СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 8 классе "Размножение и развитие пресмыкающихся"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 8 классе "Размножение и развитие пресмыкающихся"»

Тема: «Размножение и развитие пресмыкающихся. Значение и охрана».

Цель: раскрытие особенностей размножения и развития пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: - сформировать знания об особенностях размножения и развития пресмыкающихся; расширить кругозор и познавательный интерес учащихся.

Коррекционно-развивающие: - развитие устной монологической речи учащихся при ответах на вопросы учителя; составление связного высказывания о размножении пресмыкающихся; развитие умения сравнивать и анализировать пресмыкающихся с земноводными; развитие произвольного внимания при выполнении заданий с использованием электронного пособия.

Коррекционно-воспитывающие: - прививать любовь к природе, бережное отношение к животным при демонстрации иллюстраций и видео о животных, при рассказе об их пользе; развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ; привитие ЗОЖ через умение оказания первой помощи при укусах змей.

Оборудование: компьютер, презентация «Размножение и развитие пресмыкающихся»; дидактические карточки;

Ход урока:

Организационный момент.

1. Предварительная организация класса.

Я рада видеть вас на уроке. Ребята поприветствуйте наших гостей. Я думаю, что наш урок будет плодотворным и принесет нам новые открытия

2. Актуализация знаний учащихся:

Слайд№1. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительных животных. В народе их считают быстрыми и юркими, способными к гипнотическому взгляду, ужасно кровожадными и ужасно переменчивыми. Некоторые из них способны прожить сотни лет и поэтому стали символом долголетия. Другие стали символом медицины.

- О каких животных идет речь? (о ящерицах, змеях, крокодилах)

Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

Задания на развитие логического мышления: Слайд№2

- К какой группе относятся эти животные? (пресмыкающиеся)

- Как по-другому называют пресмыкающихся? (рептилии)

- Кто лишний в каждом ряду? Слайд№3

А) прыткая ящерица, уж, лягушка

Б) гадюка, речной окунь, черепаха,

В) ящерица, крокодил, уж

Ответить на вопросы:

1)Назовите отличительные черты пресмыкающихся. Слайд№4 (сравнить с земноводными).

2) Чем и при помощи каких органов дышат пресмыкающиеся? (Сравнить с земноводными). Слайд№5 (Легкие развиты лучше, нет кожного дыхания)

3) Какие особенности строения имеет сердце пресмыкающихся? (Сравнить с земноводными). Слайд№6

(Перегородка в желудочке сердца, к органам поступает больше кислорода)

4) Чем нервная система пресмыкающихся отличается от нервной системы земноводных? Слайд№7(Головной мозг и органы чувств развиты лучше)

2. Самостоятельная работа. Слайд№8 - 10

Работа по карточкам (внутренние органы и части скелета)

Мы с вами хорошо поработали над предыдущей темой «Внутреннее строение пресмыкающихся». Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. А между тем, это поможет нам понять, почему пресмыкающихся можно встретить в различных местах обитания: на суше и в воде и почему некоторые из них существовали еще в древние времена. Какая тема урока сегодня назовете вы, если будете внимательны.

Итак, у людей – ребенок;

У лисы – (лисенок);

У кошки – (котенок);

У утки – (утенок);

Ау змеи? (змееныш)

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема урока: « Размножение и развитие пресмыкающихся». Слайд№11

Слайд№12 Предки рептилий.

Пресмыкающиеся происходят от древних земноводных – стегоцефалов. Появление рептилий на нашей планете было одним из величайших событий.

Будучи первыми истинно наземными позвоночными, древние рептилии достигли поразительного разнообразия.

Слайд№13 Динозавры откладывали яйца в теплый песок или в гнезда сооруженные из гниющей растительности. Скорлупа надежно защищала яйца от жарких солнечных лучей, не давая им высохнуть. Древние пресмыкающиеся были огромных размеров.

Слайд№14 Для любознательных.

- Как же происходит размножение и развитие современных пресмыкающихся?

Слайд№15 Вспоминаем!

- Как размножаются рыбы и земноводные?

Слайд№16 Откладывание яиц.

У пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных животных размножение и развитие происходит на суше. Даже ведущие вполне водный образ жизни крокодилы, морские змеи и черепахи выходят в период размножения на сушу и откладывают яйца, приспособленные к наземному образу жизни.

Слайд№17 Развитие зародыша.

- яйца содержат большой запас питательных веществ

- снаружи яйца покрыты плотной кожистой оболочкой (у ящериц и змей) или скорлупой (крокодилы и черепахи).

- в отложенных яйцах под влиянием тепла происходит развитие зародышей.

Слайд№18 Прорвав яйцевым зубом оболочку яйца, детеныш – маленькая копия родителей выходит наружу и сразу начинает жить самостоятельно.

Слайд№19 Работа со словами (плотная кожистая оболочка, скорлупа) Появились оболочки на яйце, размножение перестало зависеть от воды.

Слайд№20 Отвечаем на вопросы.

- Где размножаются пресмыкающиеся? (на суше)

-Чем отличаются яйца пресмыкающихся от икринок рыб и змей?

(покрыты кожистой оболочкой или скорлупой)

Физминутка для глаз. Слайд№21

Чтоб глаза наши зорче были,

Чтоб в очках нам не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаем повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги.

Вправо, влево побыстрей

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно.

Ну, а дальше – будь здоров!

Слайд№22 Работа с учебником (проектная деятельность) Для сильной группы: - размножение прыткой ящерицы. Средняя группа – размножение ужа. Слабая группа - размножение гадюки.

Слайд№23 Прыткая ящерица.

Слайд№24 - Куда откладывает яйца прыткая ящерица? ( В земляные или песчаные ямки)

- Какие условия необходимы для развития зародыша? (тепло)

Слайд№25 - Чем питаются молодые ящерки? (мелкими насекомыми)

Слайд№26 Уж.

Слайд№27 - Куда откладывает яйца уж обыкновенный? (В кучу опавших листьев или навоза)

Слайд№28 - Чем питаются молодые ужи? (ужата охотятся в водоемах за головастиками и мальками рыб).

- Где нежелательно их нахождение? (в прудах, где разводят ценных рыб)

Слайд№29 Гадюка.

Слайд№30 - Каковы особенности размножения гадюки? (гадюка не откладывает яйца, развитие зародышей происходит в организме самок)

- Что дает гадюке такой способ размножения? (жить в более холодных местах, чем прыткой ящерице и ужу)

Слайд№31 - Чем питаются гадюки? (сначала насекомыми, потом мышами )

Слайд№32 Физминутка.

Все старались, отвечали (дети встают)
Мы немножечко устали (встряхивают руками и ногами)
Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Слайд№33 Забота о потомстве.

У большенства рептилий вся забота о потомстве ограничивается откладкой яиц в безопасное влажное место. Случаи проявления заботы сверх этого – редкость. Но всетаки есть такие, которые проявляют особую заботу. Ребята, а помните, как в сказке Р.Киплинга «Рики –тики – тави» змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змееныши (зачитать).

- Самка сетчатого питона охраняет кладку. Постоянно сокращаясь и расслабляя мышцы, она выделяет столько тепла, что температура кладки удерживается на 10 С выше окружающего воздуха. Наблюдается явление «насиживания».

Слайд№34 Забота крокодила (рассказ учащегося).

Самка американского аллигатора строит гнездо из пучков растений и комков грязи, складывая их в кучу высотой до 1 метра. В ямку вырытую на вершине кучи откладывает 15-80 яиц, накрывает кладку материалом взятым с краев и разравнивает его. Аллигатор держится рядом с кладкой , охраняя яйца от других животных. Вылупившихся детенышей, самка переносит в воду, держа их в пасти.

Значение пресмыкающихся в жизни человека.

- Пресмыкающиеся приносят вред или пользу человеку? (большинство ящериц и змей уничтожая вредных насекомых и грызунов приносят пользу с/х. Сами служат пищей промысловым зверям).

Серьезный вред человеку приносят ядовитые змеи. Ежегодно в мире от укусов змей умирают тысячи людей. У нас в крае встречаются ядовитые змеи.

Слайд№35 Что делать если укусила змея? (выступление медработника)

Слайд№36 Первая помощь при укусе змеи.

1. Тугое бинтование выше места укуса, покой, наложение шины, холод, обильное питье.

2. Если стало плохо – вызываем рвоту, обязательно к врачу!

Не надо отсасывать, прижигать, накладывать жгут.

3. Наиболее эффективна в этих случаях противозмеиная сыворотка, которую готовят из змеиного яда.

Слайд№37 Профилактика против змеиных укусов.

- ношение высокой обуви

- соблюдение осторожности в местах возможного присутствия змей.

Слайд№38 Изображение змеи когда – то давно было избрано эмблемой профессии врача.

- Почему же из всего разнообразия рептилий именно змея удостоилась такой чести?

Все дело в змеином яде. Он может убить человека, но может и вылечить. В наше время змеиный яд используют при лечении многих болезней: радикулита, ревматизма и др.

Слайд№39 В наши времена, когда человек активно использует рептилий в питании, изготовлении различных поделок, отлавливает их в природе, нарушая нормальное воспроизведение «экзотических домашних животных», это очень неблагоприятно влияет на их жизнь.

Некоторые из них находятся на грани вымирания или исчезли с лица земли, и в этом главная вина человека перед удивительными животными, о которых сегодня была речь. - Что же делают из кожи? (ваза из хвоста крокодила, сумка, пластины из панциря черепахи, гребень, изделия из змеиной кожи – кошелек)

Охрана пресмыкающихся.

Слайд№40 Спасти виды редких и исчезающих животных может только их охрана. В Красную книгу РФ попали 20 видов рептилий: 2 вида черепах, 6 видов ящериц, 12 видов змей.

Слайд№41 В Красную книгу Краснодарского края занесена черепаха колхидская, черепаха средиземноморская, колхидский уж. К сожалению, редких животных с каждым годом все больше.

Слайд№43 Стих.

Все – все, все на свете одинаково нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без природы нелепой,

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд!

И если мы с кем – то не очень дружны,

Мы все – таки очень друг другу нужны,

Все – все, все на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

Подумайте, что лично каждый из вас может сделать для охраны рептилий. Или вы что-то наоборот, перестанете делать ради сохранения животных.

Слайд№43 Прогрессивные черты пресмыкающихся.

Закрепление

Слайд№44 Текст

Слайд№45 Домашнее задание:

1 уровень: стр. 87-88, прочитать рассказ для дополнительного чтения: «Серый варан».

2 уровень: ответить на вопросы на стр. 89, прочитать рассказ «Безногие ящерицы»

3 уровень: задание 3 на стр.89

4 уровень: задание на карточке



7