Урок биологии в 6 классе.
Тема урока. Корень растения, его строение и значение.
Цель: формирование представлений о строении и функциях корня, видах корней и корневых систем, зонах корня и видоизменениях корней.
Задачи:
Образовательные: формирование понятий о видах корней, типах корневых систем, зонах корня, особенностях формирования корневых систем.
Развивающие: совершенствование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.
Планируемые результаты:
Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.
Средства обучения: гербарий растений с разными типами корневых систем, таблица «Строение корня», презентация «Корень растения, его строение и значение», анимации «Виды корней» и «Типы корневых систем», лабораторное оборудование.
Содержание урока.
1. Актуализация знаний
Терминологическая разминка. Учитель задаёт вопросы, дети ищут ответы на представленных карточках, если ответ верный, на обратной стороне карточки открывается картинка (на рисунке – корень растения).
1. Назовите вегетативные органы растения (корень и побег)
2. Орган размножения цветковых растений (семя)
3. Специализированная клетка, служащая для размножения мхов и папоротников (спора)
4. Ткань внутри семени, снабжающая зародыш питательными веществами (эндосперм)
5. Зачаток нового растения (зародыш семени)
6. Наука о растениях (ботаника).
На столах обучающихся карточки с терминами: спора, семя, корень и побег, цветок и плод, зародыш семени, зародышевая почечка, эндосперм, микропилле, ботаника, биология.
Если дети отвечают правильно, получается картинка:
Корень и побег |
семя |
спора |
эндосперм |
зародыш семени |
ботаника |
- Какой орган растения вы видите на рисунке?
- Какую роль, по вашему мнению, играет корень в жизни растения?
Обучающиеся определяют и записывают в тетрадь тему урока.
2. Мотивация и целеполагание.
Учитель читает стихотворение.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В. Жак)
- Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? (Ученики высказывают свои соображения.)
- Что мы ещё можем узнать новое о корне?
Сегодня мы и будем изучать строение корня, его значение для растения, узнаем, какие бывают виды корней.
3. Изучение нового материала (формирование новых знаний).
1. Функции корня.
- Перед вами 3 картинки – якорь, насос и сундук. Что общего у этих предметов и корня растения?
Предположения детей.
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.
Все корни одного растения образуют корневую систему. (Таблички с новыми терминами укрепляются на магнитной доске.)
В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений – проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение, как якорь.
А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. При этом он действует как насос.
- В чём сходство корня с сундуком?
- Корень может хранить отложенные в запас питательные вещества.
- Кроме этого, с помощью корня некоторые растения размножаются.
Запись в тетрадь функций корня: закрепление растения в почве, поглощение и запасание веществ, вегетативное размножение.
2. Виды корней и типы корневых систем.
- Рассмотрите проросшие семена на тарелочках. Что прорастает первым?
Корень, который прорастает первым, называется главный.
- Теперь посмотрите на рисунок «Виды корней». Главный корень растёт вертикально вниз.
- Есть ли ещё корни, кроме главного? Откуда они растут?
Корни, растущие от главного корня, называются боковые.
Корни, растущие от стебля, называются придаточные.
Виды корней отразим на схеме.
Виды корней
главный боковые придаточные
- Все корни одного растения образуют корневую систему. (Запись определения в тетрадь).
Задание: сравнить корневые системы мятлика лугового и одуванчика лекарственного. В чем разница?
- Существует два типа корневых систем: стержневая и мочковатая.
Задание: составить схему: «Типы корневых систем», под каждым типом сделать схематичный рисунок корневой системы.
- Сделайте вывод:
Стержневая корневая система – состоит из гавного и боковых корней.
Мочковатая корневая система – состоит из придаточных корней.
ФИЗМИНУТКА.
3. Строение корня.
Знакомство с зонами корня и их функциями с использованием анимационной модели.
- Известны случаи, когда стебли растений прорастали сквозь асфальт. А ведь его трудно пробить даже ломом. Корни растений очень сильные. Они могут «прогрызать» даже камни. Самая твердая почва для них не преграда.
Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зоной роста.
Главную роль в продвижении растущего корня в грунте играет корневой чехлик. Он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений.
Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрируется рассада), можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли. Эти тонкие корневые волоски – мощное орудие всасывания.
Биологи измерили длину всех корней у растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками – 11 тыс. км.
(Для ознакомления с корневыми волосками предлагается также рассмотреть под лупой корни проростка гороха).
Задания: 1. Показать на таблице участки корня и рассказать об их функциях.
2. Заполнить таблицу «Зоны корня».
3. Записать в тетради вывод: на корне растения выделяют отдельные участки, связанные с выполнением разных функций.
4. Выполнение лабораторной работы №2 «Строение корня проростка» с использованием инструктивной карточки.
Строение корня проростка.
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование: лупа ручная, проросшее семя тыквы (редиса, гороха, фасоли).
Ход работы.
1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину. Опишите окраску.
2. Определите тип корневой системы. Найдите главный корень. Есть ли боковые корни Ответ запишите в тетрадь.
3. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
4. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Какое они имеют строение и значение?
5. Рассмотрите готовый микропрепарат «Корневой чехлик. Корневые волоски». Обратите внимание на зону роста (растяжения).
5. Видоизменения корней.
Просмотр видеофрагмента «Видоизменение корней»
(https://www.youtube.com/watch?v=5LCNWycgwU8)
4. Закрепление полученных знаний.
1. Гербарные образцы растений разделить на 2 группы по типам корневых систем.
- С помощью учебника определите, сколько семядолей в семени этих растений.
Вывод: обычно однодольные растения имеют мочковатую корневую систему, а двудольные – стержневую.
2. Разгадайте ребусы:
Домашнее задание: 1. Прочитать § 13, ответить на вопросы;
2. Составить синквейн понятия «корень».