СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Анализ 1 действия комедии А. Грибоедова "Горе от ума""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Анализ 1 действия комедии А. Грибоедова "Горе от ума""»

ТЕМА. Анализ I действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

Цели: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по содержанию 1 действия; развивать устную речь учащихся, технику чтения, умение анализировать образы произведения; воспитывать интерес к творчеству писателя.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Игра-беседа.

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:

1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2) В 13 лет поступил в университет.

3) Закончил за 6,5 лет два факультета.

4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.

5) Грибоедов – замечательный композитор.

6) Грибоедов – известный дипломат.

7) Участвовал в войне 1812 г.

8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов.

9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г.

10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

11) Гибель его была случайной.

12) Погиб в Тифлисе.

13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

2. Индивидуальные ответы.

Два ученика выбирают карточки-билеты.

1) Рассказать об истории создания комедии.

2) Рассказать о правилах классицизма.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о композиции комедии.

– Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены.

1) Правило «трех единств»:

– единство времени (1 день);

– единство места (дом Фамусова);

– единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).

2. Работа над текстом комедии.

Учитель. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

1) Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

– Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

– Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

– Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

– С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

3) Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления (или чтение по ролям).

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

– Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

– Как встречает его Софья?

– Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

– Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

– Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

III. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать 2 действие пьесы; начать составление таблицы (выписать цитаты).





ТЕМА. «ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ…» (анализ II действия)

Цели: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Учитель. Продолжая знакомство с бессмертной комедией Грибоедова, обращаемся ко II действию.

– Вспомните, чем закончилось I действие. (Ответ ученика.)

А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).

1) Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.

2) Беседа по прочитанному.

– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)

– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

– Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

3) Беседа по 2-му явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

– А что важно для Чацкого? Зачитайте.

– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwi pro gwi – «кто про что».)

– В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

– К какому поколению (по возрасту) принадлежит полковник? (Ближе к поколению Чацкого.) А по мировоззрению?

– Итак, после «оды» Фамусова старой Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?» . Прочитайте его. Чем вызван этот протест?

– Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

– Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

2. Практическая работа.

– С 7-го по 14-е явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых три любовных треугольника. Какие?

Изобразим их графически.



– Понимает ли наконец Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

III. Итог урока.

Вывод. Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили содержание этих конфликтов.

Домашнее задание: прочитать III действие; выучить моно


















ТЕМА. «БЕЗУМНЫЙ ПО ВСЕМУ…»  (анализ III действия)

Цели: проанализировать III действие; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть трех отрывков (монологов): монолог Чацкого «А судьи кто?», монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновой…».

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Беседа по прочитанному.

– Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? («Пусть я посватаюсь…».)

– В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи).

– Как встречает его Софья?

– Что отталкивает ее от Чацкого?

– В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Найти в тексте. Каких достоинств он не находит в нем?

– Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими. Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)

– Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

– Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (д. I, явл. 5) или «Да что мне до кого?» (д. II, явл. 2), – предпочитает Молчалина? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, сентиментальность, ханжество – приближают героиню к «веку минувшему».).

– Проследив диалог Чацкого и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

– Каким видится вам Молчалин? (Молчалин – «деловой», по выражению Фамусова, человек, представитель нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

– С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?

– Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, – опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

– Появляются Тугоуховские. Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

– Что представляет собой «графиня внучка» Хрюмина?

– Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

– С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это нарочно?

– Что происходит на сцене в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?

– Почему все подхватывают сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие.)

– Где, по-вашему, кульминационный момент произведения? (Столкновение Чацкого с «больным» обществом. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России…) 

– В чем вы видите комизм ситуации? (Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает очень важные, серьезные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – никто, оказывается, его не слушал: «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон Тугоуховских? На Хрюминых?..)

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) подумать над вопросом: «Есть ли победившие в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе»;

2) обратить внимание на язык персонажей;

3) выписать из текста 10 крылатых выражений;

4) индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».

Для подготовки доклада учащегося можно рекомендовать книгу: Кудряшов, О. Л. Театр А. С. Грибоедова. – М., 1983.






 

ТЕМА. «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ,  ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…» 
(анализ IV действия)

Цели: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы. 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

                       Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

                       …И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений.

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);