Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 11 | Метеоры, болиды, метеориты |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия. Базовый уровень | 11 | Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. | Анализировать и отличать наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь метеорные потоки. | Проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Персональный компьютер, проектор | ЭФУ; http://galspace.spb.ru/index389.html |
Организационная структура урока |
Этап урока | Формируемые УУД Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Орг. момент | Планирование учебного сотрудничества | | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку, настраиваются на работу. | 1 |
Активизация мышления и актуализация ранее изученного | Структурирование, коррекция и контроль знаний | Приложение ЭФУ стр. 219 VI. Основные характеристики планет Солнечной системы | Распределяет задания между учащимися | Общая характеристика планет земной группы. Общая характеристика планет гигантов. Рассказ об одной из планет (по усмотрению ученика) | 10 |
Мотивация, целеполагание | Целеполагание: постановка учебной задачи, планирование | Стр. 128 упр. 16(5) http://galspace.spb.ru/index389.html | Анализируя превращения молекулы воды, подводит учащихся к выводу о возможности пересечения орбиты молекулы воды с орбитой Земли. Используя прием проблематизации, продемонстрировав фотографии движения в атмосфере метеоров, метеорных потоков, болидов и метеоритов, предлагает учащимся самостоятельно определить различие между наблюдаемыми процессами. | Выполняют задание 5 упр. 16 стр 128 ЭФУ Сравнивают наблюдаемые процессы Формулируют тему урока | 5 |
Изучение нового материала Первичное понимание и закрепление знаний | Развитие умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем, проведение анализа, сравнения, синтеза | Стр. 124-125 | Организует беседу, корректирует формулировки основных понятий. Организует фронтальную работу с использованием учебника и обсуждением следующих вопросов: Явление метеоров (метеорных потоков). 2. Явление болида и падение на поверхность метеорита. Организует обсуждение геологических последствий выпадения на поверхность Земли метеоритов. | Предлагают схему классификации малых тел, движение которых наблюдается в атмосфере Земли. Формулируют основные понятия «метеор», «метеорит», «болид». Записывают определения в тетрадь. Системно воспринимаю новое предметное содержание урока, используя план характеристики астрофизических явлений. | 15 |
Закрепление знаний | Систематизация и обобщение знаний | Стр. 128 вопр. 6,7 Упр. 16 (6) | Организует работу с учебником. Предлагает дополнительные задания (Приложение 3) | Отвечают на вопросы 6, 7 учебника и выполняют задание 6 из упражнения 16. | 12 |
Домашнее задание | Волевая саморегуляция | ЭФУ стр. 128 электронный тест | Формулирует и комментирует домашнее задание | § 20.4, тест №4 «Природа тел Солнечной системы» | 1 |
Рефлексия | | | Организует процесс формирования вывода по уроку. | Формулирует основные итоги урока | 1 |
1. Изобразите схематически процесс возникновения метеорных потоков, начиная от целого ядра кометы.
2. Если нанести на географическую карту пункты падения известных метеоритов, упавших в азиатской части России, то окажется, что почти все они расположены вблизи линии Сибирской железной дороги. Дайте объяснение данного факта.
3. Глубина, на которую зарываются в грунт железные метеориты, определяется по приближенной формуле
(см), где М — масса метеорита в килограммах. Вычислите глубину Н зарывания метеоритов, массы которых 0,5 и 50 кг.