СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Антонимы"»

  1. Предмет: русский язык

  2. № урока по расписанию: _2_

  3. Тема урока: «Слова, противоположные по значению (антонимы)»

  4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

  5. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить антонимы в тексте и объяснять их роль, подбирать антонимы к словам разных частей речи

  6. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

  1. систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению, дать понятие «антоним»

  2. способствовать развитию логического мышления, внимательности, умения сравнивать и обобщать данные, коммуникативных навыков при работе в парах

  3. создать условия для воспитания коллективизма, культуры речи через употребление антонимов, трудолюбия

  1. Ресурсы : учебник, словарь антонимов М.Р. Львова, компьютер, мультимедиа - проектор, экран, карточки с заданием, сигнальные карточки, магнитола

Этап

урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Органи-зационный








1 мин









Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствие «Ладошка к ладошке».

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Тепло души своей передайте товарищу через ладошку! Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами!

-Запишите в тетрадях дату, «Классная работа».

Учащиеся, прикасаясь ладошками в паре, настраиваются на работу.



Развитие умения создать психологический комфорт для сотрудничества

2.Постановка темы и цели урока.








4 мин

Подводит детей к формулированию темы и цели урока. Задание «Найди лишнее»

( слайд 2)

- Значит, тема нашего урока сегодня…Может, кто-то знает, как такие слова называются?

Какие бы вы поставили цели для себя на уроке? Чему хотели бы научиться? («Корзина идей»)

(слайд 3,4)


Обучающиеся читают задание «Найди лишнее», сравнивают синонимы и антонимы .

определяют тему урока («Слова с противоположным значением (антонимы)») и цели (проверка по презентации).





Читают правило, с.33(учеб.)









Учатся ставить новые учебные задачи.

Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.

Осуществлять подведение под понятие на основе анализа, распознавания объектов и выделения существенных признаков.


3. Освоение нового материала..














10

мин

1) Выявляет необходимость применения антонимов в речи.

- Для чего в нашей речи мы употребляем антонимы?(Слайд5)

-Что можно сделать с их помощью? Например, по чтению сравнивать персонажей, да?

(на доске) Учитель предлагает устно сравнить персонажей сказок:

Айога – ленивая, а соседская девочка -…

Незнайка -…, а Знайка -…

А в математике что сравниваем? Где еще в жизни нам приходится сравнивать? (в магазине, в работе и т. д.)


2) Задание «Найди антоним»

(6 слайд).

- Обсудите в паре. Запишите каждую пару антонимов, не забывая об орфографии, проверяйте правильность записей у партнера.






3) Составьте своё предложение с антонимами.



4) Постановка вопроса « Добрый – зло – это слова – антонимы?» Знакомит со словарем антонимов Львова М.Р. , дает возможность проверить правильность догадки (слайд 7,8)

Дети отвечают, какая речь будет с антонимами, что можно с их помощью сравнивать что-нибудь.









Дети отвечают, сравнивая героев.

Отвечают:

-Отрезки, множества, фигуры, товары, результаты работы.



Обучающиеся в паре ищут антонимы к словам, предлагают классу свои варианты, комментируют орфографию, осуществляют взаимопроверку записей в тетрадях . (ставят на поле отметку, сигнальной

карточкой показывают уровень выполнения работы (зеленая – без ошибок, красная – были недочеты).

Составляют предложение (2-3 чел.)



Выявляют существенный признак антонимов – они отвечают на один и тот же вопрос. Дети подбирают нужные антонимы , сверяют по словарю и 8 слайду .








Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу.




















































Учатся наблюдать, делать выводы, обобщать, находить нужную информацию в справочной литературе.











Учатся владеть диалогической формой речи, отвечая на вопросы учителя.




Учатся договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнера.

4.Физминутка

1 мин

Учитель объясняет важность упражнений на развитие межполушарных связей:

-Знаете, что наш мозг состоит из 2 полушарий: правого и левого? Если вы будете развивать межполушарные связи, то будете лучше учиться.

Дети (под музыку) повторяют за учителем упражнения «Ухо – нос» и «Кросс – кролы».




5.Первичное закрепление.

















10 мин

















1) Проверка усвоения понятия «антоним» .

- Ребята, сейчас вы попробуете найти антонимы в тексте. Повторим, что такое антонимы.

Поиск антонимов в тексте

Упр. 48 (учеб.)




Повторяют определение антонимов (по слайду 5)

1 ученик читает текст, все ищут антонимы, записывают парами в тетрадях, а кто нашёл – на доске, проверяют и подчеркивают орфограммы.

Планировать свои действия в соответствии с задачей.

Устанавливать причинно – следственные связи и строить речевое высказывание.

Учатся искать необходимую информацию в учебной литературе.






6.Физминутка

1 мин

Игра «Всё наоборот»

Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1)Опустите руки вниз.

2)Поднимите руки вверх.

3)Поворот туловища вправо.

4)Поворот туловища влево.

5)Закройте глаза (откройте) .

6) Посмотрите вдаль.

7)Встаньте.

8)Присядьте.



Обучающиеся выполняют упражнения с точностью до наоборот.





4 мин

2)«Составь пару»

Учитель организовывает работу в сменных парах (5 пар) по определению необходимых антонимов .

Слова: 1)Вверх – вниз, 2) друг –враг,3) бежать – стоять, 4) север- юг, 5)низкий –высоко.

Дети берут листочки на парте и бегут к доске ( по номерам), читают своё слово и ждут товарища с его антонимом, пара у доски решает, являются ли антонимами их слова и прикрепляют их на доску, если нет – кладут на стол учителя.


Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.



7.Самопроверка.






3-5 мин

Задание на восстановление предложения пропущенными антонимами.

(Предложения на доске)

Дерево высокое, а куст…

Ручеёк узкий и звонкий, а река… и…

Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях. Самопроверка по записям на доске. Сигналят, кому как удалось сделать задание.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.



8.Подведение итогов урока.

3-5

мин

Учитель организовывает соотнесение поставленных целей урока результатам. Сверка результатов с целями ( 3 и 4 слайды). Оценивание работы учащихся на уроке.



Рефлексия. Оценивают свои достижения, впечатления и неудачи в работе. (Рефлексивный экран).

Оценка работы в паре (учащиеся обсуждают и показывают сигнальной карточкой уровень успешности)

Контроль результатов, соотнесение их с целью работы.



9. Домашнее задание.

1 мин

Учитель даёт задание на дом.

(слайд 10)