СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока биологии 6 класс. Лабораторная работа Изучение химического состава клетки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 6 класс»

Тема: Химический состав клетки.

Цель: формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке; развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы, воспитывать аккуратность при оформлении работ.

Задачи:

- образовательные: знать химический состав клетки, а так же о роли неорганических органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса


Оборудование: вода, пробирка, стакан, марлевые салфетки, йод, мука, семена пшеницы и подсолнечника, белая бумага, спиртовка, карточки инструктажи, таблички с надписями: «Группа1», «Группа2», «Группа3».

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.




Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

-Какие основные компоненты имеет растительная клетка?
- Какие органоиды присутствуют в растительной клетке и какие функции они выполняют?

- Почему растительная клетка отличается от животной клетки? Какие особенности строения и функций характерны только для растительных клеток?


  1. Актуализация нового материала

Все живое на Земле имеет клеточное строение, и что клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

1.Химический состав клетки
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.


Сегодня мы с вами будем определять наличие органических и неорганических веществ в клетке. На доске написана неполная схема химического состава клетки, на протяжении урока мы с вами будем ее заполнять, определяя опытным путем химический состав.

2. Демонстрационные опыты.

-Обнаружение воды в зерновках пшеницы. (нагрев в пробирке небольшого количества семян).

-Вопросы:

1. Что вы наблюдаете? (Капельки воды на стенках пробирки).

2. О чём это говорит? (В семенах, а значит, и в клетках есть вода).

3. А для чего вода нужна в клетке?

Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть вода

-Обнаружение минеральных солей (сжигание семян).

- Вопросы:

1. Что наблюдаете? (дым, запах, остаётся зола).

2. Как вы думаете, какие вещества сгорели?

Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть минеральные соли

3.Лабораторная работа. Выполнение лабораторных работ по группам:

1-я группа – обнаружение белка,

2-я группа – обнаружение жира,

3-я группа – обнаружение крахмала в семенах;

Оформление исследований.

4. Отчёт учащихся о проделанной работе. Заполнение на доске схемы.

  1. Закрепление знаний

Заполнение в тетрадях схемы, созданной в течение урока.


Химические вещества клетки

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода

Белки


Минеральные соли


Жиры

Углеводы

Нуклеиновые кислоты






















1.Какие вещества относятся к неорганическим.(вода, минеральные соли)

2.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

3. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)


4.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

5.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

6.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

7.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

8.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

Подсчитайте сколько правильных ответов у вас и оцените себя по следующим критериям:

1-3 правильных ответа - отметка 3

1-6 правильных ответа - отметка 4

1-8 правильных ответа - отметка 5



V. Рефлексия.

Оценка работы на уроке

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материала урока мне был понятен/ пе понятен

V1. Домашнее задание.

Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.













Инструктивная карточка группы №1


Лабораторная работа

Тема: Химический состав клетки.

Цель: формирование представлений о значении химических соединений в клетке растений и особенностях ее жизнедеятельности.

Оборудование: перечислите, что использовали.

Инструктивная карточка

  1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.

  2. Поместите его в марлю.

  3. Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?

  4. Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?

  5. Это растительный белок или клейковина?

  6. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?

  7. Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.

  8. Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

  9. Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.


Что исследовали

Что делали

Что наблюдали





  1. Подготовьте рассказ о проделанной вами работе. Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян входит …».






Инструктивная карточка группы № 2

  1. Рассмотрите предложенные семена

  2. Найдите семена подсолнечника

  3. Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.

  4. Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

  5. Оформите в тетрадях проделанную работу.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали




6.Подготовьте рассказ о проделанной вами работе. Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян входит …».

Инструктивная карточка группы № 3

  1. Из муки и воды сделайте комочек теста.

  2. Заверните его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане? Почему?

  3. Возьмите другой стакан с надписью «крахмал» и капните 1-2 капли раствора йода. Как изменилась окраска содержимого стакана?

  4. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?

  5. Оформите работу в тетрадях

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.


Что исследовали

Что делали

Что наблюдали





  1. Расскажите о проделанной работе. Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян входит …».