1.Органи-зационный | 1 мин | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствие «Ладошка к ладошке». - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Тепло души своей передайте товарищу через ладошку! Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами! -Запишите в тетрадях дату, «Классная работа». | Учащиеся, прикасаясь ладошками в паре, настраиваются на работу. | | | Развитие умения создать психологический комфорт для сотрудничества |
2.Постановка темы и цели урока. | 4 мин | Подводит детей к формулированию темы и цели урока. Задание «Найди лишнее» ( слайд 2) - Значит, тема нашего урока сегодня…Может, кто-то знает, как такие слова называются? Какие бы вы поставили цели для себя на уроке? Чему хотели бы научиться? («Корзина идей») (слайд 3,4) | Обучающиеся читают задание «Найди лишнее», сравнивают синонимы и антонимы . определяют тему урока («Слова с противоположным значением (антонимы)») и цели (проверка по презентации). Читают правило, с.33(учеб.) | Учатся ставить новые учебные задачи. | Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать. Осуществлять подведение под понятие на основе анализа, распознавания объектов и выделения существенных признаков. | |
3. Освоение нового материала.. | 10 мин | 1) Выявляет необходимость применения антонимов в речи. - Для чего в нашей речи мы употребляем антонимы?(Слайд5) -Что можно сделать с их помощью? Например, по чтению сравнивать персонажей, да? (на доске) Учитель предлагает устно сравнить персонажей сказок: Айога – ленивая, а соседская девочка -… Незнайка -…, а Знайка -… А в математике что сравниваем? Где еще в жизни нам приходится сравнивать? (в магазине, в работе и т. д.) 2) Задание «Найди антоним» (6 слайд). - Обсудите в паре. Запишите каждую пару антонимов, не забывая об орфографии, проверяйте правильность записей у партнера. 3) Составьте своё предложение с антонимами. 4) Постановка вопроса « Добрый – зло – это слова – антонимы?» Знакомит со словарем антонимов Львова М.Р. , дает возможность проверить правильность догадки (слайд 7,8) | Дети отвечают, какая речь будет с антонимами, что можно с их помощью сравнивать что-нибудь. Дети отвечают, сравнивая героев. Отвечают: -Отрезки, множества, фигуры, товары, результаты работы. Обучающиеся в паре ищут антонимы к словам, предлагают классу свои варианты, комментируют орфографию, осуществляют взаимопроверку записей в тетрадях . (ставят на поле отметку, сигнальной карточкой показывают уровень выполнения работы (зеленая – без ошибок, красная – были недочеты). Составляют предложение (2-3 чел.) Выявляют существенный признак антонимов – они отвечают на один и тот же вопрос. Дети подбирают нужные антонимы , сверяют по словарю и 8 слайду . | Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу. | Учатся наблюдать, делать выводы, обобщать, находить нужную информацию в справочной литературе. | Учатся владеть диалогической формой речи, отвечая на вопросы учителя. Учатся договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнера. |
5.Первичное закрепление. | 10 мин | 1) Проверка усвоения понятия «антоним» . - Ребята, сейчас вы попробуете найти антонимы в тексте. Повторим, что такое антонимы. Поиск антонимов в тексте Упр. 48 (учеб.) | Повторяют определение антонимов (по слайду 5) 1 ученик читает текст, все ищут антонимы, записывают парами в тетрадях, а кто нашёл – на доске, проверяют и подчеркивают орфограммы. | Планировать свои действия в соответствии с задачей. | Устанавливать причинно – следственные связи и строить речевое высказывание. Учатся искать необходимую информацию в учебной литературе. | |
| 4 мин | 2)«Составь пару» Учитель организовывает работу в сменных парах (5 пар) по определению необходимых антонимов . Слова: 1)Вверх – вниз, 2) друг –враг,3) бежать – стоять, 4) север- юг, 5)низкий –высоко. | Дети берут листочки на парте и бегут к доске ( по номерам), читают своё слово и ждут товарища с его антонимом, пара у доски решает, являются ли антонимами их слова и прикрепляют их на доску, если нет – кладут на стол учителя. | | Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать. | |
7.Самопроверка. | 3-5 мин | Задание на восстановление предложения пропущенными антонимами. (Предложения на доске) Дерево высокое, а куст… Ручеёк узкий и звонкий, а река… и… | Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях. Самопроверка по записям на доске. Сигналят, кому как удалось сделать задание. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. | | |
8.Подведение итогов урока. | 3-5 мин | Учитель организовывает соотнесение поставленных целей урока результатам. Сверка результатов с целями ( 3 и 4 слайды). Оценивание работы учащихся на уроке. | Рефлексия. Оценивают свои достижения, впечатления и неудачи в работе. (Рефлексивный экран). Оценка работы в паре (учащиеся обсуждают и показывают сигнальной карточкой уровень успешности) | Контроль результатов, соотнесение их с целью работы. | | |