Тема: «Размножение и развитие пресмыкающихся. Значение и охрана».
Цель: раскрытие особенностей размножения и развития пресмыкающихся в связи со средой обитания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: - сформировать знания об особенностях размножения и развития пресмыкающихся; расширить кругозор и познавательный интерес учащихся.
Коррекционно-развивающие: - развитие устной монологической речи учащихся при ответах на вопросы учителя; составление связного высказывания о размножении пресмыкающихся; развитие умения сравнивать и анализировать пресмыкающихся с земноводными; развитие произвольного внимания при выполнении заданий с использованием электронного пособия.
Коррекционно-воспитывающие: - прививать любовь к природе, бережное отношение к животным при демонстрации иллюстраций и видео о животных, при рассказе об их пользе; развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ; привитие ЗОЖ через умение оказания первой помощи при укусах змей.
Оборудование: компьютер, презентация «Размножение и развитие пресмыкающихся»; дидактические карточки;
Ход урока:
Организационный момент.
1. Предварительная организация класса.
Я рада видеть вас на уроке. Ребята поприветствуйте наших гостей. Я думаю, что наш урок будет плодотворным и принесет нам новые открытия
2. Актуализация знаний учащихся:
Слайд№1. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительных животных. В народе их считают быстрыми и юркими, способными к гипнотическому взгляду, ужасно кровожадными и ужасно переменчивыми. Некоторые из них способны прожить сотни лет и поэтому стали символом долголетия. Другие стали символом медицины.
- О каких животных идет речь? (о ящерицах, змеях, крокодилах)
Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
Задания на развитие логического мышления: Слайд№2
- К какой группе относятся эти животные? (пресмыкающиеся)
- Как по-другому называют пресмыкающихся? (рептилии)
- Кто лишний в каждом ряду? Слайд№3
А) прыткая ящерица, уж, лягушка
Б) гадюка, речной окунь, черепаха,
В) ящерица, крокодил, уж
Ответить на вопросы:
1)Назовите отличительные черты пресмыкающихся. Слайд№4 (сравнить с земноводными).
2) Чем и при помощи каких органов дышат пресмыкающиеся? (Сравнить с земноводными). Слайд№5 (Легкие развиты лучше, нет кожного дыхания)
3) Какие особенности строения имеет сердце пресмыкающихся? (Сравнить с земноводными). Слайд№6
(Перегородка в желудочке сердца, к органам поступает больше кислорода)
4) Чем нервная система пресмыкающихся отличается от нервной системы земноводных? Слайд№7(Головной мозг и органы чувств развиты лучше)
2. Самостоятельная работа. Слайд№8 - 10
Работа по карточкам (внутренние органы и части скелета)
Мы с вами хорошо поработали над предыдущей темой «Внутреннее строение пресмыкающихся». Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. А между тем, это поможет нам понять, почему пресмыкающихся можно встретить в различных местах обитания: на суше и в воде и почему некоторые из них существовали еще в древние времена. Какая тема урока сегодня назовете вы, если будете внимательны.
Итак, у людей – ребенок;
У лисы – (лисенок);
У кошки – (котенок);
У утки – (утенок);
Ау змеи? (змееныш)
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема урока: « Размножение и развитие пресмыкающихся». Слайд№11
Слайд№12 Предки рептилий.
Пресмыкающиеся происходят от древних земноводных – стегоцефалов. Появление рептилий на нашей планете было одним из величайших событий.
Будучи первыми истинно наземными позвоночными, древние рептилии достигли поразительного разнообразия.
Слайд№13 Динозавры откладывали яйца в теплый песок или в гнезда сооруженные из гниющей растительности. Скорлупа надежно защищала яйца от жарких солнечных лучей, не давая им высохнуть. Древние пресмыкающиеся были огромных размеров.
Слайд№14 Для любознательных.
- Как же происходит размножение и развитие современных пресмыкающихся?
Слайд№15 Вспоминаем!
- Как размножаются рыбы и земноводные?
Слайд№16 Откладывание яиц.
У пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных животных размножение и развитие происходит на суше. Даже ведущие вполне водный образ жизни крокодилы, морские змеи и черепахи выходят в период размножения на сушу и откладывают яйца, приспособленные к наземному образу жизни.
Слайд№17 Развитие зародыша.
- яйца содержат большой запас питательных веществ
- снаружи яйца покрыты плотной кожистой оболочкой (у ящериц и змей) или скорлупой (крокодилы и черепахи).
- в отложенных яйцах под влиянием тепла происходит развитие зародышей.
Слайд№18 Прорвав яйцевым зубом оболочку яйца, детеныш – маленькая копия родителей выходит наружу и сразу начинает жить самостоятельно.
Слайд№19 Работа со словами (плотная кожистая оболочка, скорлупа) Появились оболочки на яйце, размножение перестало зависеть от воды.
Слайд№20 Отвечаем на вопросы.
- Где размножаются пресмыкающиеся? (на суше)
-Чем отличаются яйца пресмыкающихся от икринок рыб и змей?
(покрыты кожистой оболочкой или скорлупой)
Физминутка для глаз. Слайд№21
Чтоб глаза наши зорче были,
Чтоб в очках нам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаем повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги.
Вправо, влево побыстрей
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно.
Ну, а дальше – будь здоров!
Слайд№22 Работа с учебником (проектная деятельность) Для сильной группы: - размножение прыткой ящерицы. Средняя группа – размножение ужа. Слабая группа - размножение гадюки.
Слайд№23 Прыткая ящерица.
Слайд№24 - Куда откладывает яйца прыткая ящерица? ( В земляные или песчаные ямки)
- Какие условия необходимы для развития зародыша? (тепло)
Слайд№25 - Чем питаются молодые ящерки? (мелкими насекомыми)
Слайд№26 Уж.
Слайд№27 - Куда откладывает яйца уж обыкновенный? (В кучу опавших листьев или навоза)
Слайд№28 - Чем питаются молодые ужи? (ужата охотятся в водоемах за головастиками и мальками рыб).
- Где нежелательно их нахождение? (в прудах, где разводят ценных рыб)
Слайд№29 Гадюка.
Слайд№30 - Каковы особенности размножения гадюки? (гадюка не откладывает яйца, развитие зародышей происходит в организме самок)
- Что дает гадюке такой способ размножения? (жить в более холодных местах, чем прыткой ящерице и ужу)
Слайд№31 - Чем питаются гадюки? (сначала насекомыми, потом мышами )
Слайд№32 Физминутка.
Все старались, отвечали (дети встают)
Мы немножечко устали (встряхивают руками и ногами)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Слайд№33 Забота о потомстве.
У большенства рептилий вся забота о потомстве ограничивается откладкой яиц в безопасное влажное место. Случаи проявления заботы сверх этого – редкость. Но всетаки есть такие, которые проявляют особую заботу. Ребята, а помните, как в сказке Р.Киплинга «Рики –тики – тави» змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змееныши (зачитать).
- Самка сетчатого питона охраняет кладку. Постоянно сокращаясь и расслабляя мышцы, она выделяет столько тепла, что температура кладки удерживается на 10 С выше окружающего воздуха. Наблюдается явление «насиживания».
Слайд№34 Забота крокодила (рассказ учащегося).
Самка американского аллигатора строит гнездо из пучков растений и комков грязи, складывая их в кучу высотой до 1 метра. В ямку вырытую на вершине кучи откладывает 15-80 яиц, накрывает кладку материалом взятым с краев и разравнивает его. Аллигатор держится рядом с кладкой , охраняя яйца от других животных. Вылупившихся детенышей, самка переносит в воду, держа их в пасти.
Значение пресмыкающихся в жизни человека.
- Пресмыкающиеся приносят вред или пользу человеку? (большинство ящериц и змей уничтожая вредных насекомых и грызунов приносят пользу с/х. Сами служат пищей промысловым зверям).
Серьезный вред человеку приносят ядовитые змеи. Ежегодно в мире от укусов змей умирают тысячи людей. У нас в крае встречаются ядовитые змеи.
Слайд№35 Что делать если укусила змея? (выступление медработника)
Слайд№36 Первая помощь при укусе змеи.
1. Тугое бинтование выше места укуса, покой, наложение шины, холод, обильное питье.
2. Если стало плохо – вызываем рвоту, обязательно к врачу!
Не надо отсасывать, прижигать, накладывать жгут.
3. Наиболее эффективна в этих случаях противозмеиная сыворотка, которую готовят из змеиного яда.
Слайд№37 Профилактика против змеиных укусов.
- ношение высокой обуви
- соблюдение осторожности в местах возможного присутствия змей.
Слайд№38 Изображение змеи когда – то давно было избрано эмблемой профессии врача.
- Почему же из всего разнообразия рептилий именно змея удостоилась такой чести?
Все дело в змеином яде. Он может убить человека, но может и вылечить. В наше время змеиный яд используют при лечении многих болезней: радикулита, ревматизма и др.
Слайд№39 В наши времена, когда человек активно использует рептилий в питании, изготовлении различных поделок, отлавливает их в природе, нарушая нормальное воспроизведение «экзотических домашних животных», это очень неблагоприятно влияет на их жизнь.
Некоторые из них находятся на грани вымирания или исчезли с лица земли, и в этом главная вина человека перед удивительными животными, о которых сегодня была речь. - Что же делают из кожи? (ваза из хвоста крокодила, сумка, пластины из панциря черепахи, гребень, изделия из змеиной кожи – кошелек)
Охрана пресмыкающихся.
Слайд№40 Спасти виды редких и исчезающих животных может только их охрана. В Красную книгу РФ попали 20 видов рептилий: 2 вида черепах, 6 видов ящериц, 12 видов змей.
Слайд№41 В Красную книгу Краснодарского края занесена черепаха колхидская, черепаха средиземноморская, колхидский уж. К сожалению, редких животных с каждым годом все больше.
Слайд№43 Стих.
Все – все, все на свете одинаково нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без природы нелепой,
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд!
И если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень друг другу нужны,
Все – все, все на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
Подумайте, что лично каждый из вас может сделать для охраны рептилий. Или вы что-то наоборот, перестанете делать ради сохранения животных.
Слайд№43 Прогрессивные черты пресмыкающихся.
Закрепление
Слайд№44 Текст
Слайд№45 Домашнее задание:
1 уровень: стр. 87-88, прочитать рассказ для дополнительного чтения: «Серый варан».
2 уровень: ответить на вопросы на стр. 89, прочитать рассказ «Безногие ящерицы»
3 уровень: задание 3 на стр.89
4 уровень: задание на карточке
7