СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока алгебры 9 класс по теме: " Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии "

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспет урока алгебры 9 класс по теме: "  Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры 9 класс по теме: " Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии "»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии»

  1. Предмет: Алгебра

  2. Класс:9.

  3. Планируемая дата проведения урока

  4. Цель урока: вывести и доказать характеристическое свойство арифметической прогрессии; формировать умения применять свойство арифметической прогрессии при решении задач; продолжить формирование навыков применения определения арифметической прогрессии и формулы п-го члена.

  5. Планируемые результаты урока:

Предметные:

Знать : понятия арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии.

Уметь: решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с применением изучаемых формул.

Формировать умения и навыки применять полученные знания для выполнения упражнений.

  1. Тип урока: изучение нового материала.

  2. Формы работы учащихся: Индивидуальная, Фронтальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Содержание урока:

Этап урока

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

в мин.

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.


Приветствие кадет. Определение готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

2


2.

Актуализация знаний.


Математический диктант.

Работа выполняется по вариантам (в квадратных скобках задание, относящееся ко второму варианту).

1) У арифметической прогрессии первый член 4 [6], второй член 6 [2]. Найдите разность d.

2) У арифметической прогрессии первый член 6 [4], второй член 2 [6]. Найдите третий член.

3) Найдите десятый [восьмой] член арифметической прогрессии, если ее первый член равен 1, а разность 4 [5].

4) Является ли последовательность четных [нечетных] чисел арифметической прогрессией?

5) ап – арифметическая прогрессия. Выразите через а1 и d:

а10; а2k; ak + 3 [a20; ak; a2k + 1].

О т в е т ы: 1) 2 [–4]; 2) –2 [8]; 3) 37 [36]; 4) Да [Да];

5) а10 = а1 + 9d [а20 = а1 + 19d];

а2k = а1 + d (2k – 1) [аk = а1 + d (k – 1)];

ak + 3 = а1 + d (k + 2) [a2k + 1 = а1 + 2dk].

Беседа по вопросам.

10

3.

Изучение нового материала.


У с т н о е з а д а н и е:

Дана арифметическая прогрессия (хп): 2; 5; 8; 11; 14.

Вычислить: = (5.)

= (8.)

= (11.)

Замечаем интересное свойство и формируем его – «Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов».

Так как мы это предположили исходя из рассмотрения конкретной последовательности, данное утверждение следует доказать:

Пусть (хп) – арифметическая прогрессия, тогда

хпхп – 1 = хп + 1хп, то есть

2хп = хп – 1 + хп + 1,

хп =

Следует обратить особое внимание учащихся, что это утверждение – свойство арифметической прогрессии. А если мы сформулируем обратное утверждение и сможем его доказать, то как будет оно называться? Это будет признак арифметической прогрессии: «Если в последовательности (хп) каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией».

Пусть хп = , где п ≥ 2, тогда 2хп = хп – 1 + хп + 1,

хпхп – 1 = хп + 1хп, то есть разность между последующим и предыдущим членами последовательности (хп) остается постоянной. Значит, (хп) – арифметическая прогрессия .



10

4.

Закрепление


Задачи, решаемые на этом уроке, более разнообразны по сравнению с предыдущим уроком. Теперь мы можем использовать определение арифметической прогрессии, ее свойство и признак, формулу п-го члена.

Кроме того, появляются задачи, в тексте которых не задана арифметическая прогрессия в явном виде. Нужно «перевести» условие на математический язык, «увидеть» арифметическую прогрессию, решить задачу и формулировку ответа опять «перевести» на язык условия.

Упражнения:

1. № 580, № 585. Самостоятельное решение заданий на «прямое» применение формулы п-го члена и нахождения разности.

№ 582. Решение у доски с объяснениями. Необходимо самостоятельно задать арифметическую прогрессию (хп), где

х1 = 50 (м/мин) – скорость поезда в конце первой минуты;

d = 50 (м/мин) – увеличение скорости;

х20 –?

х20 = х1 + d (20 – 1);

х20 = 50 + 50 · 19 = 50 · 20 = 1000 (м/мин).

Обращаем внимание, что скорость принято выражать в км/ч, значит, ответ · 60 = 60 (км/ч).

№ 587.

2. № 589, № 593. Эти упражнения на неоднократное применение формулы п-го члена арифметической прогрессии, сводящиеся к решению системы уравнений либо неравенства.

Особое внимание следует уделить анализу условия. Решение полученной системы уравнений и неравенства ученики могут осуществить самостоятельно.

3. Упражнение на применение свойства арифметической прогрессии носит развивающий характер.

Первый член арифметической прогрессии равен 7. Найдите второй и третий ее члены, если известно, что они являются квадратами двух последовательных натуральных чисел.

Р е ш е н и е

Пусть (ап) – арифметическая прогрессия, где

а1 = 7; а2 = п2; а3 = (п + 1)2, п N.

По свойству арифметической прогрессии:

а2 = ; а1 + а3 = 2а2; 7 + (п + 1)2 = 2п2;

п2 – 2п – 8 = 0;

п = 4 или п = –2. Так как п N, то –2 – не удовлетворяет условию.

а2 = 42 = 16; а3 = 52 = 25.



15

6.

Итог урока.


– Сформулируйте свойство арифметической прогрессии.

– Сформулируйте признак арифметической прогрессии.



2

7.

Задание для самоподговки


№ 581, № 588, № 591; 594


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!