2.Проверка знаний Фронталь ный опрос по вопросам | Учитель: на прошлом уроке мы приступили к изучению класса Птицы и познакомились с отрядом Пингвины. 1.Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от древних пресмыкающихся? 2.Какие особенности строения скелета птиц связаны с передвижением на задних конечностях? 3.В чём разница между гнездовыми и выводковыми птицами? | Отвечают на вопросы учителя 1.Полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой (у водоплавающих); наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях; ороговевший покров клюва; острые когти. 2.Скелет облегчён, часть костей срослась, что придало им прочность, у летающих птиц на грудной кости образовался специальный вырост – киль. 3. У гнездовых птенцы появляются голые, слепые и беспомощные, а у выводковых – опушённые, зрячие и способные сразу следовать за матерью. |
3.Этап мотивации знаний | Учитель: Героиня пьесы Н.Островского «Гроза» говорила: «Отчего люди не летают так, как птицы?». И при этом мы завидуем им. Но птицам завидуют и некоторые птицы. Да, не все представители этого класса умеют летать. И как – то живут. А как живут они и что это за птицы, мы и попытаемся выяснить на этом уроке. И сегодня он посвящён бескилевым птицам из отрядов Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, а также летающим Гусеобразным. Слайд Тема урока: Отряды птиц: «Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные» Запишите тему урока в тетрадь. Какие цели мы поставим на этот урок, исходя из данной темы? Формулируются цели урока: - познакомить с особенностями строения и образа жизни птиц данных отрядов - выявить черты приспособленности птиц к условиям среды; - познакомиться с многообразием современных представителей данных отрядов Слайд | Записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся предлагают цели урока и с помощью учителя их формулируют. |
4. Изучение нового материала | 1) Бескилевые птицы Учитель: Страус, нанду, эму – это все крупные нелетающие птицы, проживающие на разных материках и относящиеся к разным отрядам. Нанду внешне удивительно напоминают страусов Африки и австралийских эму, но находятся с ними в весьма отдаленном родстве. Эму - вторая по величине птица после страуса. Ранее её относили к страусообразным, а сейчас к казуарообразным (классификация пересмотрена в 1980-е годы). Но объединяет их то, что все они в строении скелета не имеют киль. Слайд Что характерно ещё для представителей отрядов Страусообразные, Нандуоборазные и Казаурообразные и как приспособились они к условиям обитания, вы узнаете, прочитав текст учебника на стр. 140 – 142 С помощью текста учебника заполнить 3 и 4 столбик таблицы «Характерные признаки Страусообразных, Нандуобразных и Казуарообразных» «Характерные признаки Страусообразных, Нандуобразных и Казуарообразных» Название отряда | Характерные признаки | Представители отряда | Места обитания | Страусообразные | | | Саванны восточной и Южной Африки | Нандуобразные | | | Степи в Южной Америке | Казуарообразные | | | Степи Австралии, о. Новая Гвинея и о – ва Новая Зеландия | Ребята, обратите внимание на рис. 116 на стр. 141. Страус – единственная птица, имеющая мочевой пузырь. К бескилевым относится удивительная птица киви – представительница отряда Кивиобразные или Бескрылые. 2) Отряд Гусеобразные Учитель: теперь о тех, кому полёт доступен. Этим птицам повезло больше, т.к. они ещё могут и плавать! Ребята, какие характерные признаки Гусеообразных, вы можете назвать? Учитель: Ребята, прослушав сообщение одноклассника, вам нужно ответить на вопросы. Сообщение учащегося: Отряд Гусеобразные, или Пластинчатоклювые. Самый крупный представитель отряда — лебедь-шипун, достигающий массы 13 кг. Самым мелким является чирок-свистунок, который весит около 200—300 г. Тело гусеобразных увесистое с небольшой головой, расположенной на длинной шее. Клюв широкий и плоский, по бокам края которого зубчатые пластинки образовывают своеобразное решето, позволяющее фильтровать съедобные частицы из воды. Большинство гусеобразных — отменные летуны. Горный гусь— самая высоколетающая птица в мире, способная подниматься на высоту до 10 000 м. Отлично плавают и ныряют. Под водой гусеобразные проводят около 3 минут и ныряют на глубину до 10 метров. Вопросы: 1.С чем связано второе название отряда Гусеообразные? (клюв плоский с пластинками по бокам) 3.На какую высоту во время полёта могут подниматься представители отряда? (до 10 км) 4.Какая птица является самой крупной в отряде? (лебедь – шипун) Учитель: Лебеди известны нам своей красотой и изящностью. Эти птицы стали символом любви и верности. О них пишут стихи, песни, художественные произведения. Они подают пример человеку, как нужно относиться к любимым. «Лебединая верность» - это не художественный вымысел, а удивительная преданность птиц. Лебеди, а также другие гусеобразные, поражают своей заботой о любимых. Лебединая пара поочередно ухаживает за гнездом, высиживает яйца, тем самым дает возможность партнеру отдохнуть и полноценно питаться. Известны случаи, когда погибает один лебедь из пары, то второй кружит в поисках любимого и жалобно кричит. В нашей фауне встречается три вида: лебедь – шипун, лебедь – кликун и лебедь малый. Сообщение учащегося: Заказник «Лебединый» В Советском р-оне Алтайского края с 1967 г. на небольших незамерзающих всю зиму озерах, зимуют лебеди-кликуны. В 1973 году здесь был создан заказник «Лебединый» с целью сохранения единственной на Алтае зимовки лебедей-кликунов. В последние годы в водоемах заказника зимует порядка 420-450 лебедей. Кроме них, на озерах останавливается более 2 тыс. диких уток. Птицы из заказника в апреле улетают на лето в Салехардскую тундру, чтобы осенью с молодым потомством вернуться на Алтай. В России существует всего два «лебединых» заказника: в Чукотском АО и у нас – в Алтайском крае. В зоне континентального климата Алтай — единственное место в стране, где лебеди остаются на зиму. | Просматривают слайд презентации Читают текст учебника, находят и называют характерные и отличительные черты представителей данных отрядов. Для всех характерны: длинная шея и маленькая голова, длинные, мощные ноги, именно самец готовит гнездо, насиживает яйца и выводит птенцов. Представители этих отрядов являются выводковыми птицами. Данные черты записывают в соответствующие столбики таблицы. Учащиеся анализируют рис 116 и называют отличия: Ноги у страуса двупалые, а у представителей отрядов Нандуобразные и Казуарообразные – трехпалые Учащиеся записывают эту отличительную черту страуса во 2 столбик таблицы. Просмотр слайда Учащиеся называют признаки отряда: В скелете наличие киля; имеется копчиковая железа, секрет которой препятствует намоканию перьевого покрова; наличие перепонок между тремя направленными вперёд пальцами на ногах, важных для передвижения в воде; короткие ноги. Слушают рассказ одноклассника и просматривают слайды презентации. Отвечают на вопросы устно. |