разница давлений между артериями и венами. Снижается давление крови постепенно, однако не равномерно (наиболее высоко оно в артериях, немного ниже – в капиллярах, еще ниже – в венах). Причиной движения крови по сосудам также является – скорость кровотока. На проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосуда. Как вы думаете, по каким сосудам кровь двигается быстрее - по широким или узким? Где скорость течения воды больше в реке или в ручье? (Скорость течения больше в ручье). От чего зависит скорость кровотока? (От площади поперечного сечения сосудов, через которые проходит кровь: чем меньше площадь поперечного сечения сосуда, тем выше скорость кровотока, и наоборот). Если площадь поперечного сечения аорты 1 см2, а суммарная площадь верхних и нижних полых вен составляет 2 см2, в каком сосуде скорость кровотока будет выше? (В аорте скорость кровотока будет в 2 раза выше, чем в венах). Если суммарная площадь капилляров в 500-600 раз превышает площадь аорты, то скорость кровотока будет в капиллярах в 500-600 раз меньше, чем в аорте. Скорость кровотока высчитывается по формуле:  V=S/t, где V - скорость, S - расстояние, см., t – время, с. Лабораторная работа №2. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Ход опыта. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив срезаемую часть ногтя. Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмём на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освободим зажатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. По формуле высчитать скорость кровотока, данные сравнить со скоростью кровотока в аорте. У большинства людей получается 1-0,5 см/с. Это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах? (Медленное течение крови в капиллярах даёт возможность тканям получить из крови питательные вещества и кислород, отдать ей углекислый газ и продукты распада). Артериальное давление Мак­си­маль­ное дав­ле­ние в ар­те­ри­ях до­сти­га­ет 120 – 130 мм. рт. ст. В ка­пил­ля­рах это зна­че­ние сни­жа­ет­ся до 30 – 40. А в венах может до­сти­гать от­ри­ца­тель­ных ве­ли­чин (-5 мм. рт. ст.). Впер­вые кро­вя­ное дав­ле­ние из­ме­рял в 1733 году Сте­фен Хейлс. Для этого он соединил с помощью гибкой трубки бедренную артерию лошади с длинной, вертикально стоящей латунной трубкой, верхний конец которой оставался открытым. Как только зажим на соединительной трубке был снят, кровь из артерии устремилась в латунную трубку, пока не поднялась до уровня 2м. Давление столба крови уравновешивалось артериальным давлением лошади. Уровень крови в латунной трубке колебался в зависимости от фазы работы сердца: во время систолы поднимался (максимальное систолическое давление крови), а во время диастолы опускался (минимальное диастолическое давление крови). (Рис. 3). Метод был сопряжён со значительной потерей крови и даже риском для пациента.

Сей­час кро­вя­ное дав­ле­ние из­ме­ря­ют непря­мым спо­со­бом. Впер­вые это сде­лал ита­льян­ский врач Ри­ва-Роч­чи .Он изоб­рел при­бор, ко­то­рый поз­во­лял из­ме­рять ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние в мо­мент сжа­тия же­лу­доч­ков. Метод был ос­но­ван на по­лу­че­нии зна­че­ния дав­ле­ния, ко­то­рое необ­хо­ди­мо при­ло­жить к ар­те­рии для ее пе­ре­жа­тия. В 1905 году рус­ский медик Ко­рот­ков усо­вер­шен­ство­вал этот при­бор И он стал поз­во­лять из­ме­рять не толь­ко си­сто­ли­че­ское, но и диа­сто­ли­че­ское дав­ле­ние.

   Рис. 4.

Аппарат (1905г.)         Рис. 6 То­но­метр Из­ме­ре­ние дав­ле­ние про­во­дит­ся с по­мо­щью то­но­мет­ра. Измерение давления аппаратом тонометром. 1. Вокруг руки между плечом и локтём накладывают манжету, в которую нагнетают воздух. 2. Как только давление в манжете превысит давление крови в плечевой артерии, кровоток прекращается. Систолическое артериальное давление в этот момент меньше, чем давление манжеты. 3. При стравливании воздуха из манжеты кровоток возобновляется сначала частично, а потом полностью. Выпуская воздух, уменьшают давление в манжете. Пояснение. Когда давление в манжете чуть меньше САД кровь начинает проталкиваться через сдавленную артерию. В ней создаётся поток, сопровождающийся шумом, который прослушивается через фонендоскоп. (Шум – это вибрации стенок артерий за манжетой под действием толчков от порций крови, которые прорываются сквозь зажатый манжетой участок сосуда). Когда давление в манжете станет меньше диастолического давления,  манжета перестаёт пережимать артерию. Шумы, связанные с вихрями, прекратятся. 4. По тонометру фиксируют давление, при котором начинается и заканчивается восстановление кровотока. САД определяется по моменту появления первых тонов (шумов), ДАД – по моменту их исчезновения. Мак­си­маль­ное ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние – дав­ле­ние крови в мо­мент со­кра­ще­ния же­лу­доч­ков. Еще его на­зы­ва­ют си­сто­ли­че­ским или верх­ним дав­ле­ни­ем. Ми­ни­маль­ное дав­ле­ние – дав­ле­ние крови в мо­мент диа­сто­лы же­лу­доч­ков. Еще его на­зы­ва­ют диа­сто­ли­че­ским или ниж­ним дав­ле­ни­ем. Лабораторная работа №3. Измерение артериального давления. Ученикам предлагается измерить давление с помощью тонометра и отметить систолическое и диастолическое давление. Работа в парах.. Инструкция (находится на столах). Манжета одевается на плечо, выше сгиба руки на 1,5-2 см. На­ка­чивается воз­дух в ман­же­ту, который сдав­ли­ва­ет ар­те­рии плеча. По­сте­пен­но вы­пус­ка­ется т воз­дух из ман­же­ты. Фонендоскопом на сгибе руки в области локтевого сустава прослушивается свое­об­раз­ный звук, сов­па­да­ющий с уров­нем си­сто­ли­че­ско­го дав­ле­ния. Момент ис­чез­но­ве­ния звука фиксируется, как диа­сто­ли­че­ско­е дав­ле­ние (Рис. 7). Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=120/80, то у него верхнее давление составляет 120 мм ртутного столба, а нижнее – 80 мм ртутного столба.

Рис. 5. По­ка­за­те­ли дав­ле­ния че­ло­ве­ка прак­ти­че­ски не за­ви­сят от пола, но ме­ня­ют­ся с воз­рас­том (Рис. 8). Рис. 6. Ребята, а если у вас под рукой нет тонометра, как вы можете узнать свое давление? (Высчитать по формуле).Люди млад­ше 20 лет могут са­мо­сто­я­тель­но рас­счи­тать свое дав­ле­ние по сле­ду­ю­щей фор­му­ле (см. рис. 9):

Рис. 7. Задание: выполните расчёты САД и ДАД по формуле для своего возраста, сравните эти показатели с результатами лабораторной работы. (Заслушиваются результаты).

Всегда ли ре­аль­ное дав­ле­ние че­ло­ве­ка сов­па­да­ет с рас­че­та­ми? (Нет, так как показатели давления  могут ме­нять­ся в те­че­ние дня, в за­ви­си­мо­сти от фи­зи­че­ско­го и эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния. При ин­тен­сив­ной фи­зи­че­ской ра­бо­те дав­ле­ние уве­ли­чи­ва­ет­ся). Установите границы нормы АД для взрослого человека. (130/90, 120/80, 110/70).

Ги­пер­то­ния – за­бо­ле­ва­ние, при ко­то­ром дав­ле­ние по­сто­ян­но на­хо­дит­ся за верх­ней гра­ни­цей нормы. Ги­по­то­ния – за­бо­ле­ва­ние, при ко­то­ром дав­ле­ние по­сто­ян­но на­хо­дит­ся за ниж­ней гра­ни­цей нормы. Для чего человеку необходимо контролировать  своё давление? (Чтобы не допустить резкого повышения АД, из-за которого может наступить инсульт – кровоизлияние в ткани из-за разрыва стенки кровеносного сосуда, инфаркт миокарда – некроз (омертвение) сердечной мышцы). Какое животное является гипертоником и почему? (Жираф, так как сердце с большой силой выталкивает  кровь в сосуды и кровь, преодолевая силу притяжения земли, возвращается обратно в сердце. Кровь проходит по сосудам с большим давлением, чтобы обеспечить кислородом голову жирафа и другие части туловища, находящиеся высоко над землёй.) Пульс Итак, артериальное давление является показателем гемодинамики, показателем работы кровеносной системы. Кроме АД о работе кровеносной системы можно судить по пульсу. Показательный опыт: учитель (или ученик)  в плоскую тару с водой бросает маленький твёрдый предмет. В месте удара образуются волны, которые распространяются по поверхности воды. После каждого сокращения сердца в артерии выбрасывается кровь, и стенки артерий колеблются подобно тому, как распространяются волны на поверхности воды от брошенного в неё камня. Толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка, называют пульсом. В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается. Виски, лучевая артерия, около запястья, артерия на шее. Пульсовые колебания гасятся в капиллярах. Пульс можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец. Пульс измеряли ещё в 3-ьем тысячелетии до н. э. в Китае. Пульс из­ме­ря­ет­ся в уда­рах в ми­ну­ту (Рис. 9). Нормой для взрослого человека является частота пульса 60-90 ударов в минуту. Если частота пульса выше 90 уд. в мин. – тахикардия, если меньше 60 уд. в мин. – брадикардия. Слайд 26.

Рис. 9. Лабораторная работа №4. Измерение пульса. Измерим свой пульс за 10с. Учитель просит установить пальцы на запястье и измерить пульс. Сам при этом показывает положение пальцев при измерении пульса. Ученики свой результат умножают на 6 и получают число пульсовых ударов в минуту, сравнивают с нормативными показателями, оценивают результат. Как вы думаете, какие причины влияют на повышение частоты пульса? (Частота пульса возрастает после физических нагрузок, во время стресса, болезни).  У тренированных людей повышение пульса небольшое, и восстановление показателей - быстрое. По пульсу можно судить не только о числе сердечных толчков, но и о их силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья.    В конце XIXв итальянский физиолог Анджело Моссо (1846—1910) уравновесил спокойно лежащего человека на специальных, очень чувствительных весах, так, что обе половины туловища были строго параллельны полу. (Рис. 10). Ученый предложил испытуемому решить математическую задачу, затем попросил пошевелить пальцами ног. Слайд 27.

Рис. 10.

Что было с весами, когда человек решал задачу и почему? (Когда человек начал решать умственные задачи, активизировалась активность головного мозга, кровь перераспределилась к голове, и она стала тяжелее, вес увеличился, весы потеряли равновесие.).

Что было с весами, когда человек шевелил пальцами ног?
(Физическая активность пальцев ног направила кровь к конечностям, т. е. другой работающий орган получил больше крови, чем покоящийся, это увеличило вес той части тела, и весы опустились вниз в области ног.).

Что доказал учёный?  (Учёный доказал способность крови перераспределяться. Кровь на­прав­ля­ет­ся к тому ор­га­ну, ко­то­рый в дан­ный мо­мент наи­бо­лее ин­тен­сив­но ра­бо­та­ет и нуждается в кислороде.) Слайд 28.

В ор­га­низ­ме взрос­ло­го че­ло­ве­ка около 5 лит­ров крови, но по ор­га­низ­му цир­ку­ли­ру­ет около 55% всей крови. Осталь­ная рас­по­ла­га­ет­ся в депо крови и рас­пре­де­ле­на в коже, пе­че­ни и се­ле­зен­ке. Во время фи­зи­че­ской на­груз­ки кровь вы­хо­дит из депо и по­пол­ня­ет ко­ли­че­ство цир­ку­ли­ру­ю­щей крови.

5. Закрепление полученных знаний.

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них скорости движения крови
1) верхняя полая вена
2) аорта
3) плечевая артерия
4) капилляры Ответ 2314

Установите последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке увеличения в них кровяного давления. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нижняя полая вена
2) аорта
3) легочная артерия
4) капилляры альвеол
5) артериолы Ответ 14532

Установите последовательность кровеносных сосудов человека в порядке уменьшения в них кровяного давления. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нижняя полая вена
2) аорта
3) легочные капилляры
4) легочная артерия Ответ 2431



6. Практическое применение знаний.

Для чего и где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

(Для сохранения своего здоровья, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний).

  • Итак, сегодня мы познакомились с наукой гемодинамикой и её показателями. Чему вы научились сегодня на уроке, о чём узнали? (Ответы учеников). 7. Рефлексия. Как я усвоил материал темы (подчеркнуть нужное)

  • Я отлично усвоил эту тему

  • Я усвоил тему и разобрался хорошо

  • Я усвоил, но кое-что надо повторить

8. Домашнее задание. Приготовить сообщения по темам: «Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы». «Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы». «Влияние никотина, алкоголя, факторов среды на сосуды и сердце, их работу. Выполнить практическую работу «Доказательство вреда курения» на странице140. 9. Оценка деятельности учащихся. Каждому учащемуся даётся бланк, на котором перечислены вопрос. Подпишите информационные листы и рядом выставьте оценку вашей работы. Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке. Ученики сравнивают оценки со своими оценками, выставленными себе на этапе рефлексии. Спасибо, до свидания!







МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Ф.И.___________________________________

Тема урока: ________________________________________________________________

Лабораторная работа №1. Функция венозных клапанов. Ход опыта. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты? Пояснения. Сердцу приходится преодолевать силу тяжести. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови Лабораторная работа №2. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Скорость кровотока высчитывается по формуле:  V=S/t, где V - скорость, S - расстояние, см., t – время, с. Ход опыта. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив срезаемую часть ногтя. Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмём на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освободим зажатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. По формуле высчитать скорость кровотока, данные сравнить со скоростью кровотока в аорте. У большинства людей получается 1-0,5 см/с. Это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Лабораторная работа №3. Измерение артериального давления. Ученикам предлагается измерить давление с помощью тонометра и отметить систолическое и диастолическое давление. Манжета одевается на плечо, выше сгиба руки на 1,5-2 см. На­ка­чивается воз­дух в ман­же­ту, который сдав­ли­ва­ет ар­те­рии плеча. По­сте­пен­но вы­пус­ка­ется т воз­дух из ман­же­ты. Фонендоскопом на сгибе руки в области локтевого сустава прослушивается свое­об­раз­ный звук, сов­па­да­ющий с уров­нем си­сто­ли­че­ско­го дав­ле­ния. Момент ис­чез­но­ве­ния звука фиксируется, как диа­сто­ли­че­ско­е дав­ле­ние (Рис. 7). Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=120/80, то у него верхнее давление составляет 120 мм ртутного столба, а нижнее – 80 мм ртутного столба.

Задание: выполните расчёты САД и ДАД по формуле для своего возраста, сравните эти показатели с результатами лабораторной работы. (Заслушиваются результаты). Всегда ли ре­аль­ное дав­ле­ние че­ло­ве­ка сов­па­да­ет с рас­че­та­ми?





5. Закрепление полученных знаний.

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них скорости движения крови
1) верхняя полая вена
2) аорта
3) плечевая артерия
4) капилляры Ответ 2314

Установите последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке увеличения в них кровяного давления. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нижняя полая вена
2) аорта
3) легочная артерия
4) капилляры альвеол
5) артериолы Ответ 14532

Установите последовательность кровеносных сосудов человека в порядке уменьшения в них кровяного давления. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нижняя полая вена
2) аорта
3) легочные капилляры
4) легочная артерия Ответ 2431

Карточка с вопросами. Сегодня я узнал... Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось…

Как я усвоил материал темы (подчеркнуть нужное)

Я отлично усвоил эту тему

Я усвоил тему и разобрался хорошо

Я усвоил, но кое-что надо повторить

У меня проблемы, но я справлюсь сам

У меня проблемы, нужна ваша консультация