ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2»
Конспект открытого урока
по развитию речи
с обучающимися 4 класса
по теме:
«Ах ты, зимушка – зима!»
Учитель начальных классов
Багреева Ирина Витальевна
2018 год
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о зиме, зимующих птицах.
2. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Развивать навыки общения детей со сверстниками.
6. Учить отгадывать загадки.
7. Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Задачи:
1. Закрепить знания о зиме, зимующих птицах.
2. Обогащать словарь детей.
3. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Предварительная работа:
- Наблюдения за зимними явлениями в природе.
- Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж.
- Прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
- Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов.
- Заучивание наизусть стихотворений о зиме.
- Изготовление кормушки на уроках по трудовому обучению.
Методические приёмы:
- отгадывание загадок;
- словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи фразу», «Доскажи словечко»;
- индивидуальное заучивание стихотворений о зиме ;
- рассматривание предметных картинок о зиме, зимующих птицах;
Ход урока:
Учитель: Ребята, что бы узнать тему нашего урока, отгадайте пожалуйста загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Правильно, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему?
(Ответы обучающихся).
Учитель: Действительно, зима веселая пора. Скажите пожалуйста, какая же у нас зима?
Ответы обучающихся): Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Учитель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Учитель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Давайте мы вспомним их. (Дети называют)
Ребята, закройте глаза и представьте себе , что мы с вами на улице…
Носом вдохните воздух и ощутите свежесть зимнего воздуха.
Дыхательное упражнение:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды. (Вдох через нос и длинный выдох через рот ).
Ребята, а что отличает зиму от других времен года? ( снег) А какой он? ( ответы детей)
Как называется явление когда падает снег? (снегопад)
А Рома знает стихотворение про снег ( Рома читает стихотворение)
А сейчас поиграем немного…
Пальчиковая игра «Мы во двор гулять ходили…»
А какие еще признаки зимы вы знаете?
Беседа о зимнем солнце, сосульках, льде, ветре, морозе.
Дима Б. читает стихотворение о зимнем солнце.
Игра «Что зимой бывает?»
Ребята, а мы с вами , конечно, боимся мороза и снега, и всю зиму сидим дома и не выходим на улицу, так? ( Ответы детей о зимних забавах ).
Физминутка «Я мороза не боюсь»
А сейчас, я проверю ваше внимание..
Упражнение «Что перепутал художник?»
Ребята, а кто еще не боится мороза как мы? ( ответы детей)
Правильно, а назовите каких зимующих птиц вы знаете? ( ответы детей)
А сейчас отгадайте мои загадки..
Загадки о зимующих птицах.
Упражнение «Кто лишний?»
Ребята, а смогут ли птицы сами перезимовать? (нет, им должны помогать люди)
А как люди могут им помочь? ( ответы детей )
А чем можно покормить птиц? ( ответы детей )
Ребята, а мы с вами на уроке тоже сделали кормушку для птиц. Мы на прогулке повесим ее на ветку дерева и насыпем наше угощение для птиц. ( учитель с обучающимися рассматривают кормушку и корм)
Учитель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке? Что вам понравилось? ( ответы детей). Мне тоже понравился сегодняшний урок. Все ребята были активны, хорошо отвечали на вопросы и выполняли все задания. Спасибо вам за урок.
Приложение:
Стихотворения
Г. Лагздынь
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт!
В зимнем небе солнышко вышло погулять.
Небо понемножечку стало цвет менять.
Стало небо радостным, нежно – голубым,
Потому что солнышко подружилось с ним.
Хорошо что солнышко погулять решило,
И зимой немножечко всех озолотило
Загадки о зимующих птицах
Чернокрыл,
Красногруд
Он зимой найдет приют:
Не боится он простуд
- Первый снег,
Он тут как тут! (Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. ( Сорока )
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Он живет на площадях,
На деревьях и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
( Голубь )
Пальчиковая гимнастика
«Зимняя прогулка»
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Физминутка
«Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)